С.БУНТМАН: Ну, что же, давайте мы еще раз обсудим -
мы этим занимаемся уже вторые сутки – обсудим появившуюся
стенограмму выступления Владислава Суркова перед «Деловой
Россией». У нас сейчас в студии Алексей Макаркин, зам.генерального
директора Центра политических технологий, здравствуйте.
А.МАКАРКИН: Добрый вечер.
С.БУНТМАН: Андрей Пионтковский, политолог, директор Института
стратегических исследований, добрый вечер.
А.ПИОНТКОВСКИЙ: Добрый вечер.
С.БУНТМАН: У нас в гостях Александр Коновалов, политолог,
и президент Института стратегических оценок.
А.КОНОВАЛОВ: Добрый вечер.
С.БУНТМАН: И Александр Проханов, главный редактор газеты
«Завтра», писатель. И скромно примазываемся мы к политологам
с вами.
А.КОНОВАЛОВ: Только что вы сказали, что политологи –
это сороконожки.
С.БУНТМАН: Я вспомнил знаменитое – самое главное, чтобы
сороконожка не думала, с какой ноги ей начинать шаг -
с 38-й или с 24-й. Давайте сейчас попробуем сначала дать
краткую характеристику тому, что вы услышали, потому что
мы это всем народом, по-моему, кто только может говорить,
говорит о Суркове. Давайте несколько слов для начала,
потом общая дискуссия. Слушатели у нас будут задавать
вопросы на пейджер - 961-33-33, а после 9 часов, проголосовав,
и с чистой совестью, все будем… хоть здесь голосование
прямое у нас будет, хоть и электронное - тогда вы зададите
свои вопросы в течение 20 с небольшим минут по телефону
прямого эфира 203-19-22. Итак, давайте. Начнем. А.Макаркин
- краткая характеристика того, что вы услышали. Что здесь
для вас главное, и чем здесь нужно озаботиться?
А.МАКАРКИН: Ну, для меня самое главное в этом документе
- это сам факт его обнародования, который свидетельствует
о том, что в Кремле идет достаточно серьезная борьба между
различными группировками. И наверное, она с приближением
парламентских и особо президентских выборов, станет усиливаться.
И тот факт, что обнародована эта стенограмма, плюс… я
бы поставил это в один ряд с возбуждением уголовного расследования,
в которое оказывается вовлечен экс-премьер М.Касьянов.
Я бы поставил бы в один ряд с этим и только что произошедший
конфликт во фракции «Родина», который завершился расколом
этой фракции. И, в общем, все основные игроки усиленно
готовятся к выборам, и соответственно, и компроматы… конечно,
количество компроматов будет увеличиваться. Количество
конфликтов будет увеличиваться, и поэтому я уже говорил
- что эксперты будут здесь задействованы в качестве комментаторов
еще довольно часто.
С.БУНТМАН: Пожалуйста, А.Пиотнковский.
А.ПИОНТКОВСКИЙ: Коллега правильно сформулировал этот
ряд, и можно добавить ряд других, на мой взгляд, даже
более важных сигналов, доходящих до нас оттуда - из-под
ковра, или из-за стены – это уже как кто выберет любимую
метафору. Ну, например, уже ставший публичным конфликт
между президентом и его силовым окружением. Президент,
насколько я вижу эту ситуацию, пока еще не готов идти
на открытое надругательство над Конституцией и на третий
срок, а окружение его к этому призывает. А что касается
Суркова - я бы не преувеличивал значение этого доклада.
Стилистически это хлестаковский поток сознания – мы вот
тут управляем страной, направляем каких-то людей туда,
сюда, 40 тысяч курьеров. Если, скажем, Павловский – это
такой типичный персонаж «Бесов» Достоевского из 2-3 ряда,
то это – Хлестаков, конечно. А содержательно - это, конечно,
все то же самое, что они повторяют не в секретных, а в
открытых докладах. В устах питерской бригады - вот их
любимый термин сейчас «суверенная демократия, мы никому
не позволим посягнуть на суверенитет нашей страны» - вот
на их «фене» это означает: «мы никому не позволим оторвать
нас от кормушки».
С.БУНТМАН: Понятно. Это был А.Пионтковский. Теперь -
А.Коновалов, пожалуйста.
А.КОНОВАЛОВ: Знаете, я бы немножко другую последовательность
выстроил. Я бы начал со статьи, которая была опубликована
в «Комсомольской правде»…
С.БУНТМАН: Это как интервью уже было опубликовано.
А.КОНОВАЛОВ: Да, совершенно верно. И изменение… если
не изменение позиции, то концептуальное изменение подхода.
Там была очень жесткая статья относительно того, что «яблоки»
и «лимоны» растут на одних деревьях, что ни с кем нельзя
договориться. Сюда бы в один ряд я бы поставил, кстати
говоря, и интервью с г-ном Медведевым, который, по-моему,
всего один раз выступил в открытой печати с некоторым
заявлением, и там звучал…
А.ПИОНТКОВСКИЙ: Медведева - в первый ряд?
А.КОНОВАЛОВ: Нет, я имею в виду логическую последовательность.
Где Медведев сформулировал такую мысль – объединяйтесь
вокруг нас, потому что остальные еще хуже. Вот мне кажется
здесь далее я бы поставил интервью «Шпигелю» г-на Суркова,
где он радикально отличается от себя в интервью «Комсомольской
правде», и где он заявляет о себе как о некоей самостоятельной
политической фигуре, не с претензией на власть, ни в коем
случае - пока, откровенной, но, по крайней мере, с дистанцированием
от многого того, что властью делается. И, наконец, последнее,
что мне здесь показалось интересным – я бы тоже не преувеличивал
значение этого текста – это попытка призвать бизнес под
знамена «Единой России». И опять-таки, аргумент примерно
такой: то, что есть, то есть, а если вы хотите видеть
блестящую «Единую Россию», вступайте в «Единую Россию»,
и она будет блестящей – потому что вы ее своим интеллектом,
своим талантом осветите, и все тогда будет у нас нормально.
С.БУНТМАН: Но это не первый призыв. Самый первый призыв
в «Единую Россию» артистов, писателей, интеллектуалов,
кого угодно…
А.ПИОНТКОВСКИЙ: Балерин, спортсменов…
А.КОНОВАЛОВ: Это тоже артисты.
С.БУНТМАН: Ну да.
А.КОНОВАЛОВ: Нет, это свидетельствует о том, что на самом
деле в Кремле очень серьезные проблемы с тем, а как выходить
из ситуации. Ситуация отнюдь не такая блестящая, как объем
золотовалютных резервов или величина стабилизационного
фонда. Они не знают, они пытаются найти выход в этой концепции
новой - ее уже озвучивают многие с легкой руки самых приближенных
политологов суверенной демократии, что, на мой взгляд,
есть некоторый абсурд концептуальный. Но в отдельных высказываниях
много интересного. Например, я бы отметил такое – где
Сурков говорит, что мы не тормозим демократию, мы понимаем,
что это процесс, который требует времени - мы просто боимся.
С.БУНТМАН: Мы просто боимся. Ну это здесь как Людмила
спрашивает… «Яблоку» никто не мешал, тем – никто не мешал,
но и там были сложнейшая такая какая-то плетеная игра.
А.ПИОНТКОВСКИЙ: Я с Сашей по «Шпигелю» буду спорить…
А.ПРОХАНОВ: И я тоже поспорю немножечко.
С.БУНТМАН: Хорошо. Придет время – пожалуйста. Сейчас
- А.Проханов, которого вы слышали меньше, чем час назад
в программе «Особое мнение» - пожалуйста, что можно добавить
и что можно еще здесь как заключить.
А.ПРОХАНОВ: Я думаю, что катастрофичность сегодняшней
ситуации в России такова, что власть устами Суркова издала
вопль предсмертный. Сурков показывает и объясняет публике,
что либеральный проект окончательно провалился, продолжение
либерального проекта сулит нам полную диссоциацию пространства
и вымирание, и он достаточно открыто говорит, что в место
либеральной экономики будет строиться госкапитализм, а
вместо игры свободных сил либеральных будет выстраиваться
централизм – все более и более усиливающийся. Я считаю,
что это впервые власть устами достаточно блестящего человека
столь непрозрачно заявила о своих намерениях. Я думаю,
эти намерения будут поддержаны довольно большим количеством
нашей публики.
С.БУНТМАН: Хорошо, посмотрим. Вот здесь любопытное замечание
о Суркове. Здесь три сообщения пришло ко мне на пейджер.
Первое: «Жил мало кому известный чиновник по фамилии Сурков,
захотел известности, что-то такое написал, и благодаря
СМИ, в частности, «Эхо», достиг своей цели. Будет ли «Эхо»
требовать вознаграждения за рекламу и паблисити». Да нет,
мы будем делиться - первая «Свобода», конечно. Почему
сейчас? Потому что сейчас в распоряжение радиостанции
«Свобода» и потом других СМИ попала стенограмма. Второе:
«Мне кажется, что подавляющее большинство граждан нашей
страны понятия не имеют, кто такой В.Сурков. Кроме журналистов,
политологов и пользователей сайта Владимир.Владимирович.Ру».
Сегодня мне вспомнилось: «Непостижимо, Ватсон – человек
опутал своими сетями весь Лондон, а о нем никто не слышал»
- Татьяна приводит. Что собой представляет Сурков как
явление - скажем, отражающее или какую-то точку зрения,
или генерирующий свою, или создатель неких технологий,
неких проектов, или, как А.Проханов говорил - издающий
крик, показывающий, что власть меняет проект сейчас -
об этом эксплицитно говорит… пожалуйста, А.Макаркин.
А.МАКАРКИН: Я полагаю, что это один из тех кремлевских
администраторов, которые сейчас пользуются наибольшим
влиянием. Я думаю, что это человек, который способен предлагать
определенные проекты, определенные решения, и на самом
деле во всех этих уже упомянутых текстах - и в интервью
«Шпигелю», и в интервью «Комсомолке», и вот в этом выступлении
- в них прослеживается она общая идея, которая является,
на самом деле, наверное, основным смыслом того проекта,
который он предлагает. Другой вопрос, что есть разные
жанры, поэтому какие-то ее аспекты звучат в интервью -
как-то, может быть, отредактировано, приглажено, какие-то
звучат выступления, может быть, эпатажно, но есть такой
общий проект. Проект состоит в следующем: что нам в 2008
г. необходимо избрать преемника действующему президенту,
и для того, чтобы избежать разных экстраординарных вариантов
– продления полномочий с помощью изменения Конституции
и введения третьего срока, или, например, объединение
России и Белоруссии и новой какой-нибудь избирательной
кампании. Вот для того, чтобы этого всего избежать, нужно
сделать одну простую вещь. А именно: элитам консолидироваться
вокруг власти - это во всех случаях протягивается элитам
предпринимательским, политическим - объединяйтесь, консолидируйтесь,
вступайте к нам, в нашу партию, в «Единую Россию», и в
случае успеха этого проекта, в случае реализации этого
проекта, эта организация выигрывает выборы успешно, потому
что на нее все будут работать - предприниматели, политики,
идите к нам идеологи, идите к нам активисты. И после этого
появляется возможность для того, чтобы цивилизовано передать
власть преемнику. В организованном режиме, спокойно, в
отсутствии каких-то конфликтов - в принципе, все эти выступления
- они связаны именно с этим. И что касается инвектив в
отношении оппозиции, которые были в интервью «Комсомолке»,
то это, на самом деле, такой своего рода знак - идите
к нам. Но ни в коем случае не пытайтесь диверсифицировать
свои симпатии - финансируя одновременно и «Единую Россию»,
и СПС, и кого-нибудь еще – идите все к нам. Консолидируйтесь
вокруг президента, вокруг его преемника, и все будет хорошо
- вот такая главная идея всего этого.
С.БУНТМАН: Понятно. Есть еще один дополнительный нюанс
– дело в том, что во всех этих… это задача, задача, которую
ставят себя группа, или группы лиц, находящиеся у власти.
Существует еще и сверхзадача, и для этого, я думаю, мы
постараемся проанализировать во второй части программы
– это, собственно, отношение к стране, которой руководят,
к народу. Что за люди, какова сверхзадача всех действий
– вот этой консолидации власти, этого спасения. Между
прочим, России, которое проступает сквозь все разговоры
Суркова во время этой речи - сквозь все абзацы: надо спасать
- от кого-то. То от хаоса, то от распада, то от чего…
Пожалуйста. А.Пионтковский.
А.ПИОНТКОВСКИЙ: Во-первых, эта тема хаоса, распада, которая
была сформулирована, прежде всего, Медведевым - объединяйтесь,
или Россия погибнет, распадается – здесь же сплошные те
же мотивы: ситуация на Кавказе ухудшается, похожа на подземный
пожар - но все это приговор всему режиму. Это приговор
пятилетнему правлению Путина, Суркова, Медведева - всех
людей, которые объединяются под этим местоимением «мы».
Вот самое частотное употребляемое слово в этом тексте
– «мы». То есть, у этого человека… я не понимаю, почему
действительно блестящий публицист Проханов назвал его
блестящим человеком – это пиарщик средней руки, переспавший
со всеми олигархами, и в конце концов, через Фридмана
и Ходорковского нашедший свое место у самого крупного
олигарха.
С.БУНТМАН: Буквально два слова, и мы прервемся на новости,
и тогда… сейчас мы не будем говорить о политической интимной
жизни В.Суркова, сейчас, до новостей. Потом нам важно
действительно поговорить о вот этой сверхзадаче - в чем
она состоит. Вот для меня совершенно тревожное вот такое
отношение – с одной стороны, его можно назвать трезвым,
а с другой стороны – абсолютно циничным и снобистским
отношением, как мне кажется, к России…
А.ПИОНТКОВСКИЙ: Вот в этом «мы» звучит это.
С.БУНТМАН: Во многом. И этих 140 миллионов бедных сложных
людей…
А.ПИОНТКОВСКИЙ: «Мы», которые на пути к «Армани»… или
«Армани», я не знаю…
С.БУНТМАН: «Армани» лучше. Но лучше еще мы послушаем
новости – еще будет лучше.
НОВОСТИ
С.БУНТМАН: Продолжаем мы сейчас. Вот у нас вот как-то
сегодня я обмолвился в эфире, когда мы с Ольгой Романовой
программу «Особое мнение» выпускали в эфир… она говорит
– надо бы семинар по изучению доклада Суркова… у нас сейчас
фактически…
А.ПИОНТКОВСКИЙ: Ну, Суслова изучали же в партийных кружках
по всей стране.
С.БУНТМАН: Мы продолжаем заседание семинара по изучению
материалов встречи В.Суркова и «Деловой России». Но если
вернуться к такой главной - какова сверхзадача. И при
этом - каково вот это отношение. Люди… вот эти самые «мы»,
от имени которых все время говорит В.Сурков – они понятно,
что приняли на себя обязанности управления страной - что,
в общем-то, им и вменили самим фактом выборов президента,
который назначил свою администрацию. Но при этом здесь,
мне кажется, какое-то гипертрофированное ощущение собственной
избранности и отношение ко всему. Как они говорят – к
тем 140 млн. сложных и небогатых людей. С другой стороны
я сразу поставлю вопрос, и умолкну – сам себе я ставлю
вопрос - почему они боятся? «Нужно нам, чтобы в Дагестане
выбрали какого-нибудь ваххабита» - как сказал Сурков про
выборы местного руководства. А с другой стороны, чем коллективный,
неправильный, может быть, выбор людей, которые впрямую
голосуют - если для этого существуют нормальные условия
– он хуже и страшнее неопределенного и неочевидного выбора
группы людей, которые назначают и руководителей, и…
А.ПИОНТКОВСКИЙ: Ну, они исходят из концепции, что они
знают лучше. Они знают лучше. Потом, кстати, вот он боится,
что в Дагестане выберут ваххабита - вот без всякого ваххабита
там все это, как он выразился, «похоже на подземный пожар».
А в соседней стране, в соседней республике, в Чечне, не
выбрали, а назначили бандита, который…
С.БУНТМАН: Ну, простите, но тогда было сказано - когда
в Чечне прошли выборы президента, было сказано, что прямые
выборы президента Чеченской республики – это важнейший
шаг на пути развития…
А.ПИОНТКОВСКИЙ: Нет, простите. Мы же все понимаем, что
Чечня отдана на откуп Рамзану Кадырову, который даже позволяет
себе в подштанниках расхаживать по Кремлю – настолько
он является значимой фигурой.
А.ПРОХАНОВ: Ну, это форма национальной одежды. Индусы
приезжали тоже в подштанниках ходили… а это - элегантные
брюки.
А.ПИОНТКОВСКИЙ: «Адидас» кажется - да? Подштанники «Адидас».
С.БУНТМАН: Вы понимаете, там целая история, связанная
с этими брюками, и для чего они были придуманы тогда.
Это тоже… это политтехнология, извините. Но давайте вернемся
к главному все-таки. К главному - к отношению к людям.
Пожалуйста, А.Проханов.
А.ПРОХАНОВ: Главное – не отношение к людям, а отношение
к народу и к стране.
С.БУНТМАН: В сущности, это люди, это вся совокупность
людей, живущих в России.
А.ПРОХАНОВ: Ну да. Я все-таки полагаю, что у Суркова
есть государственное сознание, государственное мышление,
и ужас по отношению к этой сходящей лавине. И им движет
желание эту лавину остановить. У него нет, видимо, недостаточно
воли, чтобы сказать прямо - как эту лавину он хочет остановить.
Он юлит, вокруг да около говорит. Сурков ведь был… это
типичное порождение либерализма, это был либеральный очаровательный
мальчик. Изящный славист, который пришел в «Менатеп»,
который вершил либеральную экономику в «Менатепе», а потом,
волею обстоятельств, он встал у кормила власти, и я думаю,
что он пересмотрел весь свой генезис - посмотрите, как
он интересно…
А.ПИОНТКОВСКИЙ: Но кормило передвинулось из «Менатепа»
в Кремль, и за этим кормилом …
А.ПРОХАНОВ: Передвинулись оси симметрии.
А.КОНОВАЛОВ: А не кажется ли вам, что мы слишком много
внимания уделяем Суркову?
А.ПРОХАНОВ: Это очень важно.
А.КОНОВАЛОВ: Да не так уж это важно.
А.ПИОНТКОВСКИЙ: Мы говорим о «мы» – это не столько Сурков,
он просто артикулирует, этих «мы» – их может быть 10-15
человек.
С.БУНТМАН: Я очень прошу сосредоточиться на вот этой…
вот вы говорите – государственное мышление. То есть, здесь
нужно… а что такое – эта лавина. Лавина – это что?
А.ПРОХАНОВ: Эта лавина – неуправляемость, хаотизация
всех процессов в России на всех уровнях, и во всех ее
сегментах. С этой неуправляемостью, которая, по существу,
привела СССР к краху, и игра горбачевского либерализма,
который подорвал все основы, все опоры, всю структуру,
всю матрицу страны. То же самое повторяется и здесь. И
на это нужно реагировать, и не говорить без конца о демократии
и либерализме. Сурков пытается на это реагировать так,
как ему позволяет его среда, его окружение. Сурков из
либерала превратился в централиста, и на глазах превращается.
Он назвал диссидентов, которые еще недавно считались –
правозащитники - цветом, квинтэссенцией страны – он назвал
их мусором, шушерой, по существу – он отрекся от своего
либерального прошлого. А это зачастую… скажем, фашисты
начинали как, по существу, марксисты и коммунисты, а потом
они стали националистами…
А.КОНОВАЛОВ: На мой взгляд, это все-таки не совсем так.
Потому что, как мне кажется, ни от чего Сурков особенно
не отрекался. Но дело даже не в этом. Я очень сильно сомневаюсь
в том, что СССР обрушили либеральные упражнения М.С.Горбачева.
Это так можно сказать от комплекса неполноценности – не
может один человек обрушить то, что прочно, надежно, и
построено на правильной основе. СССР обрушил 70-летний
эксперимент. Эксперимент с негодными целями, негодными
средствами и 70 лет издевательства над своим народом.
Советский Союз был обречен – он должен был развалиться.
Он, кстати, должен был развалиться в 70-е…
А.ПРОХАНОВ: Это тонкое замечание. Видимо, и Китай обречен
– я думаю… и в этом смысле Америка обречена.
А.КОНОВАЛОВ: Давайте сейчас не о Китае и не Америке говорить.
А.ПРОХАНОВ: И не о Советском Союзе.
А.КОНОВАЛОВ: Но вы заметили, что СССР упал именно в результате
горбачевского либерализма. Может быть потому, что мы никак
не можем выбрать точно, чего же мы хотим – новой диктатуры,
или действительно построения демократического государства,
государства свободных людей, где они могут реализовать
себя. И метания от одного к другому вот и приводит к тому,
к чему приводит. А насчет управляемости страной – пожалуй,
я с вами соглашусь. Вот чего боится… вот слова «мы попросту
боимся» – знаете, возникает некое ощущение иррациональности
происходящего. Как бы золотовалютные резервы – в разы
больше, чем в Америке, подкожного жира деньгами достаточно
накоплено. Стабилизационный фонд - полтора триллиона будет
в этом году. А из Кремля исходят как бы волны страха.
И вот эти волны страха, неуверенности, Сурков и артикулировал.
С.БУНТМАН: Мы можем констатировать неуверенность, хотя
выводы из них делаем разные, делают присутствующие. Все-таки
если задать вопрос так - означает ли то, что называет
А.Проханов крахом либерального проекта – крахом иллюзий
или представлений о том, что народ России, РФ, может,
если ему помогать в этом, а не мешать - помогать, я имею
в виду, устанавливая рамки, устанавливая законы - придти
к тому, что называется демократией - по простому вот,
простых трех вещах - свободные выборы, независимый суд,
свободные СМИ и ответственная экономика - в том, что государство
ставит определенные рамки. Может ли российский народ самоорганизоваться,
придти и к такой форме самоорганизации, когда ею не будут
постоянно на помочах водить? Все-таки мне кажется, это
не очень достойно, когда водят на помочах и признают это
единственной формы перспективы существования.
А.ПИОНТКОВСКИЙ: Вот тут есть один замечательный пассаж
у Суркова - вы сказали, что независимый суд – это одна
из важнейших составляющих того, что обычно называется
демократией. Вот он говорит: «ну что же делать, но если
судьи боятся начальственных звонков? Что прикажете с ними
делать?» - да не звоните, сукины дети…
А.КОНОВАЛОВ: Да ничего подобного. Надо изменить человеческую
природу. Не этого надо бояться. Надо, чтобы судья боялся
не того, что ему позвонят, и он не послушает, а того,
что на завтра об этом напишет свободная газета, и он лишится
навсегда судейской мантии.
А.ПИОНТКОВСКИЙ: Это о судье, об обществе - а о Суркове?
А.КОНОВАЛОВ: А желающих позвонить - вы думаете, в Америке
нет желающих позвонить? Попробовали бы они это сделать.
С.БУНТМАН: Полно.
А.ПИОНТКОВСКИЙ: Мы о Суркове.
А.КОНОВАЛОВ: И это было бы крахом политической карьеры.
С.БУНТМАН: 90% газет и 99% телеканалов. Кроме того, по
которому будет вещать сам начальник. Это любимое желание
власти, естественное.
А.КОНОВАЛОВ: Это естественное человеческое желание, желание
власти.
С.БУНТМАН: Но здесь есть запятая.
А.ПРОХАНОВ: Сергей, на протяжении 10 лет мы стараемся
создать общество свободных людей.
С.БУНТМАН: Стараемся.
А.КОНОВАЛОВ: Мы ничего не стараемся.
А.ПРОХАНОВ: На этих стараниях, к которым присоединяется
власть, либеральная интеллигенция, либеральная журналистика,
мы потеряли уже 10 млн. человек – это мало, я согласен.
Надо продолжать эти старания, надо довести население России
до 50 млн. А если мы не будем подчиняться этим либеральным
проектам-утопиям, надо загонять бомбами, как это сделали
американцы в Ираке. Пора остановиться, господа. Сколько
можно говорить одни и те же безумные утопии? Эти утопии
кончились в 1993 г., под грохот танков.
А.ПИОНТКОВСКИЙ: Александр Андреевич, вы тоже ведь по-своему
утопист и очень увлекающийся человек. Вы сейчас вот увидели
в Суркове какого-то державника. Да позвольте вам напомнить
- вы и в Путине видели державника достаточно… я внимательно
и с удовольствием вас читаю – у вас была такая метафора,
что новый Сталин, выросший в рамках иудейского режима.
Теперь вы прекрасно видите, что Путин и его державники
так же дискредитировали понятие государственности и державности,
как демократы 90-х гг. - понятие демократии.
А.ПРОХАНОВ: Централизм – спасение для России. И эти ребята
в Кремле начинают это понимать. И робко его реализуют.
А.ПИОНТКОВСКИЙ: Ну, вот у вас новое увлечение теперь
- теперь Сурковым.
С.БУНТМАН: Одну секунду. Что такое централизм - задал
вопрос А.Коновалов. Потому что это могут быть совсем разные
системы. Это может быть доведенный до идеала централизм
Николая Первого, который, в общем-то, со своей системой
принятия решений показал, в общем-то, в конце концов неспособность
принятия острых, оригинальных решений, и это была локальная
война, которая превратилась в национальную катастрофу.
А.ПИОНТКОВСКИЙ: Окончилось Крымской войной.
А.МАКАРКИН: А вы знаете, мне сейчас приходится…
С.БУНТМАН: Или же это может быть довольно долгое сильное
и беспощадное государство, как империя Сталина, которая
через… через полтора поколения начинает деградировать
и…. Ну, мы же все жили, все здесь присутствующие жили
в 60-70 гг., и видели, как деградирует… и до Горбачева.
И додеградировалось до того… огромнейшая эта империя.
Это есть неизбежное следствие. Мы видим демократии, которые
стабильны десятилетиями бывают.
А.ПРОХАНОВ: Но не тысячелетиями, слава богу.
С.БУНТМАН: Давайте не будем замахиваться на такие…
А.ПРОХАНОВ: После Беслана г-н президент сказал золотые
слова, он сказал: идет война. Действительно идет. Взрывается
регион за регионом. Он сказал, что в этой войне бьют слабых
– это тоже правда. И он сказал – нам нужно мобилизоваться.
Он впервые произнес слово «мобилизация». После этого ничего
не было сделано для мобилизации. Но если идет война, причем
не фигуральная, а реальная война - какая реакция социума
на ведущуюся войну? Конечно, построение либерального общества
свободных дезинтегрированных людей. Нет - моб-проект -
мобилизация, организация и централизм.
С.БУНТМАН: Это ответ на то, что такое централизм в данном
случае.
А.КОНОВАЛОВ: Вы знаете, моб-проект - я уверен, что сейчас
любая диктатура, любой моб-проект будет означать окончательную
и бесповоротную гибель России, распад ее и скатывание
остатков России в число не состоявшихся государств. Кстати
говоря, значительно раньше Путина сказал о том, что мы
находимся в состоянии войны с международным терроризмом
президент Буш. И это вовсе не означало отмены базовых
свобод, хотя сделано было очень многое для того, чтобы
обезопасить территорию Америки. И на мой взгляд, вообще
России пытаются навязать странную историческую роль -
мы все время ходим не туда, куда все человечество. А как
бы ходим в бок, доходим до пропасти, падаем туда, ломаем…
С.БУНТМАН: Ну, здесь я должен сказать, что все человечество
– оно разное. Потому что существует несколько форм и цивилизаций.
Например, в Китае – все проект: коммунизм - проект, капитализм
– проект - все государственный имперский проект. Все,
что угодно. Так что это не все человечество.
А.КОНОВАЛОВ: Ну хорошо, не все. Но то, к которому хотим
присоединиться мы. Кстати, когда Путин говорил о войне
– он говорил вовсе не о войне с Америкой, как мне кажется,
иногда г-ну Проханову кажется - он говорил о войне с международным
терроризмом.
А.ПРОХАНОВ: Нет, я вообще слаб умом, но в данном случае
я понял Путина правильно – как и вы.
А.ПИОНТКОВСКИЙ: Вы знаете, я понял Путина так же как
Проханов, только мы по-разному это оценили. Я позволю
продолжить вашу цитату. Путин сказал, что исламские террористы
– это только инструмент. Это инструмент в руках врагов
России более могущественных, более опасных и традиционных,
которые до сих пор опасаются ядерной России и хотят ее
расчленить, и так далее - это была явная ссылка на Запад
и США. Видите ли, я не знаю, кто писал Путину это выступление
- Сурков или Павловский – но это явный был ремейк знаменитой
сталинской речи 3 июля - «братья и сестры, к вам обращаюсь
я, друзья мои». И вот этот пассаж Путина - он означал
бы примерно то же самое, если бы Сталин сказал - вы знаете,
немецкие фашисты - это, вообще-то, не самое главное, это
инструмент в руках врагов России более опасных и традиционных,
это Черчилль и Рузвельт - вот кто настоящие враги России.
Вот примерно так…
А.ПРОХАНОВ: Но Сталин сразу после этой речи послал полки
под Волоколамск. И остановил нашествие. А Путин после
этой речи сразу…
А.ПИОНТКОВСКИЙ: А вот здесь я с вами абсолютно…
А.ПРОХАНОВ: … открыл сайт Министерства обороны, где всем
нашим врагам видно, что у нас нет ни армии, ни…
А.ПИОНТКОВСКИЙ: Вот здесь я с вами абсолютно согласен.
А.МАКАРКИН: Я думаю, что те враги, которые у нас есть,
они и без этого уже знают, и без сайта Минобороны знают
реальное состояние нашей армии.
С.БУНТМАН: Продолжая образ А.Пионтковского можно сказать,
что это здесь образец был не столько речи Сталина 3 июля,
а это был некий такой симбиоз речи Сталина 3 июля и заявления
ТАСС 14 июня, где говорилось, что не позволим провокаторам
из Британии и других стран нарушить нашу великую дружбу
с Германией. Вы знаете, сейчас мы очень скоро будем голосовать.
У меня одна просьба к ведущим - коротко прокомментировать
такой тезис. У меня нет ощущения, что власть и правящая
элита - это термины, извините, это не означает «лучшие
люди» - отвечаю слушательнице одной – это термин.
А.ПИОНТКОВСКИЙ: Политический класс - более или менее
нейтрально.
С.БУНТМАН: Да. Политические классы, политические группы
разнообразные - что упорно вели твердой рукой 10 лет там
к демократии, а потом пришел нехороший Путин, и все это
дело задушил. Было несколько проектов, именно проектов,
которые нам страшно не позволяли волеизъявление. Был проект
вот срезания углов. Был проект создания партии власти…
да, пожалуйста, Андрей.
А.ПИОНТКОВСКИЙ: Я категорически не согласен. Есть два
популярных мифа о Путине – один апологетический, другой
– разоблачительный. Разоблачительный тот, который вы сказали
– была прекрасная демократия, но пришел хам Путин, и все
опошлил. Пример, первый пример управляемой демократии
мунипулируемых выборов был, конечно, выборы президента
1996 г. Все технологии были отработаны. А что такое был
1999 г., когда, собственно - это войдет вообще во все
учебники политтехнологии, когда абсолютно неизвестный
стране человек был сделан не только президентом, но и
национальным героем. А второй миф апологетический, что
существовал страшный олигархический режим, пришел Путин
и восстановил субъектность государства. Как мы теперь
видим, просто одни олигархи были заменены другими, и прежде
всего, коллективным олигархом силовой бюрократии. Поэтому
я бы говорил о кризисе ельцинско-путинской модели олигархического
капитализма и управляемой демократии. И я думаю, мы сходимся
в оценках с Прохановым, но по разному видим пути выхода.
А.ПРОХАНОВ: А что нам мешает увидеть это с одной точки
зрения?
А.ПИОНТКОВСКИЙ: А вот начнутся новости, и мы увидим…
С.БУНТМАН: Можно я скрою от слушателей сейчас ваш тайный
сговор, который будет сейчас. И сейчас после рекламы мы
сразу начнем голосовать. А.Макаркин, я увидел, что вы
хотите сказать несколько слов, я объявлю вопрос, после
рекламы, и тогда мы сможем говорить дальше, продолжать
разговор.
РЕКЛАМА
С.БУНТМАН: Вопрос я хочу задать такой. Слово «дорос»
– в кавычках: «Дорос» ли народ России до демократии, достоин
ли он демократии, способен ли он к демократии, или она
ему вовсе не нужна, или его нужно водить на помочах, например,
сейчас в любой обстановке объявлять… может быть, в обстановке
действительно опасности, а может быть, безопасности –
объявлять мобилизацию - давайте-ка примкните к тем, кто
вами управляет, и они будут перед вами ответственны. Итак,
дорос - вы понимаете, что я в это вкладываю, я попытался
объяснить - «дорос» - в кавычка, народ России – без кавычек,
до демократии - тоже без кавычек. Если вы считаете, что
дорос - тогда 995-81-21, если не дорос - 995-81-22. Мы
голосуем с вами в течение пяти минут. Итак, «дорос» ли
народ России до демократии. Если дорос, по-вашему, имеет
право на эту демократию, имеет право ее устанавливать
и заявлять свою волю - 995-81-21, если нет - 995-81-22.
Пожалуйста, А.Макаркин хотел сказать несколько слов.
А.МАКАРКИН: У нас тут проблема такая просто с демократией,
что если брать государства Центральной восточной Европы,
то всех у них был огромный стимул для внедрения классической
демократии - все они шли на Запад, в объединенную Европу,
там был конкретный маршрут, там был Совет Европы, Северо-Атлантический
блок, Евросоюз - в общем, был огромный стимул от всяких
авантюр, зажима прессы, и так далее. Потому что они должны
были соответствовать демократическим стандартам, принятым
в западном сообществе – иначе просто их туда никто бы
не захотел бы взять. Вот пример Хорватии очень показателен:
пока у них был авторитарный режим, их никто не приглашал
на Запад, в Европу. Как только у них произошли изменения,
они смогли перейти к демократическому варианту развития
– их сразу же стали звать. Теперь они – одни из самых
главных кандидатов на интеграцию. Вот в России такой вариант
просто отсутствовал. Ни российское население особенно
не хочет идти на Запад, ни запад особенно не хочет видеть
Россию. Политически Россия оказалась где-то по середине.
А раз она оказалась где-то посередине, она оказалась под
контролем чиновников, под контролем администраторов разного
уровня, и так как у этих администраторов. Чиновников,
отсутствовали любые какие-то стимулы для того, чтобы демократизировать
страну – я просто не представляю себе такого чиновника
идеалистического, который говорил бы - я хочу сократить
свои полномочия, я хочу ограничить себя. Никто не занимается
в здравом уме самоограничением. Те же самые страны Центральной
Восточной Европы, когда у них отсутствовал стимул к демократическому
развитию, то есть, западной интеграции, интеграции в демократическое
общество, они пришли к авторитарным режимам - 20-е, 30-е
гг. И это было и у поляков, и у венгров, у эстонцев, и
так далее. Значит, здесь, на мой взгляд – может быть,
это хорошо, плохо – наверное, все-таки плохо - но почему
роль играет именно стимул, который существует, который,
в каком-то смысле, внедряется извне…
А.КОНОВАЛОВ: Мне кажется, Россия…
С.БУНТМАН: Сейчас, одну секундочку, я только повторю
вопрос - «дорос» ли народ России до демократии – сейчас
нам позвонило почти 2,5 тысячи за половину нашей беседы.
И если дорос - 995-81-21, если не дорос - 995-81-22. Две
с небольшим минуты у нас есть. Пожалуйста, А.Коновалов.
А.КОНОВАЛОВ: Мне кажется, что все-таки рассчитывать на
то, дорос или не дорос до демократии, или сможет ли он
самоорганизоваться в демократическое общество – только
в зависимости от того, есть ли внешний стимул: куда-то
примут, куда-то разрешат войти – на мой взгляд, это все
все-таки должно базироваться на том, что мы должны жить
в такой стране, в которой мы бы хотели, чтобы жили наши
дети и внуки. И мы должны иметь возможность реализовываться
в этой стране, и жить достойно. И никакие призывы в виде
приемы в европейские клубы… это недостаточный стимул.
Достаточный стимул – нормальная жизнь в Российском государстве.
С.БУНТМАН: Разве это для России не реальный стимул?
А.КОНОВАЛОВ: Почему – не реальный?
С.БУНТМАН: Прием в клубы, я имею в виду?
А.ПИОНТКОВСКИЙ: Облегчающий.
С.БУНТМАН: Как говорил Б.Ливанов «художественное целое
не может войти в художественную часть», когда его вызывали…
Здесь немножко другое - Россия вполне самостоятельна и
в союзе, и во взаимоотношениях. Но вот действительно -
внутренний стимул гораздо, наверное, важнее был бы…
А.МАКАРКИН: А внутренние стимулы у всех разные. Одни
считают, что хорошее, адекватное существование - это просто
элементарная карточная система, чтобы каждому что-то выдавали.
Другой хочет самореализации, саморазвития - в общем, здесь,
когда отсутствует какой-то унифицированный стимул…
А.ПИОНТКОВСКИЙ: Ну, есть стимул – всем хочется, чтобы
не били в полицейском участке – это, по-моему, одно из
элементарных, гигиенических требований демократии.
А.МАКАРКИН: Всем хочется, чтобы не били в полицейском
участке конкретного индивидуума - его самого – но преступник
должен сидеть в тюрьме. «Вор должен сидеть в тюрьме».
Российский герой – это не Шарапов, а Жеглов, в общем-то...
А.ПРОХАНОВ: Я думаю, что русский народ дорос до демократии,
он ее перерос, он двинулся дальше, оставив демократию
далеко за своей спиной. И он хочет вернуться к строю,
который бы обеспечивал народу процветание, великую культуру,
экономику…
А.КОНОВАЛОВ: А что это за строй-то такой? Назовите вещи
своими именами?
А.ПРОХАНОВ: Это не демократия.
А.КОНОВАЛОВ: Ну, хорошо, это я понимаю. А что это?
С.БУНТМАН: Каждый догадается…
А.ПРОХАНОВ: Народный капитализм, например.
А.ПИОНТКОВСКИЙ: Это, наверное, соборность - только ее
надо объяснить.
С.БУНТМАН: Извините, можно я всех прерву? Потому что
новости нужно… Последний раз вопрос я скажу - «дорос»
ли народ России до демократии - вот тут с опережением
большим по А.Проханову - если да - 995-81-21, нет - 995-81-22,
доголосовывайте несколько секунд, слушайте новости - итак
пересидели уже…
НОВОСТИ
С.БУНТМАН: Тем временем у нас завершилось голосование,
уже довольно давно. Вопрос был задан – «дорос» ли народ
России до демократии, нам позвонили 3543 человека, и из
них 66% считают, что дорос. 34% - считают, что не дорос.
Здесь могут быть совершенно мотивы всевозможные. Например,
присутствующий здесь А.Проханов считает, что перерос,
существуют более пригодные для России, для российского
народа, формы и управления и формы волеизъявления того
же народа, и делегирование власти. Хотелось бы, чтобы
это были осознанные формы делегирования власти. Если высказались
все, может быть, в процессе ответов на вопросы наших слушателей,
можно будет сказать еще многое то, что важное и заветное
есть у всех присутствующих. Напомню, что у нас Алексей
Макаркин в гостях, Андрей Пионтковский, Александр Проханов
Александр Коновалов. А телефон наш 203-19-22 - все в наушниках,
все ими снабжены. Задавайте вопросы, пожалуйста, или делитесь
своими соображениями – можете делать и то, и то. Есть
телефонный звонок – алло, мы вас слушаем?
СЛУШАТЕЛЬ Добрый вечер…
С.БУНТМАН: Как вас зовут?
ВЯЧЕСЛАВ: Вячеслав Петрович.
С.БУНТМАН: Мы вас слушаем.
ВЯЧЕСЛАВ: Скажите пожалуйста, вот сейчас было голосование,
были сообщены результаты голосования, и ведущий сказал,
что вот народ проголосовал так. Я хотел бы просто уточнить,
что такое – народ? Что ведущий подразумевает, и ваши гости
- что о ни подразумевают под словом «народ»?
С.БУНТМАН: Это о формулировке вопроса?
ВЯЧЕСЛАВ: Да, вы можете сказать, не обязательно если
кто-то ответит там - сама формулировка, что они подразумевают
под словом «народ».
С.БУНТМАН: Хорошо, понятно. Народ - я считаю, народ –
это население России, все абсолютно.
А.МАКАРКИН: По Конституции - многонациональный народ
РФ.
А.КОНОВАЛОВ: Все 145 миллионов, живущих на территории
нашей страны.
С.БУНТМАН: Все до единицы.
А.ПРОХАНОВ: Нет, это та совокупность, метафизическая
совокупность, которая поднимается над отдельно взятым
субъектом и над отдельно взятым гражданином, персонажем
– это совокупность проявляется в коллективных исторических
акциях в минуты либо великих трагедий, либо великого исторического
творчества.
С.БУНТМАН: Это отдельные люди образуют эту совокупность,
или она такая, изначально имманентна?
А.ПРОХАНОВ: Да, она выше этой отдельно взятой личности,
или группы, и она присутствует и витает над каждыми, сколь
угодно огромными, национальными суммами.
С.БУНТМАН: Понятно. А.Пионтковский, как вы понимаете
народ России, о чем мы спрашиваем?
А.ПИОНТКОВСКИЙ: Вы знаете, я не хотел бы комментировать
одно слово в этом вопросе. Тут вообще масса семантических
дискуссий может быть. Вопрос мне не нравится – там нужно
обсуждать слово «дорос», а не только…
С.БУНТМАН: Ну, я его объяснил…
А.ПИОНТКОВСКИЙ: И слово «демократия»…
С.БУНТМАН: И демократию я тоже в самом примитивном триединстве
сформулировал.
А.ПИОНТКОВСКИЙ: Да. Демократия – это действительно очень
простые вещи, одну из них я назвал, с нее надо было бы
начать - чтобы не били в полицейском участке и в казарме.
Чтобы можно было свободно высказываться и читать. И самое,
может быть главное, что правитель, пролетая над Грозным,
на 10-й год войны, действительно искренне не ужаснулся
тому, что он увидел внизу. Вот это и есть демократия.
Вот если говорить о свободе слова - у меня нет проблемы
лично со свободой. Вот я выступаю на «Эхо Москвы», печатаюсь
в интернет-изданиях, меня не волнует то, что меня нет
на телевидении. Но очень серьезные проблемы со свободой
слова у Путина – потому что благодаря его отсутствию,
он лишен информации. Он - «Путин в Горках». И этот его
пролет над Грозным - только один из примеров.
С.БУНТМАН: На этот вопрос ответили присутствующие – о
народе. Следующий вопрос, пожалуйста - 203-19-22, я надеюсь,
что мы договорились о терминах. Алло, добрый вечер?
СЛУШАТЕЛЬ: Алло, добрый вечер, это «Эхо Москвы»?
С.БУНТМАН: Да. А вас как зовут?
АЛЕКСАНДР: Александр Никитович. Прежде всего, я хочу
сказать, что вопрос некорректен насчет демократии. Демократия,
я думаю, это пропорциональное развитие экономики. Вот
возьмите Китай - в ближайшее время там демократии будет
больше, чем у нас. Потому что экономика на подъеме.
С.БУНТМАН: Понимаете, когда я формулировал вопрос, я
объяснил, что я имею в виду – три вещи. Хорошо, понятно,
с корректностью разобрались, можем до сипоты сейчас беседовать
об этом. Вопрос по существу - пожалуйста, у вас есть?
Отключили? Или отключился сам? 203-19-22, алло?
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Вопрос следующий.
С.БУНТМАН: Как вас зовут?
АЛЕКСАНДР: Меня зовут Александр. Хотел поинтересоваться
у уважаемых собравшихся – а вообще российский народ как
единое целое существует сейчас, по их мнению, или он все-таки
набран из татарского народа, аварского, чеченского, и
так далее?
С.БУНТМАН: Хорошо. Существует ли некая совокупность,
или это некая случайная арифметическая сумма разных совершенно
народов и людей. Как вы считаете?
А.КОНОВАЛОВ: Нет, я считаю, что нельзя все-таки говорить
о случайной арифметической сумме. Все-таки подавляющее
большинство людей, которые живут в России, считают себя
россиянами. Они могут быть любой национальности… Понимаете,
национальность – это этнокультурный феномен. А гражданство,
принадлежность к какой-то стране – это феномен политический.
И наверное, эта совокупность еще не так едина и не так
тверда, как хотелось бы, но если мы не будем народом России,
то России не будет вовсе.
А.ПРОХАНОВ: Я бы больше сказал, существует еще общность
«советский народ» - по-прежнему, я думаю, что подавляющее
число киргизов, таджиков, украинцев огромная часть - чувствуют
себя соединенными в ту огромную великую целостность, которую
разбили и пытаются добивать.
С.БУНТМАН: А входят ли сюда одно время входивший в состав
России и польский народ, например, частично, финский народ?
А.ПРОХАНОВ: Сейчас – нет. Но было время, когда входили,
конечно.
С.БУНТМАН: То есть, уже сейчас это исчезло?
А.ПРОХАНОВ: Финляндия и Польша – да, но, скажем, половина
Прибалтики, состоящая из русскоязычных – конечно, они
считают себя…
С.БУНТМАН: А может быть, это некий все-таки ход исторического
развития?
А.ПРОХАНОВ: Ну конечно, и Россию можно наводнить другими
этносами, другими расами.
А.ПИОНТКОВСКИЙ: Она и наводняется, кстати.
А.ПРОХАНОВ: Тогда она перестанет быть идентичной. Она
будет тяготеть к другим цивилизациям и к другим империям.
С.БУНТМАН: Константин пишет: «Российская армия готовится
к мобилизации, в военкоматах начали выдавать предписания»
- Константин, о чем вы говорите? Просто это самое… я не
знаю – или забыли, или не знали, когда это было – это
периодическая история, когда эти «мобики»…
А.КОНОВАЛОВ: Вклеивают в военный билет.
С.БУНТМАН: Совершенно верно. Рутина абсолютная. 203-19-22,
мы слушаем вас. Алло, добрый вечер.
ОЛЬГА: Здравствуйте, это Ольга. Мне кажется, что большая
часть не доросла до демократии. Потому что на митинги
ходит 2 тысячи, потому что позволяют над собой издеваться,
ничего не говоря. И потому что Борис Николаевич дал нам
все на халяву – демократию и свободу, а никто это не оценил.
Потому что жило и дышалось, работалось и отдыхалось очень
свободно, спокойно.
С.БУНТМАН: И все расслабились, да?
ОЛЬГА: Да.
С.БУНТМАН: Понятно. Спасибо, Ольга.
ОЛЬГА: Да, вы понимаете - вот так вот.
С.БУНТМАН: Понятно, спасибо.
А.МАКАРКИН: Я бы хотел, может быть, сказать по этому
поводу, что состояние демократии – оно не всегда определяется
хождением на какие-то массовые акции. Вот хороший пример
- это что произошло у нас в нашем ветеринарном сообществе,
буквально только что – когда госорганы запретили использование
одного значимого препарата – кетамин – заявили, что это
препарат вредный, что он используется наркоманами, могут
быть утечки – давайте это дело запретим. И что? В принципе,
в ситуации, когда гражданское общество и демократия отсутствует
– конечно, все бы взяли под козырек, и в результате чего
возникли бы очень большие проблемы в этой сфере. Однако
эта медицинская корпорация объединилась, ветеринарная,
организовали свои акции протеста, подключили общественность,
и это решение было отменено. Вот это вот, на мой взгляд,
конкретное проявление демократии в конкретных условиях.
И оно работает.
А.КОНОВАЛОВ: А то, что действительно на митинги ходит
очень мало людей - это справедливое замечание. Когда ходит
много, то, как правило, их привозят на автобусах организовано,
и это не лучшая форма…
А.ПИОНТКОВСКИЙ: Недавно 50 тысяч было…
С.БУНТМАН: Ну, это вообще нельзя считать неким стихийным
выступлением.
А.КОНОВАЛОВ: На мой взгляд, это, прежде всего, политическая
апатия и недоверие к власти. И об этом бы власти стоило
очень серьезно задуматься.
С.БУНТМАН: Может быть действительно прервалась эта логическая
ниточка между собственным голосом и каким-то решением?
А.Проханов?
А.ПРОХАНОВ: Демократия предполагает, и свобода предполагает
творчество, усиление творчества. Освободившийся человек,
более того, находящий поддержку в среде, в корпорации,
в сообществе, раскрепощенный человек – он творит. После
1991 года, примерно, может быть, до 1993 г., в стране
была абсолютная свода. Скажем, пресса пользовалась неограниченной
свободой, вещали все каналы – тысячи цветов, тысячи красок.
В это время не было построено ни одного крупного сооружения,
не открыто ни одной элементарной частицы, не построен
ни один космический корабль. Вместо того, чтобы использовать
эту свободу, эту демократию в интересах творчества, вот
этот раскрепощенный наш человек занялся свинством. Он
занялся сексуальной революцией, он занялся поношением
святынь, заниматься растабуированием вещей сакральных,
в том числе, и государства как явления сакрального. Поэтому
апатия, отторжение сегодняшнего российского общества,
народа от той, явленной ему демократии, очевидна. Это
нормальная реакция человека на болезнь, на эпидемию.
С.БУНТМАН: Что значит – явленной? Ведь это же те же самые
люди, которые сейчас апатичны, те же самые люди, которые
попирали святыни, как вы говорите. Или это разные группы
людей?
А.ПРОХАНОВ: Нет, это все те же самые. Но просто святыни
уже попраны. Ну, сколько можно бить топором по одной и
той же иконе? Она превращена в щепки, люди решили отдохнуть.
А.МАКАРКИН: Примерно такая же аргументация звучала в
России в 19 столетии, когда освободили крестьян, ввели
суд присяжных, ввели самоуправление - наиболее консервативная
часть общества сказала - Господи, святыни разрушены, весь
режим государя-императора дискредитирован, СМИ говорят,
что угодно, адвокаты говорят, что угодно. Крестьяне превратились
в какой-то, каких-то совершенно рабочих, праздношатающихся,
и так далее. В общем, в принципе, мы в нашей истории подобные
периоды переживали, и как-то выходили, в общем, после
этого творчество появлялось…
А.ПРОХАНОВ: В 17-й год вышли. Освобожденное крестьянство,
в конце концов, одело матроски и тельняшки, и взяло Зимний
дворец. Это итог реформы царя-освободителя.
А.МАКАРКИН: Но оно взяло через какое-то время, после
того как были еще… после того, как стали зажимать…
А.ПРОХАНОВ: Ну, подождем еще.
А.МАКАРКИН: Стали зажимать свободы, и в результате зажали
до такой степени, что действительно, все взорвалось, и
правительство оказалось в изоляции в 17-м году.
А.КОНОВАЛОВ: Конечно, было бы лучше, если бы все сохранялось,
в том числе, и рабство. Вообще рабство очень социально
самая удобная форма существования. Для очень многих это
просто очень комфортная форма существования. Потому что
ни о чем не надо… нет никакой ответственности. Ведь жизнь
свободного человека - это постоянное принятие решений
и взятие на себя ответственности. А жизнь раба – это только
вспотеть, и изобразить для хозяина, что ты что-то работаешь.
Миску баланды ты утром получишь, крыша над головой будет,
и…
А.ПРОХАНОВ: Это - зеки. А раб – это раб божий, это высшая
свобода в рабстве.
А.КОНОВАЛОВ: Я говорю о рабовладельческом…
С.БУНТМАН: Скажите пожалуйста… вот сейчас мы так уплывем
– и скрылись они за горизонтом, за буйками…
А.ПРОХАНОВ: Истории.
А.ПИОНТКОВСКИЙ: Надо вопрос.
С.БУНТМАН: Давайте вопросы, и у меня будет один вопрос
в самом конце передачи. Один вопрос. 203-19-22, алло,
мы слушаем, добрый вечер, как вас зовут?
ЕЛЕНА: Добрый вечер. Елена, Москва. У меня нет особенных
вопросов, я просто хотела бы спросить у г-на Проханова,
что он подразумевает под своими романтическими иллюзиями
– ведь свободный выбор, как известно, демократия – это
свободные выборы - может быть, это не для всех известно?
Независимый суд, свобода информации – не средств, а просто
информации. Что хочет г-н Проханов? А народ, по-моему,
это просто средний избиратель. Средний избиратель. Я проголосовала,
и сказала - да. И после этого понимание демократии…
С.БУНТМАН: Ну, понятно. Это близко к вложенной в вопрос
формулировке. Спасибо. Пожалуйста.
А.ПРОХАНОВ: Я просто не расслышал вопроса.
С.БУНТМАН: Нет, она говорила, наша слушательница, что
очень простые вещи… то же, о чем мы говорили – независимый
суд, свобода информации и это… что это свободные выборы.
Свободные выборы – она сказала «да». А народ - это просто
средний избиратель. Ну вот слушательница наша не разделяет
мнение как о некоей метафизической структуре….
А.ПИОНТКОВСКИЙ: Нет, она просто интересуется, что имеет
в виду Александр Андреевич.
А.ПРОХАНОВ: Примерно то, что имели в виду славянофилы,
или даже Леонтьев Константин под категорией «народ» –
это действительно некая метафизическая монада, общность,
которой можно оперировать как целостность. Но которая
превращается в ничто, если мы ее рассматриваем на примере
конкретных социальных групп. То есть, политологи вот этой
метафизической концепцией народа не оперируют. Они оперируют
другими категориями. А люди, обладающие… скажем, некоей
трацедентной или романтической компонентой в своем сознании,
они в состоянии оперировать категорией народа.
А.ПИОНТКОВСКИЙ: А как мы их узнаем? У них знаки особенные,
у этих людей?
А.ПРОХАНОВ: Ну конечно. Надо просто книжки читать тех
людей, которые пишут именно об этом.
С.БУНТМАН: Значит, «романтической» - у вас тоже строго
терминологически вы к этому подходите, как…
А.ПРОХАНОВ: Романтический – в германском смысле слова.
С.БУНТМАН: Я понимаю, да, откуда и славянофилы тоже.
А.КОНОВАЛОВ: Германская романтичность обернулась Освенцимом.
С.БУНТМАН: Нет, она обернулась русским славянофильством.
А.ПРОХАНОВ: Ну, конечно. Зато Освенцим обернулся сейчас
шредерской демократией - все когда-то чем-то оборачивается.
Это же логика истории.
С.БУНТМАН: У меня один маленький вопрос в скобках к Проханову
- скажите пожалуйста, для кого-то существует сейчас метафизическая
категория – для какой-то страны, или какой-то совокупности
стран помимо России - для вас?
А.ПРОХАНОВ: Я думаю, что американцы оперируют категорией
«народ» как некоей метафизической…
С.БУНТМАН: Но как реальное существует это вообще? Или
это только удобный образ для того, чтобы им оперировать?
А.КОНОВАЛОВ: Я думаю, что американцы об этом не знают.
А.ПРОХАНОВ: Американцы об этом знают.
С.БУНТМАН: Иногда об этом говорят.
А.ПИОНТКОВСКИЙ: Вот если они об этом задумаются как сороконожка…
А.ПРОХАНОВ: Потому что политологи оперируют категорией
«субъектность», но субъектность в каком-то смысле является
синонимом вот этой метафизической категории «народ».
С.БУНТМАН: Я понимаю, но часто это в такой протестантской
риторике Буша и таких проповедников… вот это сильно присутствует…
вещь… Давайте не будем уходить, потому что безумно интересные
вещи, о которых хочется говорить долго и серьезно, но
мы, как вся российская интеллигенция - мы когда-нибудь
проспим революцию вот так вот тоже, здесь же… Вопросы
от слушателей - 203-19-22, пожалуйста. Алло? Мы вас слушаем?
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Я хотел бы сказать более коротко
свое мнение - рыба гниет с головы.
С.БУНТМАН: И что?
СЛУШАТЕЛЬ: И что? А то, что наша голова, как говорится,
абсолютно ничего не делает в любой области нашей жизни.
А.ПИОНТКОВСКИЙ: А кого же вы имеете в виду?
С.БУНТМАН: А голова – это кто или что?
СЛУШАТЕЛЬ: Президент.
С.БУНТМАН: Понятно. Вот страшный этот звонок - он все,
завершен.
А.ПИОНТКОВСКИЙ: Отключился компьютер на этом страшном
слове.
А.ПРОХАНОВ: Но, в общем, звонок по существу. Много риторики,
один пиар, и никакого действия. Непрерывное введение в
заблуждение общественности - согласен.
С.БУНТМАН: Я хотел бы все-таки… вы понимаете, в чем дело
– я бы хотел о ближайшем будущем все-таки спросить каждого
из вас. Какой оптимальный вариант ближайшего будущего
для вас? Потому что мы здесь говорили о том… даже о том
же Суркове, о котором, слава тебе господи… последние несколько
десятков минут мы как-то отошли - от анализа его личности.
А.КОНОВАЛОВ: Так вернемся.
С.БУНТМАН: Нет. Я просто думаю - вот он как для кого-то
крик, для кого-то – барометр, для кого-то обозначает то,
что происходит во власти. Ближайшая тенденция – есть ли
сейчас возможность повернуть в понятную вам, нашим гостям,
таким разным, на самом деле – понятную оптимальную сторону?
Для того, чтобы… Россия нуждается в процветании…. Каким
способом она достигает, причем, вся совокупность народа,
в стремлении к процветанию. Я не думаю, что за счет ни
10 млн. там, которые находятся там… многих миллионов за
чертой бедности, ни ценой ни лагерей, ни чего угодно.
Возможно ли в России, при сохранении каждого человека,
может быть, и той же самой совокупности - вот что можно
сделать в России, какие бы оперативные меры вы приняли?
А.МАКАРКИН: Просто можно элементарно самоограничить власть.
Это, конечно, очень дико сложно, очень всегда неприятно,
но вот… я имею в виду самих представителей администрации
нашей - но возможна самоограниченность. У нас власть уже
шла на самоограничения, как раз в период великих реформ
Александра Второго, и, может быть, такой же прецедент
возможен и сейчас. Но что для этого требуется? Для этого
требуется коренная реформа государственной службы, для
этого требуется реальная административная реформа, а не
просто пересаживание тех или иных чиновников, или укрупнение
тех или иных административных структур, министерств или
других учреждений. И для этого, в общем-то, требуется
наверное, все-таки… это, конечно, очень сложно и проблематично
– для этого требуется, чтобы власть исполнительная перестала
вмешиваться в прерогативы власти судебной. Вот если это
произойдет, то наверное, появятся какие-то возможности,
в том числе, и для творчества, в том числе и для политического
творчества. Но для этого необходимы хотя бы вот эти основы.
Сможет ли власть себя самоограничить - вот это главная,
на самом деле, проблема в настоящее время.
С.БУНТМАН: А.Проханов – вы, кстати, яснее всех сформулировали
перспективу - что вы видите… подытожьте.
А.ПРОХАНОВ: Я считаю, что власть не должна себя сейчас
ограничивать, ее задача - проявить политическую волю и
сконцентрировать эту волю на общенациональном проекте,
имя которому - сбережение народа и территории. Для этого
у власти есть колоссальный ресурс накопленных денег, кратко
говоря - нефть на службу народу. 10 миллионов потерянных
жизней, по миллиону в год – это слишком много для такой
гигантской территории, как Россия. И у власти сейчас есть
шанс консолидировать народ и общество именно в этом проекте
– где каждый человек, каждая социальная группа, каждая
страта найдет себе работу и место. В том числе, и олигархический
капитал.
С.БУНТМАН: Наша активная… я имею в виду наш - каждого
из россиян – роль в этом проекте, который вы предлагаете?
А.ПРОХАНОВ: Профессиональная роль. Если вы журналист
– вы должны верить в эту идею и ее озвучивать. Если вы
архитектор – вы должны…
С.БУНТМАН: То есть роль - консолидация.
А.ПРОХАНОВ: Роль - консолидация. И вы должны строить
комфортные центры.
С.БУНТМАН: Понятно. Пожалуйста, А.Коновалов? Или А.Пионтковский
– я не знаю, в каком порядке, в любом.
А.КОНОВАЛОВ: Давай. Андрюш, я закончу.
А.ПИОНТКОВСКИЙ: Вы ставите вопрос, что должна делать
власть. Власть – это всегда конкретные персональные люди.
Кто такая власть сегодня - Путин, Сурков, Фрадков.
С.БУНТМАН: Нет, а что… власти ли, нам ли, общественности…
обществу, и так далее - как вы это видите.
А.ПИОНТКОВСКИЙ: Вот вопрос формирования этой власти -
он центральный. Я считаю, что мы должны вернуться к развилке
1999 г. Тогда «мы», вот эти «мы, Сурковы», эти 10-15 человек,
приняли решение – ни при каких обстоятельствах коммунисты
не должны придти к власти, какой бы поддержкой в обществе
они ни пользовались. Соображения были достаточно идеологические
– нужно продолжать либеральные реформы, и так далее. Но
я бы, во-первых, напомнил, что опыт всех Восточных стран
Европы и Прибалтики - что именно демократические, экономические
и политические реформы стали необратимыми как раз после
прихода левых к власти. И здесь важно не само существо
этих левых, здесь важен прецедент свободных выборов. Вот
необходимо провести свободные, открытые выборы. Если г-н
Проханов придет к власти, это будет замечательным достижением
российской демократии.
С.БУНТМАН: С развилкой-96 - вот это, может быть, центральное
в том, что вы сейчас сказали, Андрей Андреевич. Пожалуйста…
А.КОНОВАЛОВ: Я согласен насчет развилки-96, кстати говоря.
В общем, надо понять, что никакие мобилизационные проекты,
никакие диктаторы Россию не спасут. Россию спасет российский
гражданин, который будет иметь возможность реализовать
себя раскрепощенным…
С.БУНТМАН: Как гражданин.
А.КОНОВАЛОВ: Как гражданин. Сознательный и ответственный.
И больше нам надеяться не на кого.
С.БУНТМАН: Спасибо большое. Напомню, что в гостях у нас
сегодня в программе «Ищем выход» были Алексей Макаркин,
Андрей Пионтковский, Александр Проханов и Александр Коновалов.
Проголосовало у нас 3543 человека, 66% из них считают,
что народ России в формулировке, которая была объяснена
и предложена, дорос до демократии, 34% считают, что не
дорос. Я благодарю всех присутствующих за нашу беседу,
которую мы наверняка продолжим, и еще не раз. Надеюсь,
конструктивно. Спасибо