За последнее
время в недрах исполнительной и законодательной власти сломано
немало копий при обсуждении налоговых нововведений. Каков
результат? Через год с небольшим налог на добавленную стоимость
может быть снижен на пять пунктов - с нынешних 18% до 13%.
Реализовать ослабление налогового пресса с 2007 года намерен
премьер Михаил Фрадков. Это будет едва ли не единственный
либеральный шаг Белого дома за последние годы. Впрочем,
этот шаг вперед уже предварен двумя шагами назад - фактической
отменой налоговой презумпции невиновности.
Долгий путь из "тени"
О снижении ставки НДС, являющегося одним из основных
факторов инфляции (этим налогом, как известно, облагаются
почти все товары и услуги), говорят с тех самых пор, как
этот налог появился в российской экономике. Но поскольку
НДС не только один из самых легко собираемых налогов,
но и один из главных источников пополнения бюджета, о
его снижении даже не заикались. Однако наступил "нефтяной"
экономический рост, и при принятии летом 2003 года трехлетнего
плана налоговой реформы Белый дом заявил о снижении базовой
ставки НДС с 2004 года на 2 процента - с 20% до 18%.
Никакого заметного эффекта это снижение не принесло -
цены не упали, а выиграли разве что крупные компании,
для которых и 2-процентная экономия дала ощутимые прибыли.
Но вот в конце прошлого года заместитель руководителя
аппарата правительства Михаил Копейкин предложил снизить
НДС до 13%. Его поддержал Фрадков, но резко против выступили
министры экономического блока Алексей Кудрин и Герман
Греф. И премьер отступил. Кудрин после этого даже сделал
ряд публичных заявлений о том, что вопрос о снижении НДС
"закрыт" до 2008 года, а то и дальше. Однако
в мае 2005 года о необходимости снижения базовой ставки
НДС заявил в своем бюджетном послании президент Владимир
Путин, а в сентябре Михаил Фрадков вернулся к этой теме,
заявив, что снижение НДС приведет к существенному выходу
из тени экономики, соответственно, росту доходов бюджета.
После чего и появились соответствующие поручения и "декларации
о намерениях" в среднесрочной программе правительства.
Насколько обоснованно мнение премьера - сказать трудно:
никаких расчетов не приводилось. Применительно к бюджету-2006
снижение НДС на пять пунктов влечет за собой потери примерно
в 300 млрд. рублей. Какая часть экономики в результате
этого выйдет из тени и начнет платить налоги - неизвестно.
В этой связи скептицизм "экономических" министров
выглядит обоснованным - особенно если учесть, что широко
разрекламированное в качестве способа выведения экономики
из "тени" снижение единого социального налога
(на чем настаивали те же министры) на деле не дало никаких
результатов.
Тем не менее снижение НДС конечно же будет приветствоваться
и предпринимателями, и гражданами, вынужденными оплачивать
многие товары и услуги с учетом этого налога. Правда,
еще больше они бы приветствовали другие меры, также касающиеся
НДС. Например, если бы правительство вернуло действовавшее
до 2002 года положение, при котором этим налогом не облагались
бы лекарства и медицинская техника, дороговизна которых
не требует доказательств, а доступность по этой причине
оставляет желать лучшего. А ведь речь идет о товарах,
которые покупают не по прихоти, а лишь по суровой необходимости.
Фраза без концовки
А теперь - о неприятном. Только что президент подписал
закон о внесении изменений в Налоговый кодекс и ряд законодательных
актов, разрешив досудебное взыскание налоговыми службами
наложенных ими штрафов на предпринимателей, физических
лиц и организации. Аналогичным правом - применительно
к соответствующим платежам - наделяется и Пенсионный фонд.
Пресс-служба правительства заявляет, что теперь "решение
органов, осуществляющих соответствующие публичные функции,
будет иметь статус исполнительного документа, что позволит
указанным органам самостоятельно, без обращения в суд,
осуществлять свои полномочия".
Что называется, приехали. В упомянутом выше бюджетном
послании 2005 года президент говорил о необходимости установления
порядка "досудебного урегулирования налоговых споров".
Теперь вместо этого вводится внесудебная конфискация имущества
налогоплательщиков. Говоря другими словами, в налоговой
сфере отменяется презумпция невиновности.
Стоит отметить, что к презумпции виновности налогоплательщика
в Минфине призывали давно. Еще в 1997 году, когда разрабатывался
Налоговый кодекс, один из его авторов - заместитель министра
финансов Сергей Шаталов (нынче он - первый замминистра)
проводил в жизнь именно эту идею. Налогоплательщик должен
был доказывать свою невиновность налоговым органам, а
не они должны были доказывать (причем в суде) его виновность.
Атаку удалось отбить: в текст кодекса (в статью 108) записали,
что "лицо считается невиновным в совершении налогового
правонарушения, пока его виновность не будет доказана
в установленном федеральным законом порядке в соответствии
со вступившим в законную силу решением суда".
Теперь в этой фразе нет концовки - ссылки на решение
суда. Именно это и отменяет презумпцию невиновности. Налоговики
наделяются правом списывать наложенные ими штрафы в безакцептном
порядке. А уже потом "нарушитель" должен идти
в суд и объяснять, что он ничего не нарушил. При этом
кодекс дополняется новой статьей - "Взыскание налоговой
санкции на основании решения налогового органа".
Правда, списать без суда можно лишь штрафы, величина
которых не превышает 5 тысяч рублей для индивидуальных
предпринимателей, и 50 тысяч - для организаций, но эти
штрафы накладываются, как теперь написано в НК, "по
каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или)
иному нарушению законодательства о налогах и сборах".
Что открывает просто-таки фантастические возможности для
произвольной трактовки - с понятными последствиями.
Наконец, о предоставлении Пенсионному фонду прав по безакцептному
списанию штрафов: оно выглядит просто абсурдным. ПФР -
государственное учреждение, а не орган государственной
власти, и никакими правами по принудительному отъему денег
налогоплательщиков наделен быть не может: В любом случае
предоставление ПФР, как и налоговой службе, права на внесудебное
списание штрафов со счета налогоплательщиков, как представляется,
не что иное, как грубейшее нарушение Конституции. А именно
ее 35-й статьи, где говорится, что никто не может быть
лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Штраф не налог, уплачивать который налогоплательщик обязан,
его правомерность должна быть подтверждена судом, где
истина устанавливается в рамках состязательной процедуры.
Впрочем, желание налоговиков избавить себя от этой состязательности
понятно: власть во всех возможных областях стремится устранить
конкуренцию и установить монополию.