На прошлой неделе прошел Международный день школьной
библиотеки. Как поднять статус школьного библиотекаря
в нашей стране? Какой должна быть современная школьная
библиотека? Об этом говорили на пресс-конференции, проходившей
в Центральном доме журналиста.
Школьные библиотеки укомплектованы учебниками лишь на
15%. Исключение составляют всего несколько регионов, среди
которых Москва, Татарстан, Дагестан, Петербург. Когда-то
школьные библиотеки в обязательном порядке получали экземпляры
всей научно-популярной литературы, все энциклопедии. А
кроме того, колоссальное количество журналов - "Юный
натуралист", "Техника - молодежи", "Знание
- сила", многие другие. И все это расширяло те образовательные
возможности, которые школа давала ребенку. По словам директора
издательства "Просвещение" Александра Кондакова,
это и было тем, что мы сегодня называем "индивидуализацией
обучения". В 90-х финансирование библиотек прекратилось.
Информационно-образовательная среда школьника была разрушена.
Библиотекарь получал самую низкую зарплату в школе, библиотека
не могла пополнять свои фонды. В результате мы и получили
то, что получили. Резкое снижение уровня образованности
наших выпускников - это прежде всего разрушение информационно-образовательного
пространства детей в школе.
Кроме того, развеян миф о нас, как о самой читающей нации.
Тиражи толстых журналов упали в тысячи раз. Появились
новые соблазны для молодежи - клубы, развлекательные центры.
"Мы были читающими от безысходности", - пошутил
глава комиссии по образованию Мосгордумы Евгений
Бунимович. Поэтому сегодня, когда дети перестали читать,
нужна национальная программа чтения. И несмотря на то,
что Москва все годы выделяет деньги на покупку учебников
для школьных библиотек, комплектование этих библиотек
книгами - совсем другой вопрос. В курсе литературы появились
новые имена - Солженицын, Пастернак. Но их книги редко
можно встретить в школьной библиотеке.
По словам Евгения Бунимовича, наши дети (в отличие от
их сверстников-европейцев и американцев) привыкли все
воспринимать со слов учителя: школа не учит их работать
с текстом, с документами. Может быть, поэтому мы и занимаем
столь отдаленное место по чтению (а точнее, по умению
работать с текстом) в международном исследовании образовательных
достижений школьников PISA. Между тем таким вещам может
научить именно школьный библиотекарь.
Понятие библиотеки как места, где сидит за прилавком
женщина и выдает книги, устарело. Сегодня нужно уже говорить
о библиотечно-информационном комплексе. Поэтому, по словам
Евгения Бунимовича, "мы поставили перед архитекторами,
проектирующими новые школы, задачу разместить в центре
школьного здания библиотеку, столовую и физкультурный
зал. Это поможет решить проблему "дыр" в учебном
расписании. У детей будет место, где можно подготовиться
к следующему уроку (в ситуации профильной школы возникает
много курсов по выбору; появляется необходимость самостоятельной
работы с материалом, проектная деятельность). И библиотека
должна стать базой, основой школы (даже с точки зрения
архитектуры)... Я бы не хотел, чтобы библиотека оставалась
храмом. Это - информационный центр".
К сожалению, даже при наличии хорошего библиотекаря и
богатого книжного фонда старые школьные здания, которых
в Москве большинство, к концепции новой библиотеки не
приспособлены. В современной библиотеке должны быть столы,
компьютеры, там школьник сможет заниматься в течение нескольких
часов, работать над исследованием с помощью энциклопедий,
интернета. А библиотекарь должен научить найти нужную
информацию.
- Мне очень нравится, - сказал Евгений Бунимович, - предмет
в американской школе, который называется "impact".
Это урок, на котором происходят разные исследования: один
занимается исследованием стихотворной формы XIX века,
другой -- физическими опытами. Предметом является само
исследование: форма добычи информации, ее обработка, осмысление.
Часто такую дисциплину преподает библиотекарь. Это не
учитель по одному предмету, а специалист по форме исследования.
Это и есть библиотекарь будущего.
Кроме необходимости повышать квалификацию библиотекаря
пора поднять его статус, приравняв к педагогу. Сегодня
он не имеет права на повышение разряда при аттестации.
Это вопрос федерального законодательства. В образовательный
кодекс необходимо внести особый блок, касающийся школьного
библиотекаря.