В течение
лета при Совете Федерации был разработан проект Федерального
закона «об основных направлениях государственной молодежной
политики в Российской Федерации». По сложившейся традиции,
документ готовился в строгой секретности от общественных
молодежных организаций и независимых экспертов. Проект не
был представлен для широкого обсуждения ни в молодежных
и студенческих аудиториях, ни в средствах массовой информации.
Государство, отгородившись от собственных граждан стеной
негласности, выработало программу молодежной политики без
участия ее основного объекта – молодых людей.
Если совсем недавно основным приоритетом государственной
молодежной политики был патриотизм и безоговорочная поддержка
высшего руководства страны, что наиболее ярко демонстрировала
деятельность забытой в последнее время Общественной организации
содействия воспитанию молодежи «Идущие вместе», то сегодня
вся деятельность государства в области молодежной политики
направлена на создание молодежных организаций для противостояния
так называемым «оранжевым революциям». Отсюда появление
многочисленных прокремлевских движений, которые либо формируются
при поддержке власти: «Евразийский союз молодежи», «ВАЛ»,
либо ею непосредственно создаются: «Наши», «Россия Молодая»,
лужковская “Гражданская смена”. На подобные программы
патриотического воспитания выделяются большие средства
из федерального бюджета, а их реализация происходит по
откровенно коррупционным схемам.
Все это не имеет ничего общего со сферой молодежной политики.
При этом ни одна программа не обеспечивает молодым людям
возможности самореализации. Напортив, увидев угрозу своей
безопасности в активности студентов, власть стремится
не допустить того, чтобы молодые люди стали независимыми
и полноправными гражданами российского общества.
Постановление Верховного Совета РФ «об основных направлениях
государственной молодежной политики в российской федерации»
перестало соответствовать новым законодательным актам
и ситуации в стране, поэтому новый федеральный закон авторы
называют современным и актуальным в нынешних условиях.
Но и новый закон не учитывают российских реалий, является
во многом декларативным.
Например, в проекте не предусмотрено стратегия государства
в области образования. Закон не гарантирует обеспечения
права российской молодежи на получение качественного и
востребованного рынком труда образования, повышения стипендий
и снижения стоимости проезда к месту учебы для иногородних
студентов; поддержки талантливых молодых ученых. В перечень
лиц, нуждающихся в поддержке государства, не включены
студенты высших и средних специальных учебных заведений.
Отсутствует направление государственной молодежной политики
и в сфере здравоохранения. Нежелание власти решать вопросы
больных наркоманией и ВИЧ-инфицированных может привести
к серьезным социальным проблемам, уже сейчас молодые люди
оказываются брошенными на произвол судьбы без поддержки
государства и общества.
Также ни слова не сказано об альтернативной гражданской
службе, правах призывников и отсрочках для студентов и
молодых ученых. По сравнению с Постановлением ВС, где
поддержке молодого предпринимательства была посвящена
целая глава, новый законопроект ограничивается лишь предложением
по обучению молодежи основам рынка и бизнеса.
Примечательно, что по определению, зафиксированному в
данном законопроекте, молодежным объединением является
лишь официально зарегистрированная организация, а молодежным
советом, студенческим советом – только созданные по распоряжению
глав администраций, руководителей учебных заведений. На
самом деле, они являются декоративными общественными институтами.
Вместо поддержки деятельности молодежных организаций и
законодательного определения их статуса данный проект
ограничивает их и выводит за рамки закона.
Таким образом, ни программа, ни федеральный закон о молодежной
политике, если они разработаны государственными чиновниками,
без привлечения независимых экспертов, представителей
молодежных организаций и ассоциаций студентов и без обсуждения
в обществе и прессе, они не в состоянии решить ни одной
проблемы российской молодежи.
Государство, не желающее диалога с собственными молодыми
гражданами, рискует получить то, против чего оно так упорно
борется в последнее время, – события, аналогичные 60-м
годам во Франции, когда студенты перевернули общественную
и политическую жизнь и навсегда заставили власть считаться
с собой.