Соответствуют
ли наши выборы международным стандартам? Этот вопрос обсуждался
на международной конференции "Российские выборы в контексте
международных избирательных стандартов", прошедшей
в Москве. Ответ был дан однозначный: не соответствуют. Нарушается
самый главный из принятых в мире стандартов - выборы являются
заведомо неравными и нечестными, поскольку на них не обеспечивается
свободная конкуренция. Более того, последние изменения в
российском выборном законодательстве преследуют прямо противоположную
цель: обеспечение политической монополии и несменяемости
власти.
Привести соответствующие примеры несложно - участники
конференции подробно рассказывали о том, что законы, выходящие
из парламента с "медвежьей" гегемонией, сегодня
написаны так, что дают возможность устранить конкурентов
действующей власти на всех этапах избирательного процесса.
Так, закон поднимает до 7% барьер для прохождения в парламент
партий и одновременно увеличивает требования к их численности,
а также запрещает избирательные блоки. В результате значительная
часть оппозиционных партий де-факто лишается возможности
провести своих кандидатов. Далее с прежних 25% до 10%
снижена максимально допустимая доля погрешностей в представляемых
для регистрации подписях. Если учесть, что проверкой занимаются
органы МВД, прямо подчиненные власти, понятно, что "отсечь"
можно любой избирательный список. Оппозиции предельно
затрудняется наблюдение за выборами - теперь быть наблюдателями
смогут только представители участвующих в выборах партий,
в то время как раньше их могли выставить любые общественные
объединения. Применение сканеров в сочетании с запретом
ручного пересчета голосов не позволяет проверить достоверность
результатов голосования. Ну а говорить о том, насколько
"равные" возможности с партией власти оппозиция
имеет в предвыборной агитации, и вовсе не приходится.
При этом механизм формирования избиркомиссий гарантирует
их полную зависимость от исполнительной власти.
Дело, впрочем, не только в плохих законах. "Главные
причины, из-за которых российские выборы нельзя считать
свободными и справедливыми, лежат вне сферы избирательного
законодательства", - констатируется в аналитическом
докладе Независимого института выборов, которым руководит
бывший председатель ЦИК Александр Иванченко. И дальше
по пунктам: суд, который нельзя назвать независимым; СМИ,
в большинстве случаев зависящие от властей; массовое применение
"административного ресурса", что делает органы
исполнительной власти "главным субъектом любых выборов".
На конференции один из авторов доклада (юрист и председатель
Межрегионального объединения избирателей Андрей Бузин)
рассказывал о том, как в Москве годами фальсифицируются
результаты муниципальных выборов. Борис Надеждин (СПС)
красочно описывал, как муниципальные выборы проходили
в Подмосковье, где "неправильных" кандидатов
в массовом порядке снимали с дистанции или заставляли
их отказаться от участия. Ольга Покровская ("Яблоко")
показывала фильм о муниципальных выборах в Петербурге,
где граждане голосовали за одних кандидатов, а депутатами
были объявлены совсем другие люди (сами понимаете, из
какой партии). Победу им обеспечило досрочное голосование,
где за "единороссов" якобы проголосовали до
90% избирателей. Правда, в день выборов за них почему-то
голосовало ничтожное меньшинство граждан, а наибольшую
поддержку получили "яблочники". Понятно, что
такое могло быть лишь результатом массового вброса бюллетеней,
но избирком не усмотрел никаких нарушений.
"Эта избирательная реформа направлена на закрепление
авторитарного режима и на избавление его от конкурентов,
- считает президент фонда "Индем" Георгий Сатаров.
- Но в этом есть и положительная сторона: авторитаризм
не может быть эффективным. Чем больше будут давить, тем
больше вероятность, что режим не справится с возникающими
проблемами".
"Не разделяю оптимизма моего старого товарища, -
вздохнул один из разработчиков российского избирательного
законодательства 90-х годов профессор Виктор Шейнис. -
Ситуацию надо оценивать трезво. Отменить контрреформу
избирательного законодательства в близкой перспективе
мы не сможем. Но надо вести арьергардные бои везде, где
можно (в Конституционном суде, например), будоражить тех,
кто хочет слушать и до кого сумеем докричаться".
Впрочем, есть в российской политической практике и светлые
пятна. Оказывается, в Ставрополье представители "Единой
России" пришли в ассоциацию по защите прав избирателей
"Голос" и попросили защиты от административного
ресурса. Побольше бы нам таких регионов...