Глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олег Вьюгин выступил с
революционной инициативой: создать специальный "накопительный
пенсионный фонд" для страхования Пенсионного фонда
России. Что стоит за этой инициативой высокопоставленного
чиновника: очередное "покушение" на деньги Стабилизационного
фонда, коих было уже немало в последнее время, или хорошо
просчитанное финансовое решение назревшей проблемы?
"МН" уже рассказывали о том, как нарастает
дефицит бюджета Пенсионного фонда (см. N 28, "Старики
попали в дыру"). Тогда эксперты (включая аудитора
Счетной палаты Сергея Агапцова) предупреждали: если "прореху"
срочно не закрыть, то через несколько лет наступит полный
крах нынешней пенсионной системы. При этом темпы роста
указанного дефицита таковы, что могут стать серьезной
помехой для властей уже в 2008 году, который, по понятным
причинам, имеет для Кремля особое значение...
Волей-неволей приходится предлагать рецепты решения этого
щекотливого вопроса. Проблема, впрочем, проста: откуда-то
надо взять деньги, чтобы закрыть "пенсионную дыру".
Ответ напрашивался давно: использовать сверхдоходы, которые
приносят в бюджет растущие цены на нефть. Сейчас они пополняют
лишь Стабилизационный фонд, который уже "распух"
до 960 млрд. рублей (более 33 млрд. долларов). А к концу
"года икс" (2008-го), по минфиновским прогнозам,
Стабфонд может составить 3 трлн. рублей и почти догнать
нынешний федеральный бюджет. И это, как уверяет главный
экономист компании "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков,
лишь минимальные оценки: при нынешней "цене отсечения"
для нефти размер Стабилизационного фонда будет расти на
40 - 50 млрд. долларов в год...
Объяснить российским пенсионерам, почему, располагая
такими деньгами, правительство не способно нормально финансировать
достаточно скромные пенсии, невозможно. И в этом смысле
инициатива Вьюгина пришлась как никогда кстати. Как именно
ее реализовать? Очень просто: рассчитать, сколько денег
надо оставить в Стабфонде, чтобы застраховаться от колебаний
цен на нефть, а все прочие средства направить в "страховочный"
фонд.
Сегодня в Стабфонд попадают доходы, связанные с превышением
цен на нефть над упомянутой "ценой отсечения",
равной 27 долларам за баррель. При этом реально нефть
стоит в два раза дороже - на уровне 55 долларов за баррель.
Можно установить еще одну границу (скажем, в 40 долларов
за баррель), и все доходы, связанные с продажей нефти
дороже, чем по 40 долларов, отправлять на страховку бюджета
ПФР. Простенько и со вкусом.
Эту мысль одобрил даже министр финансов Алексей Кудрин,
который доселе выступал категорически против любой траты
средств Стабфонда на какие-либо другие цели, помимо погашения
внешнего долга. Так что, возможно, предложение Вьюгина
имеет все шансы быть реализованным...
Конечно, определенный риск в этом есть: мы ставим работу
пенсионной системы в зависимость от того, как будет меняться
нефтяная конъюнктура. Но эта зависимость не так и велика,
а цены на нефть пока что не обнаруживают тенденции к падению.
Если же такое случится, надо будет думать об иных источниках
страховки. Во всяком случае такая система все же лучше,
чем сегодняшняя, когда дефицит бюджета Пенсионного фонда
вообще ничем не подстрахован.
Причины, по которым возник и нарастает дефицит бюджета
ПФР, хорошо известны: изменение шкалы единого социального
налога. На выплату пенсий с 2005 года направляется лишь
20% от фонда заработной платы работников вместо 28, как
раньше. Обещанного же массового вывода зарплат из "тени"
(что, по уверениям правительства, должно было скомпенсировать
потери) не произошло.
Впрочем, даже если бы шкала ЕСН не изменилась - это не
предотвратило бы кризис пенсионной системы. Ведь уже не
раз сказано: корень зла в том, что на выплату российских
пенсий многие годы направляется не более 6 процентов от
валового национального продукта. При этом в любой из европейских
стран, включая страны Восточной Европы, на эти цели расходуется
не менее 12 - 15%. К тому же ЕСН является единственным
источником финансирования пенсионной системы, которая
оказывается полностью зависящей от одного-единственного
налога. Между тем, скажем, бюджет любого уровня имеет
как минимум 3 - 4 вида налоговых поступлений, и если недобирается,
например, подоходный налог, то это можно компенсировать
повышенными поступлениями налога на прибыль и так далее.
О том, что необходима диверсификация источников финансирования
пенсионной системы, говорили давно. Обсуждались разные
варианты: направить на выплату пенсий рентные платежи
за право пользования месторождениями полезных ископаемых,
формировать бюджет ПФР за счет отчислений от НДС или от
налога на прибыль... Но ничего из этого не было принято.
Теперь, что называется, клюнул предстоящий 2008 год в
темечко - и позиция правительства начала меняться...
В связи с этим нелишне напомнить: выплата пенсий - конституционная
обязанность государства. Пенсия - это законная компенсация
человеку за его прошлый труд, результаты которого используются
сегодня. К сожалению, российская власть традиционно исповедует
иной, порочный по своей сути подход: пенсия - это государственное
подаяние, своего рода пособие по нетрудоспособности для
стариков. Раз так - "рука дающего" вполне может
и оскудеть.