Казалось бы, трудно уже что-то добавить к описанию печальной
ситуации с обеспечением льготников лекарствами. Как правило,
причины «лекарственного ступора» видят в недостатке бюджетных
средств, выделяемых на закупку льготных препаратов, в
размещении соответствующих заказов в придворных фирмах
по завышенным ценам, в сокращении перечня лекарств, отпускаемых
по льготным рецептам… Есть, однако, еще одна причина,
по которой миллионы льготников по всей стране не получают
необходимых лекарств.
Речь идет о приказе Минздрава № 328 «О рациональном назначении
лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на
них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)».
Первая редакция этого приказа появилась еще в августе
1999 года, в последний раз он корректировался уже после
начала монетизации — в апреле 2005 года.
Именно этот приказ и устанавливает такую «рациональную»
систему обеспечения льготников, которая на первый взгляд
кажется абсурдной. Но только на первый взгляд: при тщательном
изучении становится ясно, что она, напротив, очень хорошо
продумана…
С чего любой льготник начинает свои попытки получить
лекарство? Правильно, с похода к врачу. С чем он сталкивается
— известно: в очереди надо провести несколько часов. Почему?
Да потому, что с 1 января 2005 года Минздравсоцразвития
утвердил такие формы бланков льготных рецептов, что на
их заполнение, ласково именуемое в приказе 328 «цифровым
кодированием», врач должен потратить массу времени.
В рецепте указываются и номер страхового полиса ОМС,
и номер лицевого счета льготника в Пенсионном фонде, и
код лекарства, и источник финансирования (федеральный,
региональный или местный бюджет), и код категории граждан,
и код нозологической формы, и многое другое. При этом
рецепт выписывается только на одно лекарство (а льготнику,
может быть, нужно несколько), но в двух экземплярах, а
затем вся информация из него еще и вводится в компьютерную
базу данных. Заметим: обычные рецепты, которые отовариваются
за живые деньги, выписываются в одном экземпляре, по ним
можно получить два и три лекарства.
Теперь самое главное.
328-й приказ устанавливает, что льготный рецепт действителен
не более месяца. Если речь идет о рецептах на наркотические
и психотропные препараты — срок сокращается до 5 дней,
еще для ряда лекарств — до 10 дней.
Если бы нужные лекарства были в аптеках, в этом ограничении,
возможно, не было бы ничего страшного. Как правило, лекарство
нужно льготнику как можно быстрее, чтобы сразу же начать
его принимать. И то, заметим, могут быть случаи, когда
человек по каким-то причинам не успел в срок получить
лекарство. Зачем же его наказывать за это повторным стоянием
в очереди к врачу?
Дело, однако, в том, что во многих (если не в большинстве)
случаях лекарств нет, по крайней мере с первого предъявления
рецепта.
За деньги — пожалуйста. Любые препараты. По льготным
рецептам — извините. Как правило, провизор грустно сообщает,
что нужное лекарство или не поступило, или поступило,
но уже закончилось. В этом случае аптека направляет заявку
поставщику, а рецепт ставят на так называемое отсроченное
обслуживание. Ждите, звоните, заходите. Появится лекарство
— дадим. Если вы инвалид или ветеран войны — сообщим по
телефону или открыткой. Когда? Неизвестно. Все зависит
от поставщика…
Тот факт, что большинство льготных рецептов оказываются
отсроченными, в Петербурге подтверждает даже городской
Комитет по здравоохранению. «Необходимый Вам лекарственный
препарат в Санкт-Петербург по Федеральной программе не
поступал, несмотря на регулярные заявки города». Это из
ответа комитета инвалиду, ветерану труда и депутату Ленсовета
первого демократического созыва 1990 — 1993 годов Вере
Борисовой, которая стоит в очереди на нужные ей лекарства
с февраля (!). Что это за Федеральная программа и кто
так удачно ее составлял и выполняет, что запрашиваемые
лекарства невозможно получить, — остается неизвестным.
Между тем проходит время, лекарства по-прежнему нет,
а срок действия рецепта истек. Что делать? 328-й приказ
категоричен: продления рецептов он не допускает.
Для того чтобы сохранить свое право на лекарство, нужен
новый рецепт врача. И соответственно — новое «хождение
по мукам». Вынести это могут только очень здоровые люди,
к которым льготники не относятся по определению. При этом
нередко чиновники проявляют инициативу: например, тех,
кто принес повторные рецепты, ставят в конец очереди на
получение соответствующего лекарства. Несмотря на то что
они в этой очереди уже долго и безуспешно стояли.
Правда, в другой части того же 328-го приказа разрешается
выписывать хроническим больным рецепты на срок до одного
года. Что вполне логично: трудно предположить, что за
месяц или два больной может чудесным образом исцелиться
от астмы или другого хронического заболевания. Но здесь
же сделана специальная оговорка: «За исключением лекарственных
средств, отпускаемых из аптек по льготным и бесплатным
рецептам».
Ходить по этому порочному кругу можно до бесконечности.
Очередь — рецепт — отказ — просрочка — новая очередь
— новый рецепт — новый отказ — новая просрочка…
Те, кому лекарства нужны по жизненным показаниям, поставлены
перед простым выбором: искать живые деньги — или умирать.
Без преувеличения: астматик, у которого нет денег на лекарство,
может не прожить и дня (в зависимости от тяжести болезни).
Сколько стоят некоторые из льготных лекарств — известно.
Одни — десятки и сотни рублей, другие — тысячи (например,
онкологические препараты). В итоге может набежать в два-три
раза больше, чем пенсия.
Для чего же придуман весь этот изощренно-издевательский
механизм? Для пресечения злоупотреблений?
То есть, конечно, именно в этом и будут уверять чиновники,
обосновывая подробнейшим образом описанную в приказе систему
учета льготных рецептов. Всеобщий контроль и повальная
отчетность, учет рецептурных бланков в специальном «пронумерованном,
прошнурованном и скрепленном подписью руководителя и печатью»
журнале, обязательный пятилетний (!) срок хранения льготных
рецептов и так далее.
«Это же документы строгой финансовой отчетности!» — отвечают
в питерских аптеках на вопрос о причинах всех этих строгостей.
Видимо, льготников подозревают в том, что они могут злодейски
получить свое лекарство не через месяц, а через два, не
оформив нового рецепта и злостно нарушив установленные
правила…
Однако при всей этой бюрократической волоките не достигается
главный результат. А он должен заключаться не в том, чтобы
у чиновников сошлась отчетность, и не в том, чтобы лекарство
случайно не отпустили по рецепту, не занесенному в прошитый
и скрепленный печатями журнал.
Результат должен заключаться в том и только в том, чтобы
больные люди получили свои лекарства. Как можно быстрее
и проще.
Почему так получается?
Дилемма, как всегда, проста.
Либо в ведомстве Михаила Зурабова сидят абсолютно некомпетентные
люди, которые не понимают, что придуманный ими приказ
328 поставил почти непреодолимые преграды между больными
и лекарствами.
Либо в данном ведомстве сидят очень даже компетентные
люди, которые все это прекрасно понимают и писали свой
приказ именно для того, чтобы максимально затруднить льготникам
получение лекарств.
Что, с одной стороны, позволяет экономить деньги, выделяемые
на закупки лекарств, с другой — естественным образом увеличивает
спрос на лекарства, отпускаемые за живые деньги.
Потом, когда многие льготники махнут рукой на свое оставшееся
на бумаге право и перестанут обращаться к врачам за рецептами
или откажутся от социального пакета, Михаил Зурабов будет
радостно рапортовать президенту, что подавляющее большинство
рецептов обеспечиваются чуть ли не при первом предъявлении.
Имеет ли место в данном случае глупость или подлость
— читатель может судить сам.
Но в обоих случаях приказ 328 должен быть немедленно
изменен!
Борис ВИШНЕВСКИЙ, обозреватель «Новой»
NovayaGazeta.Ru, 22.09.2005