[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Е.Бунимович, заслуженный учитель РФ
Почему в нашей стране снизился уровень среднего образования?
мультипортал КM.RU, 15 сентября 2005
В современных условиях нищие учителя вынуждены завышать оценки детям богатых родителей, но для поступления в престижный ВУЗ этим ребятам упущенное придется пытаться наверстать в течение последнего года учебы в школе. Учитель, который день и ночь думает о куске хлеба, очень быстро деградирует как профессионал. Чтобы сохранить интеллектуальный и нравственный потенциал наших соотечественников, необходимо добиться повышения заработной платы учителям государственных школ до уровня платных учебных заведений.

В разное время подкуп и давление неизменно сопровождали работу педагога. Однако в советское время учитель, хотя и получал сравнительно немного, не чувствовал себя нищим. Поэтому он мог объективно оценивать знания своих учеников и таким образом информировать их родителей об успехах и неудачах. Хотя попытки родителей небескорыстно облагодетельствовать учителя были всегда.

За время моей 30-летней практики работы в школе на Кутузовском проспекте неподалеку от дома Брежнева мне доводилось сталкиваться с разными малоприятными моментами. В том районе всегда были дети, которых в школу привозили шоферы. Но в советское время в открытую хвалиться своим богатством считалось дурным тоном, тогда как сейчас ученики, которых привозят в школу на джипах в сопровождении охраны, в общении с учителем часто не имеют никаких тормозов. А идеология «Если ты такой умный, почему такой бедный» приводит к полному развалу системы субординации в отношениях между учителем и учеником. В советское время учитель мог себе позволить адекватно реагировать на заявления родителей типа «Моего мужа (замминистра) не устраивает успеваемость нашего сына по математике». Когда я услышал такую фразу в свой адрес, парировал, не раздумывая: «В таком случае вашему мужу надо увольняться с работы».

Я долгие годы, как анекдот, рассказывал друзьям о том, что одна из мам моих учеников подошла ко мне после родительского собрания и шепотом спросила, не хочу ли я лечь в больницу. Я, естественно, сразу заволновался, подумал, что врач опытным взглядом заметил у меня на лице симптомы какого-то страшного заболевания, о котором мне ничего не известно. И, конечно, с ужасом спросил: «Вы считаете, мне это необходимо?» Дама смутилась и сказала, что просто хотела мне сообщить, что она работает в Кремлевской больнице…

Но если до недавнего времени такие истории можно было рассказывать со смехом, теперь это перестало быть смешным, потому что учитель в российских школах попал в такое плачевное положение, что зачастую вынужден сносить любые унижения, особенно в платной школе, так как его зарплата там втрое выше, чем в государственной. А прокормить семью на московские 9500 и провинциальные 3000 тысячи рублей просто невозможно.

Замечу, что нигде в мире такой практики не существует. В большинстве частных школ за рубежом учитель получает примерно столько же денег, сколько в государственной, а иногда даже меньше.

Это позволяет сохранять высокий качественный уровень в процессе обучения. Так как, чтобы оценивать знания ребенка объективно, между учеником и учителем обязательно должна быть дистанция. Когда же учитель впадает в явную финансовую зависимость от родителей ученика и боится поставить двойку или написать замечание в дневнике, это превращает процесс обучения в фарс.

Завышенные школьные оценки очень сильно портят жизнь детям из обеспеченных семей, так как, во-первых, дети привыкают к тому, что для получения положительных результатов не требуется прикладывать никаких усилий, во-вторых, их самооценка взлетает до небес, и в обществе они себя ведут совсем неадекватно. Наконец, такие дети неизбежно испытывают сложности при поступлении в ВУЗ, когда им за год приходится компенсировать то, что было недополучено за несколько лет «тепличных условий».

Такая практика в системе средней школы ведет к развалу системы образования. Так как еще в начале 90-х годов, когда только набирала обороты торговля корочками, среди которых даже были аттестаты престижных школ и дипломы ВУЗов, нувориши с удовольствием скупали себе и детям эти бумажные знаки отличия. Но именно тогда они столкнулись с необычной проблемой – можно купить диплом курсов английского языка, но заговорить на иностранном языке без приложения усилий со своей стороны никак не получится.

А теперь при платной системе оценки труда учителей этот подход внедряется повсеместно. То есть те отметки, которые ставят детям, часто не имеют ничего общего с реальной картиной их знаний. Более того, некоторые богатые люди мне жаловались, что они не могут учить своих детей в России. Наиболее продвинутые из них вынуждены регулярно проводить «независимый аудит» знаний своих наследников, который показывает, что ребятам ставят пятерки «из уважения к папе»...

Поэтому, я считаю, что в России платное образование должно предлагаться детям по европейскому принципу. Там существует 4 основных типа платных учебных учреждений.

Это религиозные школы, школы для детей с проблемами в развитии, лицеи для одаренных детей и, наконец, учебные заведения для детей политической и финансовой элиты.

Однако попытки совместить в российской платной школе сервис пятизвездочного отеля со строгостью католической гимназии, добавить туда программу, рассчитанную на вундеркиндов, с поправкой на особенности поведения детей, которым никто и никогда не говорит «нет», приводит к драматическим результатам иллюзии обучения вместо реального школьного воспитания и получения комплекса хотя бы базовых знаний.

Чтобы сохранить интеллектуальный и нравственный потенциал наших соотечественников, необходимо добиться повышения заработной платы учителям государственных школ до уровня платных учебных заведений. В противном случае, термин «образовательные услуги» пустит корни в общественном сознании, и нувориши и их отпрыски станут воспринимать учителя как обслуживающий персонал. Таким образом, тысячи российских педагогов будут нравственно и профессионально уничтожены.

 

мультипортал КM.RU, 15 сентября 2005

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Евгений Бунимович

Образование

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]