Тридцатого сентября - последний день, когда российские
льготники еще могут отказаться от так называемого социального
пакета и предпочесть ему денежную компенсацию. В течение
первого полугодия число "отказников" было сравнительно
небольшим. Но постепенно оно стало нарастать, причем все
ускоряющимися темпами.
"Вот видите - ветераны свободно выбирают "живые
деньги", предпочитая их "бумажным льготам",
- немедленно заявили авторы монетизации. Разве не доказывает
это, что курс, установленный законом 122, который так
критиковали ветераны и оппозиционные партии, оказался
верным? На самом деле верным оказалось другое: даже те
льготы, которые были гарантированы соцпакетом, остались
лишь на бумаге.
Услуга за услугу
То, что все называют "социальным пакетом",
на самом деле в законе 122 именуется "набор социальных
услуг". При этом в типовых заявлениях, которые раздают
ветеранам, желающим отказаться от соцпакета, говорится
об отказе от услуг, гарантированных различными пунктами
закона "О государственной социальной помощи".
"Но ведь льготы установлены не этим законом, а законом
о монетизации!", - говорят старики, которым крайне
сложно разобраться в юридических хитросплетениях.
Суть же дела в том, что закон 122, или закон о монетизации
- это не один закон, а полторы сотни сразу. Точнее, набор
изменений, вносимых в полторы сотни разных законов, в
том числе и в закон о социальной помощи. Именно в нем
теперь и определили льготы, сохраняемые в рамках социального
пакета, и составляющие набор социальных услуг.
Этих услуг две: медицинская и транспортная. Первая -
обеспечение лекарствами и путевками на санаторно-курортное
лечение. Ее стоимость - 400 рублей. Вторая - бесплатный
проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также
на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Ее стоимость - 50 рублей. Всего получается, соответственно,
450 рублей.
В 2005 году стоимость социального пакета в обязательном
порядке вычитается из ежемесячной компенсации, которую
получают льготники. Так, если для инвалидов войны установлена
компенсация в 2000 рублей в месяц, реально они получают
1550 рублей. Участники войны получают 1050 рублей вместо
1500, дети-инвалиды - 550 рублей вместо 1000 рублей...
За это им гарантируются все услуги, входящие в пакет.
И еще: три месяца назад правительство сделало щедрый
подарок ветеранам и инвалидам: с 1 августа не только пенсии,
но и компенсационные выплаты льготникам увеличены на 6
процентов. И теперь инвалиды войны получают на 93 рубля,
участники - на 63 рубля, а дети-инвалиды - аж на 33 рубля
больше, чем сказано выше. Слезы умиления наворачиваются
на глаза от такого великодушного поступка правительства:
ведь на эту индексацию было потрачено целых 10 млрд. рублей,
при том, что в Стабилизационном фонде их всего-то два
триллиона...
Начиная с 2006 года ветераны могут отказаться от соцпакета:
целиком или только от какой-то одной из двух предусмотренных
им услуг. При этом с 1 января к полагающейся им компенсации
добавится стоимость соответствующей услуги. Если ветеран
отказывается от медицинской услуги, то есть от лекарств
и путевок, то с Нового года он будет получать на 400 рублей
больше, и так далее. Заявление об отказе от всего социального
пакета или его части ветераны должны подать в свои управления
Пенсионного фонда до 1 октября 2005 года. Для тех, кто
никакого заявления не подаст, пакет автоматически продлевается
на следующий год.
Синица и журавль
Первые итоги "отказной кампании" отделения
Пенсионного фонда в регионах начали подводить в середине
лета. И столкнулись с тем, что в Волгоградской области
к этому времени уже было 30% "отказников", в
Воронежской, Тамбовской, Читинской и Орловской областях
- по 25%...
На 1 сентября Минсоцразвития констатировал, что уже 23%
льготников страны отказались от пакета, что же касается
перспектив, то в Псковской области, по прогнозам фонда,
к 1 октября должны были отказаться до 80% "отказников",
такая же картина во Владимирской области. При этом самый
пик отказов прогнозировался на сентябрь, когда в города
должны вернуться уехавшие на дачи пенсионеры.
Наконец, в Петербурге, по данным на начало сентября,
"отказников" насчитывалось уже 46%, в Ленинградской
области - 31%. По данным Пенсионного фонда, число "отказников"
растет на 2% в неделю, и к концу сентября в Петербурге
наверняка превысит цифру в 50%...
Причины происходящего в общем-то очевидны: они подтверждаются
и данными экспресс-опросов, и заявлениями самих льготников,
которых в ряде регионов просят указывать, почему именно
они отказываются от пакета. Подавляющее большинство -
от 60 до 80% - заявляет, что не может реализовать свое
право на получение санаторных путевок и бесплатных лекарств.
И лишь малая часть (от 10 до 20%) говорит, что с самого
начала не нуждались в пакете.
О том, что происходит с лекарственным обеспечением льготников
на протяжении всего нынешнего года, пишут, наверное, едва
ли не все российские СМИ. И везде, по всей стране одно
и то же: давка и очереди в поликлиниках, в которых старики
стоят с раннего утра, трудности с оформлением рецептов,
навязывание суррогатных препаратов в аптеках. По льготным
рецептам порой нет даже дешевых суррогатов или отечественных
аналогов эффективных импортных лекарств - зато в той же
аптеке за деньги можно приобрести любое лекарство.
При этом в большинстве случаев льготник, обращающийся
в аптеку, нужного лекарства с первого раза не получает.
Его ставят на так называемое отсроченное обслуживание.
Когда же лекарство появляется, как правило, выясняется,
что истек срок действия рецепта, и его надо вновь оформлять
в поликлинике, выстаивая многочасовую очередь к врачу.
В общем, вся система якобы льготного обеспечения построена
так, что тот, кто хочет реализовать свое право, должен
иметь крепкое здоровье, выносливые ноги, крепкие нервы
и много свободного времени...
Практически такая же картина и с обеспечением ветеранов
полагающимися им санаторными путевками: ждать путевки
надо несколько лет, к тому же зачастую предлагается "непрофильный"
санаторий, по принципу "берите, что дают, а то ничего
не получите".
Надо ли удивляться тому, что ветераны уже не верят, что
гарантированными им льготами вообще можно воспользоваться?
И видя, что оказываются в известной ситуации "право
имеете - но не можете", предпочитают получить хоть
что-нибудь? В данном случае 450 рублей в качестве "синицы
в руках".
Ларчик открывается просто
Не вызывает, впрочем, сомнений то, что вся эта ситуация
тщательно просчитана и вовсе не является случайной. Власть
делает все для того, чтобы заставить льготников отказаться
от социального пакета. И понятно, почему она это делает.
Мало кто помнит, что российская монетизация началась
после известного решения Конституционного суда, принятого
в апреле 2004 года. Тогда КС постановил признать неконституционной
сложившуюся практику, когда на протяжении многих лет государство
отказывалось исполнять свои социальные обязательства,
установленные многочисленными законами. Мол, "не
заложено средств в бюджете - а значит, право на лекарства,
лечение, проезд на транспорте, получение жилья и так далее
остается "бумажным".
Решение КС кардинально перевернуло ситуацию, после чего
в суды общей юрисдикции неминуемо хлынул бы поток обреченных
на удачу исков от граждан, требующих от государства выполнять
свои обещания. Тогда в недрах Белого дома и зародилась
плодотворная идея монетизации: дать каждому льготнику
небольшую компенсацию и сказать, что больше государство
ему ничего не должно. Ну а социальный пакет, сохраняющий
три упомянутые выше льготы, стал в результате небольшой
уступкой массовым протестам против монетизации.
Далее, однако, быстро выяснилось, что реальная стоимость
услуг, предусмотренных соцпакетом, - вовсе не 450 рублей,
а значительно больше. И что делать, если все граждане
сумеют в судебном порядке настоять на реализации тех прав,
которые гарантированы "пакетом"?
Так что ларчик открывается просто: правительству надо
было "монетизировать" оставшиеся льготы в добровольно-принудительном
порядке. После чего развести руками и сказать: они же
сами, по доброй воле отказались! И пусть теперь на эти
450 рублей ни в чем себе не отказывают. Ни в лекарствах,
ни в путевках, ни в проезде на электричках...