Вы не обратили внимания, что в последнее время, когда
встречаешь на газетных страницах аббревиатуру МО, все
труднее разобраться — это про что: про Министерство обороны
или про Министерство образования?
Пишут про закрытие военных кафедр, грядущую отмену отсрочек,
практически всеобщий призыв студентов. Комментарии обоих
МО неотличимы.
Вводятся обязательные для всех ОВС (основы военной службы)
— не в казарме, а в каждой школе. Благодаря поправкам
Госдумы это цитата уже не из закона о воинской службе,
а из закона об образовании.
По-военному говорим о зачистке федерального закона об
образовании. А как еще назвать ликвидацию статьи «Государственные
гарантии в области образования», лишение на федеральном
уровне учителей, преподавателей и учащихся всех надбавок,
специальных повышенных нормативов, денег на учебники и
питание школьников? Все полномочия и обязательства переданы
в регионы. А финансовые возможности регионов у нас отличаются
на порядок. Так что о равном для всех доступе к образованию
можно забыть.
В МО (образования) нынче уровень секретности, как в МО
(обороны). Реформы проводятся внезапно, как спецоперации,
и застают нас врасплох. Проекты — для служебного пользования.
Получить материал или хотя бы комментарий у обычных сотрудников
невозможно, поскольку им это категорически запрещено.
Только у министра или спецуполномоченного.
Тем интереснее перед началом учебного года вслушаться
в нынешние речи министра нашего Андрея Фурсенко.
В четверг на московском городском педсовете министр убедительно
говорил о необходимости особого внимания к одаренным детям,
нашей будущей интеллектуальной элите, работы с ними. Но
это слова министра.
А на деле в ходе уже упомянутой зачистки федерального
закона об образовании были сняты специальные повышенные
финансовые нормативы, предназначенные для этих самых одаренных
детей. И федеральная программа «Одаренные дети» практически
заморожена.
На том же собрании министр справедливо говорил и о необходимости
особого внимания к детям с ограниченными возможностями
здоровья, к детям-инвалидам. Хвалил Москву за открытие
специальных школ здоровья и другие городские программы
для этой особой категории детей. Но это слова министра.
А на деле в ходе все той же зачистки федерального закона
об образовании были сняты специальные финансовые нормативы
и для детей-инвалидов. Хотя любому человеку понятно, что
обеспечить такому ребенку условия для образования не только
труднее, но и дороже.
А накануне московского выступления министра было еще и
хабаровское. Там министр сказал: «Заработок педагога —
национальный позор». Как педагог могу подтвердить. Да
и кто возразит, если в целом по России даже среди бюджетников
заработок учителя — самый низкий.
Но вот тут (внимание!) самое интересное. Для исправления
несомненно позорной ситуации с заработком, а заодно и
с оснащением школ министр предложил использовать внебюджетные
источники — деньги спонсоров и родителей.
Вот так. Позор — национальный, но в национальном бюджете,
в бюджете страны денег на школу, на учителей как не было,
так, судя по всему, и не предвидится.
При этом бюджет на будущий год отправлен в Госдуму с такими
астрономическими суммами профицита и Стабилизационного
фонда, что впору срочно повышать математическое образование
всех россиян, поскольку теледикторы оперируют уже не только
миллиардами, но и триллионами. Эти виртуальные миллиарды
и триллионы — не для вас, а для будущих поколений. Так
нам объясняют. Как будто эти будущие поколения не придут
1 сентября в школу, а прилетят с других планет.
Впрочем, дело не в министре О(образования), поскольку
не он у нас образованием командует. И даже не министр
О(обороны), хотя этот пытается, и небезуспешно. Реально
политику в образовании диктует Минфин. Вот почему к прозвучавшему
тезису про внебюджетные родительские и спонсорские средства
стоит прислушаться повнимательнее.
Сразу оговорюсь — школе надо и до€лжно помогать, нужна
и естественна добровольная помощь родителей, выпускников,
всех. Нужны легальные и прозрачные механизмы ее получения
и распределения, как во всех нормальных странах. Но есть
разница между добровольной помощью и обязательной оплатой,
так называемым частично платным школьным образованием,
о котором впервые заговорили на заседании правительства
еще полгода назад.
Опасная логика такова. Школьники наши перегружены. Поэтому
надо разгрузить стандарты образования. С этим трудно спорить.
Школьники наши действительно перегружены.
Потому предлагается сократить стандарт на 25%. То бишь
на четверть сократить количество обязательных учебных
часов. Но по закону государство обязано финансировать
только стандарт образования. Его сокращаем на четверть
— следовательно, сокращается и финансирование, и без того
нищее…
А если родители хотят больше часов, то это уже дополнительно.
Платно. Соответственно наше образование становится частично
платным. Причем с начальной школы.
Однако стандарты наши перегружены вовсе не по количеству
учебных часов. Да, в неделю уроков у наших школьников
действительно несколько больше, чем в среднем в Европе.
Но при этом у нас меньше учебных недель в году, длиннее
каникулы. К тому же во Франции, например, уроки длятся
не 45 минут, а 55. При этом у нас физкультура традиционно
всегда считалась почему-то учебной нагрузкой, а в той
же Финляндии — разгрузкой. В Англии не считают нагрузкой
и часы рисования, в Германии — музыки и пения и т.д.
По подсчетам специалистов, за год наши ученики учатся
совсем не больше, чем их европейские сверстники. Так что
это очередной образовательный миф, которых вообще за последнее
время накопилось немало.
Наши школьники перегружены совсем в другом. В количестве
единиц знаний, информации на каждую минуту урока. Образовательные
стандарты перегружены плюсквамперфектами, перегружены
специальной информацией, которая не должна входить в ядро
общего образования. Вот это надо бы разгрузить, а вовсе
не количество часов, заставляя за остальные платить родителей.
Разгружать — чтобы на уроке было место и время паузе,
возможности подумать, осмыслить, понять, «переварить»
полученную информацию. Когда на одном уроке физики или
математики нужно дать 3—5 новых понятий, то тут не до
понимания и осмысления. Зазубрили, прошли (во всех смыслах
этого емкого слова) очередную тему — и дальше, быстрее,
не задерживаться.
Отмечу, что предлагаемый отказ от государственных гарантий
и обязательств бесплатности и доступности общего образования,
так или иначе декларируемая частичная платность, внебюджетные
источники учительской зарплаты и т.д. — все это таит гораздо
более серьезные опасности, чем просто игры со стандартом.
Все — и президент, и министры — любят у нас при случае
ссылаться на Европу, но там тенденции в образовании прямо
противоположны! Когда-то образование там было полностью
платное, затем бесплатным стало начальное, потом среднее,
а сейчас уже и высшее образование во многих странах бесплатное.
К тому же у нас при чудовищной, отнюдь не европейской
разнице в доходах за множество детей из неимущих и неблагополучных
семей никто ничего платить не будет. Это значит, что уже
с начальной школы, с первых шагов у них будет только урезанный
минимум, сокращенная программа и соответственно куда меньше
возможностей развития.
Задача школы, задача образования и в том еще, чтобы как-то
компенсировать социальное неравенство, дать всем доступ
к качественному, полноценному образованию. Школа — самый
надежный и естественный социальный лифт. Именно с помощью
образования ребенок из необеспеченной семьи может добиться
успеха, сделать карьеру, получить более высокий социальный
статус, войти в интеллектуальную элиту нации. Только так
происходит обновление экономической, юридической, научной,
культурной, политической и любой другой элиты страны.
Введение платности образования закупоривает эти кровеносные
сосуды России. Это гарантия тяжелого кризиса, болезни,
если не летального исхода.
Желание нашей нынешней скороспелой псевдоэлиты законсервировать
ситуацию, оставить возможность пути наверх только по наследству
— понятно и объяснимо. Но для страны это не просто опасно.
Это еще очень стыдно.
Этого нельзя допустить.
С новым учебным годом, коллеги, учителя!
С Днем знаний — пока еще для всех!
Евгений БУНИМОВИЧ, обозреватель «Новой»