В современных
условиях нищие учителя вынуждены завышать оценки детям богатых
родителей, но для поступления в престижный ВУЗ этим ребятам
упущенное придется пытаться наверстать в течение последнего
года учебы в школе. Учитель, который день и ночь думает
о куске хлеба, очень быстро деградирует как профессионал.
Чтобы сохранить интеллектуальный и нравственный потенциал
наших соотечественников, необходимо добиться повышения заработной
платы учителям государственных школ до уровня платных учебных
заведений.
В разное время подкуп и давление неизменно сопровождали
работу педагога. Однако в советское время учитель, хотя
и получал сравнительно немного, не чувствовал себя нищим.
Поэтому он мог объективно оценивать знания своих учеников
и таким образом информировать их родителей об успехах
и неудачах. Хотя попытки родителей небескорыстно облагодетельствовать
учителя были всегда.
За время моей 30-летней практики работы в школе на Кутузовском
проспекте неподалеку от дома Брежнева мне доводилось сталкиваться
с разными малоприятными моментами. В том районе всегда
были дети, которых в школу привозили шоферы. Но в советское
время в открытую хвалиться своим богатством считалось
дурным тоном, тогда как сейчас ученики, которых привозят
в школу на джипах в сопровождении охраны, в общении с
учителем часто не имеют никаких тормозов. А идеология
«Если ты такой умный, почему такой бедный» приводит к
полному развалу системы субординации в отношениях между
учителем и учеником. В советское время учитель мог себе
позволить адекватно реагировать на заявления родителей
типа «Моего мужа (замминистра) не устраивает успеваемость
нашего сына по математике». Когда я услышал такую фразу
в свой адрес, парировал, не раздумывая: «В таком случае
вашему мужу надо увольняться с работы».
Я долгие годы, как анекдот, рассказывал друзьям о том,
что одна из мам моих учеников подошла ко мне после родительского
собрания и шепотом спросила, не хочу ли я лечь в больницу.
Я, естественно, сразу заволновался, подумал, что врач
опытным взглядом заметил у меня на лице симптомы какого-то
страшного заболевания, о котором мне ничего не известно.
И, конечно, с ужасом спросил: «Вы считаете, мне это необходимо?»
Дама смутилась и сказала, что просто хотела мне сообщить,
что она работает в Кремлевской больнице…
Но если до недавнего времени такие истории можно было
рассказывать со смехом, теперь это перестало быть смешным,
потому что учитель в российских школах попал в такое плачевное
положение, что зачастую вынужден сносить любые унижения,
особенно в платной школе, так как его зарплата там втрое
выше, чем в государственной. А прокормить семью на московские
9500 и провинциальные 3000 тысячи рублей просто невозможно.
Замечу, что нигде в мире такой практики не существует.
В большинстве частных школ за рубежом учитель получает
примерно столько же денег, сколько в государственной,
а иногда даже меньше.
Это позволяет сохранять высокий качественный уровень
в процессе обучения. Так как, чтобы оценивать знания ребенка
объективно, между учеником и учителем обязательно должна
быть дистанция. Когда же учитель впадает в явную финансовую
зависимость от родителей ученика и боится поставить двойку
или написать замечание в дневнике, это превращает процесс
обучения в фарс.
Завышенные школьные оценки очень сильно портят жизнь
детям из обеспеченных семей, так как, во-первых, дети
привыкают к тому, что для получения положительных результатов
не требуется прикладывать никаких усилий, во-вторых, их
самооценка взлетает до небес, и в обществе они себя ведут
совсем неадекватно. Наконец, такие дети неизбежно испытывают
сложности при поступлении в ВУЗ, когда им за год приходится
компенсировать то, что было недополучено за несколько
лет «тепличных условий».
Такая практика в системе средней школы ведет к развалу
системы образования. Так как еще в начале 90-х годов,
когда только набирала обороты торговля корочками, среди
которых даже были аттестаты престижных школ и дипломы
ВУЗов, нувориши с удовольствием скупали себе и детям эти
бумажные знаки отличия. Но именно тогда они столкнулись
с необычной проблемой – можно купить диплом курсов английского
языка, но заговорить на иностранном языке без приложения
усилий со своей стороны никак не получится.
А теперь при платной системе оценки труда учителей этот
подход внедряется повсеместно. То есть те отметки, которые
ставят детям, часто не имеют ничего общего с реальной
картиной их знаний. Более того, некоторые богатые люди
мне жаловались, что они не могут учить своих детей в России.
Наиболее продвинутые из них вынуждены регулярно проводить
«независимый аудит» знаний своих наследников, который
показывает, что ребятам ставят пятерки «из уважения к
папе»...
Поэтому, я считаю, что в России платное образование должно
предлагаться детям по европейскому принципу. Там существует
4 основных типа платных учебных учреждений.
Это религиозные школы, школы для детей с проблемами в
развитии, лицеи для одаренных детей и, наконец, учебные
заведения для детей политической и финансовой элиты.
Однако попытки совместить в российской платной школе
сервис пятизвездочного отеля со строгостью католической
гимназии, добавить туда программу, рассчитанную на вундеркиндов,
с поправкой на особенности поведения детей, которым никто
и никогда не говорит «нет», приводит к драматическим результатам
иллюзии обучения вместо реального школьного воспитания
и получения комплекса хотя бы базовых знаний.
Чтобы сохранить интеллектуальный и нравственный потенциал
наших соотечественников, необходимо добиться повышения
заработной платы учителям государственных школ до уровня
платных учебных заведений. В противном случае, термин
«образовательные услуги» пустит корни в общественном сознании,
и нувориши и их отпрыски станут воспринимать учителя как
обслуживающий персонал. Таким образом, тысячи российских
педагогов будут нравственно и профессионально уничтожены.