[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Анна Шамбурова
Шаловливые военруки
Члены Комитета по обороне Государственной Думы проявили армейскую смекалку и вернули НВП в школьную программу
"Новая газета", 11 июля 2005 года

Шестого июля депутаты Госдумы во главе с членом думского Комитета по обороне Николаем Безбородовым ввели в школах обязательный предмет — начальную военную подготовку (НВП). Инициатор поправок Николай Безбородов утверждает, что ничего они не ввели, а СМИ просто не желают вникать в проблему.

— Я вам сейчас как на духу отвечу, — сказал «Новой» Николай Максимович. — Сожалею, что СМИ проинформировали, что мы опять ввели в школу НВП. Это дезинформация. Я был удивлен, когда все это прочитал. Мы просто приняли поправку в статью 14 пункт 7 закона об образовании. Была достигнута только одна цель — зафиксировать противоречия (выделено мной. — А.Ш.) в двух законах — «Об образовании» и «О воинской обязанности». Речь вообще не идет о введении отдельного предмета, об изменении материальной базы. Тем более с 1996 года основы военной службы являются обязательной частью ОБЖ. А введение нового предмета в школу — это не прерогатива закона «О воинской обязанности». Мы приняли просто поправки — ничего более.

Ой, лукавит член думского Комитета по обороне Николай Безбородов. Правда, по-армейски прямолинейно. СМИ, академики, педагоги не поторопились с выводами.

Вот что было в законах:

Статья 14 пункт 7 закона «Об образовании»: «Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе (выделено мной. — А.Ш.) с согласия обучающихся и (или) их родителей за счет средств заинтересованного ведомства».

Статья 13 закона «О воинской обязанности»: «…до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения».

Вот что стало:

Пункт 7 статьи 14 закона «Об образовании»:

«Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях проводится согласно статье 13 закона «О воинской обязанности и военной службе»

Давний конфликт между двумя законами исчерпан. В пользу военных.

Пока еще согласованных документов между Минобрнауки и Мин-обороны нет — не успели подготовить. Принимали поправки в военном стиле — в спешке и решительно: сразу и во втором, и в третьем чтениях. Надо было успеть провести их в период отпусков несогласных департаментов образования.

Например, еще в феврале Любовь Кезина — руководитель департамента образования г. Москвы — категорично высказалась о том, что обязательной НВП в московских школах не будет. Нет материальной базы (учить разбирать и собирать Калашников на пальцах — дело бесполезное). Во-вторых, нет преподавателей. В-третьих, это просто нецелесообразно. Но Любовь Кезина и ее коллеги из других регионов до 1 августа отошли от дел, а поправки приняты уже сейчас.

Николай Максимович признался:

— Я мечтаю, чтобы ввели отдельным предметом, а не в составе ОБЖ начальную военную подготовку в школах. С точки зрения потребностей и реалий последнего дня необходимо, чтобы среди мальчиков формировалась дисциплина и они были хорошо физически подготовлены. Но это от меня не зависит, к сожалению.

Зависит.

Первый шаг сделан — устранили противоречия. Теперь дело за думским Комитетом по образованию и Министерством образования. Первые уже думают, как ввести свои поправки в принятый закон: надо дать право ученикам отказаться от НВП хотя бы по состоянию здоровья и религиозным убеждениям. Думают вполне серьезно. Несмотря на уверения Николая Безбородова, что НВП никто не вводил.

А Министерство образования слова поперек военному ведомству не скажет — как не сказало ничего об упразднении военных кафедр в вузах. Министр хорошо знает и угадывает приоритеты нынешних властей. Мечты Николая Максимовича скоро могут сбыться. А пока он говорит:

— Я опровергаю заявления СМИ о том, что мы ввели НВП, не обманывая вас, а ссылаясь на закон.

Но все это казуистика и абсурд. Как еще трактовать это «устранение противоречий» в пользу военных, если не обязательным введением НВП в школах?

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

Евгений БУНИМОВИЧ, член президиума Федерального экспертного совета по образованию, заслуженный учитель РФ:

— Я являюсь противником НВП. Во-первых, ни один школьный предмет не имеет такого низкого рейтинга среди учеников, как военная подготовка. Я это знаю на собственном опыте. Ни к одному предмету ученики не высказывали столько сарказма, как к НВП, и не слагали столько анекдотов об учителях, как о военруках. НВП — это бессмысленные часы. Если Минобороны хочет создать приемлемый имидж армии, то заниматься нужно самой армией, а не решать ее проблемы за счет образования.

Во-вторых, обязательная НВП — это перегрузка учеников старших классов. Недавно министр образования заявлял, что наши ученики перегружены и необходимо сократить программу на 25%. А вместо этого решением Думы старшеклассникам прибавляют часы.

В-третьих, деньги. Непонятно, откуда их возьмут? В школах нет базы, технических средств для преподавания этого предмета. Все калашниковы, противогазы школы давно уже сдали, полосы препятствий и тиры переоборудовали. Денег, которые выделяет Министерство образования, не хватает даже на учебники. В такой ситуации только безумец будет тратить те средства, которые у него есть, на модель автомата Калашникова.

Если хотят выделять какие-то дополнительные деньги, то пусть их выделяют на новые тренажерные залы и улучшение питания учеников. У нас слишком много детей с ослабленным здоровьем. Целесообразнее лучше кормить этих учеников, чем заставлять их бегать в противогазах по плацу.

Символ советского старшеклассника, идущего в противогазе по школьному коридору, часто использовался на Западе для запугивания милитаризованностью Советского Союза. А президент страны в последнее время все чаще заявляет, что мы — часть Европы, и говорит об интеграции. И зачем наряду с этими заявлениями вдруг опять вводить этот милитаристский символ?

— А может быть, этот шаг связан с программой патриотического воспитания?

— Да мне вообще удивительно это клише — «военно-патриотическое воспитание». Как будто не может быть мирного патриотического воспитания. Это глупость.

Сергей КОМКОВ, президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических и философских наук, академик:

— Я отношусь к введению НВП положительно. Пару часов назад (8 июля. — А.Ш.) я разговаривал с Николаем Безбородовым и полностью согласен с его инициативой. Принимать поправки, конечно, поспешили. Но это объяснимо — решение связано с тем, что сейчас в полном провале программа патриотического воспитания молодежи, которая должна осуществиться до 2006 года. А НВП определенным образом послужит патриотическому воспитанию и ускорит его. Много, конечно, и отрицательных точек зрения. Я знаю, что Кезина высказывалась против введения НВП. Мне это непонятно. Она скорее руководствуется личными отношениями, а не здравым смыслом. Любовь Петровна говорила о том, что нет подходящих кадров. Это неправда. В стране много отставных офицеров, которые с удовольствием пойдут учить детей за нормальную зарплату от Минобороны. НВП — это очень хорошо. Это профилактика наркомании и бандитизма среди юношей. Повышение дисциплины. Конечно, не должно быть принудиловки, спешки, перегибов и должны использоваться принципы демократического общества. Но все эти разговоры на тему милитаризации страны — всего лишь спекуляции. Ничего плохого от НВП не будет.

"Новая газета", 11 июля 2005 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Евгений Бунимович

Раздел "Политика в области образования"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]