Шестого июля депутаты Госдумы во главе с членом думского
Комитета по обороне Николаем Безбородовым ввели в школах
обязательный предмет — начальную военную подготовку (НВП).
Инициатор поправок Николай Безбородов утверждает, что
ничего они не ввели, а СМИ просто не желают вникать в
проблему.
— Я вам сейчас как на духу отвечу, — сказал «Новой» Николай
Максимович. — Сожалею, что СМИ проинформировали, что мы
опять ввели в школу НВП. Это дезинформация. Я был удивлен,
когда все это прочитал. Мы просто приняли поправку в статью
14 пункт 7 закона об образовании. Была достигнута только
одна цель — зафиксировать противоречия (выделено мной.
— А.Ш.) в двух законах — «Об образовании» и «О воинской
обязанности». Речь вообще не идет о введении отдельного
предмета, об изменении материальной базы. Тем более с
1996 года основы военной службы являются обязательной
частью ОБЖ. А введение нового предмета в школу — это не
прерогатива закона «О воинской обязанности». Мы приняли
просто поправки — ничего более.
Ой, лукавит член думского Комитета по обороне Николай
Безбородов. Правда, по-армейски прямолинейно. СМИ, академики,
педагоги не поторопились с выводами.
Вот что было в законах:
Статья 14 пункт 7 закона «Об образовании»: «Военная подготовка
в гражданских образовательных учреждениях может проводиться
только на факультативной основе (выделено мной. — А.Ш.)
с согласия обучающихся и (или) их родителей за счет средств
заинтересованного ведомства».
Статья 13 закона «О воинской обязанности»: «…до призыва
на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку
по основам военной службы в государственных, муниципальных
и негосударственных образовательных учреждениях среднего
(полного) общего образования, образовательных учреждениях
начального профессионального и среднего профессионального
образования в течение двух последних лет обучения».
Вот что стало:
Пункт 7 статьи 14 закона «Об образовании»:
«Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях
проводится согласно статье 13 закона «О воинской обязанности
и военной службе»
Давний конфликт между двумя законами исчерпан. В пользу
военных.
Пока еще согласованных документов между Минобрнауки и
Мин-обороны нет — не успели подготовить. Принимали поправки
в военном стиле — в спешке и решительно: сразу и во втором,
и в третьем чтениях. Надо было успеть провести их в период
отпусков несогласных департаментов образования.
Например, еще в феврале Любовь Кезина — руководитель
департамента образования г. Москвы — категорично высказалась
о том, что обязательной НВП в московских школах не будет.
Нет материальной базы (учить разбирать и собирать Калашников
на пальцах — дело бесполезное). Во-вторых, нет преподавателей.
В-третьих, это просто нецелесообразно. Но Любовь Кезина
и ее коллеги из других регионов до 1 августа отошли от
дел, а поправки приняты уже сейчас.
Николай Максимович признался:
— Я мечтаю, чтобы ввели отдельным предметом, а не в составе
ОБЖ начальную военную подготовку в школах. С точки зрения
потребностей и реалий последнего дня необходимо, чтобы
среди мальчиков формировалась дисциплина и они были хорошо
физически подготовлены. Но это от меня не зависит, к сожалению.
Зависит.
Первый шаг сделан — устранили противоречия. Теперь дело
за думским Комитетом по образованию и Министерством образования.
Первые уже думают, как ввести свои поправки в принятый
закон: надо дать право ученикам отказаться от НВП хотя
бы по состоянию здоровья и религиозным убеждениям. Думают
вполне серьезно. Несмотря на уверения Николая Безбородова,
что НВП никто не вводил.
А Министерство образования слова поперек военному ведомству
не скажет — как не сказало ничего об упразднении военных
кафедр в вузах. Министр хорошо знает и угадывает приоритеты
нынешних властей. Мечты Николая Максимовича скоро могут
сбыться. А пока он говорит:
— Я опровергаю заявления СМИ о том, что мы ввели НВП,
не обманывая вас, а ссылаясь на закон.
Но все это казуистика и абсурд. Как еще трактовать это
«устранение противоречий» в пользу военных, если не обязательным
введением НВП в школах?
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
Евгений БУНИМОВИЧ,
член президиума Федерального экспертного совета по образованию,
заслуженный учитель РФ:
— Я являюсь противником НВП. Во-первых, ни один школьный
предмет не имеет такого низкого рейтинга среди учеников,
как военная подготовка. Я это знаю на собственном опыте.
Ни к одному предмету ученики не высказывали столько сарказма,
как к НВП, и не слагали столько анекдотов об учителях,
как о военруках. НВП — это бессмысленные часы. Если Минобороны
хочет создать приемлемый имидж армии, то заниматься нужно
самой армией, а не решать ее проблемы за счет образования.
Во-вторых, обязательная НВП — это перегрузка учеников
старших классов. Недавно министр образования заявлял,
что наши ученики перегружены и необходимо сократить программу
на 25%. А вместо этого решением Думы старшеклассникам
прибавляют часы.
В-третьих, деньги. Непонятно, откуда их возьмут? В школах
нет базы, технических средств для преподавания этого предмета.
Все калашниковы, противогазы школы давно уже сдали, полосы
препятствий и тиры переоборудовали. Денег, которые выделяет
Министерство образования, не хватает даже на учебники.
В такой ситуации только безумец будет тратить те средства,
которые у него есть, на модель автомата Калашникова.
Если хотят выделять какие-то дополнительные деньги, то
пусть их выделяют на новые тренажерные залы и улучшение
питания учеников. У нас слишком много детей с ослабленным
здоровьем. Целесообразнее лучше кормить этих учеников,
чем заставлять их бегать в противогазах по плацу.
Символ советского старшеклассника, идущего в противогазе
по школьному коридору, часто использовался на Западе для
запугивания милитаризованностью Советского Союза. А президент
страны в последнее время все чаще заявляет, что мы — часть
Европы, и говорит об интеграции. И зачем наряду с этими
заявлениями вдруг опять вводить этот милитаристский символ?
— А может быть, этот шаг связан с программой патриотического
воспитания?
— Да мне вообще удивительно это клише — «военно-патриотическое
воспитание». Как будто не может быть мирного патриотического
воспитания. Это глупость.
Сергей КОМКОВ, президент Всероссийского фонда образования,
доктор педагогических и философских наук, академик:
— Я отношусь к введению НВП положительно. Пару часов
назад (8 июля. — А.Ш.) я разговаривал с Николаем Безбородовым
и полностью согласен с его инициативой. Принимать поправки,
конечно, поспешили. Но это объяснимо — решение связано
с тем, что сейчас в полном провале программа патриотического
воспитания молодежи, которая должна осуществиться до 2006
года. А НВП определенным образом послужит патриотическому
воспитанию и ускорит его. Много, конечно, и отрицательных
точек зрения. Я знаю, что Кезина высказывалась против
введения НВП. Мне это непонятно. Она скорее руководствуется
личными отношениями, а не здравым смыслом. Любовь Петровна
говорила о том, что нет подходящих кадров. Это неправда.
В стране много отставных офицеров, которые с удовольствием
пойдут учить детей за нормальную зарплату от Минобороны.
НВП — это очень хорошо. Это профилактика наркомании и
бандитизма среди юношей. Повышение дисциплины. Конечно,
не должно быть принудиловки, спешки, перегибов и должны
использоваться принципы демократического общества. Но
все эти разговоры на тему милитаризации страны — всего
лишь спекуляции. Ничего плохого от НВП не будет.