Реформа образования без решения проблемы ее движущей
силы – учителей – обречена стать виртуальной.
Представляя правительству план реализации президентских
инициатив в образовании, Андрей Фурсенко назвал ряд приоритетных
направлений, по которым предполагается в самое ближайшее
время сделать прорыв: информатизация отрасли, инновации
в школах, участие общества в управлении образованием.
За скобками обсуждения остался один, но самый существенный
вопрос: а с кем министр, как сказали бы в армии, собрался
идти в прорыв? Первыми на вражескую оборону шли либо высококлассные
соединения, либо штрафники. Честно говоря, современное
российское учительство больше подходит под вторую категорию.
«Кому до ордена, а большинству до вышки», как пел Высоцкий.
Вот это крепостное воинство министр и поведет в прорыв.
Результаты предсказать несложно: проблемы останутся, а
ряды учителей изрядно поредеют.
Каждый год в начале октября первые лица государства на
свой лад отмечают День учителя. Кто-то доезжает до школы,
где во дворе в предобморочном состоянии выстроены дети
и педагоги, а стены еще пахнут свежей краской, кто-то
вспомнит в интервью о первой учительнице и обязательно
ввернет пару слов «о благородном труде учителей-подвижников».
Может, кого-то это и обманывает, но только не самих учителей.
Реальное отношение государства к учительству выражено
в десятках нормативно-правовых (и не очень правовых) актов,
в самом векторе образовательных реформ.
Министр финансов Кудрин при обсуждении в Думе бюджета-2006
сообщил, что в следующем году зарплата бюджетников вырастет
на 20% при уровне инфляции в 8,5%. 11,5 % чистого повышения.
Но этот расчет примет на веру только тот, кто не знает
реальных экономических механизмов в образовании.
Реально зарплату педагогам платят регионы. Средства на
обещанное Кудриным повышение придется искать губернаторам.
Денег в региональных бюджетах не так чтобы густо. Но выход
находится легко. Дело в том, что зарплата педагога складывается
из очень многих составляющих: базовая ставка плюс разнообразные
доплаты. За проверку тетрадей, за классное руководство,
за оформление кабинета, за дополнительные часы занятий,
за руководство кружками…
Региональные власти увеличивают заработок по базовой
ставке, но снимают все доплаты. Реальная зарплата педагога
уменьшается на четверть, а то и треть.
Но зато Кудрину можно отрапортовать – повысили! В нынешнем
году именно так «повышали» учительское благосостояние
во многих областях центральной России.
Конечно, власти некоторых дотационных регионов не в состоянии
повысить и базовую ставку. В эти регионы идут целевые
трансферты из федерального бюджета на увеличение зарплаты.
На первый взгляд, просто таки социально ориентированная
политика в действии. Если не знать подоплеки.
За последние годы сложилась практика, когда федеральные
власти при выделении трансферта запрашивают: а сколько
у вас учеников на одного учителя? Десять? Доведете этот
показатель до двадцати – будем разговаривать.
Как сделать так, чтобы на одного учителя приходилось
не десять, а двадцать учеников, понятно. Сократить половину
педагогов. Чтобы сократить учителей, нужно «сливать» классы.
Чтобы это было возможным в условиях сельской России, где
10 «Б», не говоря уж о «В», – редкость из-за демографической
ситуации, нужно закрывать каждую вторую школу. Что, собственно,
с тем или и иным успехом и делается по всей стране.
За последние пять лет в России было закрыто около пяти
с половиной тысяч школ. То есть с образовательной карты
страны исчезла каждая десятая школа.
Зачем это делается – вопрос отдельный. С 2006 года страна
переходит на нормативно-подушевое финансирование образования.
Это означает, что государство будет оплачивать образовательному
учреждению учебу каждого конкретного ученика. Это и есть
норматив. Из суммы ученических нормативов складывается
общее финансирование школы.
Основная статья школьных трат – зарплата учителей. И
здесь властям становится впрямую выгодно сокращать их
количество. Потому что чем меньше педагогов в школе, тем
меньше может быть финансовый норматив на одного ученика.
Экономия в масштабах страны выходит очень солидная.
Сегодня по школам России, от Приморья до Ярославской
области, уже прокатилась первая волна сокращений. Во многих
местах уволены все, кто был взят на работу сверх штатного
расписания: социальные педагоги, психологи, руководители
студий и секций, заместители директоров по воспитательной
работе. Но, похоже, это лишь начало.
В начале сентября в одном городе центральной России собрались
на совещание директора школ. Обсуждали одно – как жить
после первого января. Накануне директорам сообщили из
финуправления, сколько денег они получат «по нормативу».
Вышло, что в лучшем случае половину от реальных потребностей.
Учитывая, что, как уже говорилось, самая затратная статья
школьного бюджета – зарплата педагогов, выход напрашивается
лишь один...
Так это, может, и хорошо – сокращение учителей? Деньги
наконец будут расходоваться эффективно. И вообще, давно
пора разогнать всю эту престарелую братию – чему полезному
в жизни они могут научить детей? Пускай педагогов будет
меньше, зато придут молодые, толковые…
Не придут. Молодой учитель в школе получает ставку в
полторы тысячи рублей. Это те, кто отработал десять-пятнадцать
лет и имеет разряд повыше, зарабатывают две с половиной
– три тысячи, на которые можно выжить.
К тому же все специалисты в образовании говорят: число
учителей нужно не снижать, а, наоборот, повышать. В школы
сейчас пришли дети, многие из которых выросли без детских
садов. А на селе школьники часто вообще не могут справиться
с программами: родители спились, дома считай что нет –
до учебы ли такому ребенку? По факту в сельской местности
школа уже давно стала службой социальной поддержки детей
по месту жительства. А учителя остались единственными
людьми, которые могут дать ребенку хоть какой-то шанс
в жизни.
Их бы и поддержать! Но государство фактически отняло
у сельских педагогов все льготы: право на бесплатную жилплощадь,
на скидки при оплате тепла и света, на 25-процентную надбавку
к зарплате. Эти льготы переданы в компетенцию региональных
властей, которые тут же их отменили. За митингами пенсионеров
в Химках этот акт государственной заботы о педагогах прошел
практически незамеченным.
Конечно, Андрей Фурсенко и Владимир Путин понимают, что
учителя уже давно не верят ни в какие «приоритетные направления
развития образования» и прочие красивые слова. Поэтому
один из президентских проектов должен стать сладкой пилюлей
для учительства. Уже в ближайшем году 10 тысяч педагогов
получат именные гранты по 100 тысяч рублей. Все это хорошо,
только вот скоро придется придумать, какой красивой идеей
можно будет заменить прежнюю – о всеобщем, доступном,
качественном образовании.