Жилищный кодекс, вступивший в силу с 1 марта, вызывает
массу споров. По инициативе депутата Госдумы, члена комитета
по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному
законодательству Галины Хованской был внесен законопроект,
который содержит целый ряд поправок к новому Жилищному
кодексу. «НГ» обратилась к Галине
Хованской с просьбой прокомментировать эти поправки.
- Какие положения в новом Жилищном кодексе наиболее
спорные и требуют серьезной доработки?
– Во-первых, отменяется бесплатная приватизация жилья.
Главным доводом в пользу такого решения было утверждение,
что надо сохранить социальный жилищный фонд. Вот и назначили
«юрьев день» – 1 января 2007 года. Но это очень неправильная,
ложная посылка. Я считаю, что социальный фонд надо увеличивать
прежде всего за счет строительства социального жилья,
которое не будет переходить в собственность граждан. Что
же касается обязательств перед гражданами, то тут государство
не может быть шулером. Ведь был принят закон о бесплатной
приватизации, который всем гражданам гарантировал это
право. А по нашей Конституции (это записано в статье 55,
части 2), на территории Российской Федерации не должен
вводиться закон, ухудшающий положение граждан. Ведь у
нас масса людей, которые не подпадали под действие закона
о приватизации, и теперь они останутся ни с чем. Возьмите,
например, общежития, аварийные дома, служебное жилье,
закрытые военные городки. Это почти 15% жилищного фонда.
Права людей, проживающих в таком типе фонда, ущемляются,
причем грубо. Я предлагаю завершить приватизацию через
два года только для тех, кто встает на учет на социальное
жилье по новым правилам, а для остальных эту возможность
сохранить.
– Деприватизация будет отменена с 1 января 2007 года?
– Да. Эту норму – право на деприватизацию – я в свое
время провела, еще не будучи депутатом Госдумы, в порядке
законодательной инициативы. Теперь ее отменяют. И это,
с моей точки зрения, тоже несправедливо.
– А что ждет социальных нанимателей?
– Пока самая большая неприятность – то, что они не смогут
свободно, как это было раньше, проводить обмен. Все обмены
возможны только внутри социального фонда. К тому же теперь
нельзя заключать отдельный договор социального найма в
случаях, когда образуется, например, новая семья. Раньше
такая возможность была, если позволяла планировка квартиры.
Что же касается платежей, то удалось все-таки избавить
социальных нанимателей от платы за капитальный ремонт.
Сейчас эта плата взимается только с собственников.
– Однако у государства и муниципалитета есть право
выселить социального нанимателя, если он в течение шести
месяцев не вносит обязательные платежи?
– Да, в этом случае ему предоставляется другое социальное
жилье – по нормам общежития (6 кв. м жилой площади на
человека). Прежде можно было выселить за неуплату счетов
по содержанию дома и ремонту, а сейчас выселение грозит
и за неуплату коммунальных услуг. Я в своем проекте предлагаю
отказаться от этой нормы.
– Теперь, чтобы встать на очередь, нужно быть нуждающимся
(иметь жилплощадь, не отвечающую установленным нормам)
и малоимущим. А кого можно отнести к этой категории?
– В кодексе зафиксировано, что порядок отнесения к категории
малоимущих каждый субъект Федерации определяет своим законом.
На федеральном уровне нет никаких критериев. Я считаю,
что это серьезная ошибка, и это приведет к очень неприятной
для государства ситуации, когда депрессивные регионы станут
еще более депрессивными, а протест и социальная напряженность
в этих регионах станут еще сильнее. Необходимо выработать
хотя бы минимальный единый стандарт на федеральном уровне.
Тут у меня очень много союзников. Потому что пошло правоприменение
и возникла масса проблем. Есть уже два закона, оба спорные
– в Еврейской автономной области и в Санкт-Петербурге.
И потом по нашей Конституции реализация права на жилище
не должна зависеть от места проживания, это одно из важнейших
прав человека.
– А сохранятся ли льготные категории?
– Прежде таких категорий было несколько десятков. Теперь
осталось только три – проживающие в аварийном жилье, дети-сироты
и тяжелобольные. К сожалению, не для всех тяжелобольных
эта льгота сохраняется, выпадают астматики, страдающие
тяжелой формой заболевания, тяжелые сердечно-сосудистые
заболевания. Причем граждан ждет еще одна неприятная неожиданность.
Раньше, например, больным людям предоставляли жилье с
учетом их права на дополнительную площадь в связи с состоянием
здоровья и ставили на очередь с учетом этого права. Сейчас
это положение выкинули. Я считаю, что норму надо вернуть.
Что же касается обязательств по старой очереди, то они
остаются. Есть очередь – 4,4 миллиона семей, и «секвестировать»
эту очередь, как хотелось бы некоторым чиновникам, не
удастся.
– Много вопросов по поводу изъятия приватизированной
квартиры, например, в связи со сносом дома…
– Во-первых, изъять земельный участок вместе с домом,
находящимся на этом участке, можно только для государственных
или муниципальных нужд. Во всех остальных случаях с собственником
придется договариваться. В земельном кодексе наконец-то
появился перечень этих муниципальных и государственных
нужд. Если дом сносят, то всем собственникам обязаны выплатить
предварительную и равноценную компенсацию. Если прежде,
как правило, компенсация предоставлялась в натуральной
форме – выделялась новая квартира, – то теперь главной
формой становится денежная компенсация. Для всех ли она
хороша? Не думаю. Есть категория граждан, которая на рынок
выйти боится или не может – в силу возраста, в силу тяжелого
заболевания. Для этих людей просто необходимо предусмотреть
возможность выбора – брать либо квартиру, либо деньги.
В жилищном законодательстве Москвы, например, такое право
выбора есть.
И еще один вопрос – что значит выкупная цена? В нее включают
не только рыночную стоимость квартиры, но и убытки. К
таким убыткам, я считаю, следует отнести капитальный ремонт,
не произведенный в установленные нормативные сроки в соответствии
с правилами содержания дома. У нас дома, как известно,
не ремонтируются больше 25 лет. Эти обязательства подтверждены
в законе о приватизации. В общей сложности они составляют
немалую сумму – несколько триллионов по всей России. Пока
действует закон о приватизации – эта норма сохраняется.
Опасность в том, что 1 января 2007 года, если нам общими
усилиями не удастся откорректировать ситуацию, закон о
приватизации исчезнет, а вместе с законом исчезнут обязательства
по проведению капитального ремонта.
– Какие еще неприятные неожиданности ожидают граждан?
– Ухудшения идут по многим направлениям. Раньше, например,
нельзя было заселить в одну комнату разнополых родственников
старше 9 лет. Сейчас – пожалуйста, с их согласия. Что
это такое? Мы куда идем? Я считаю, даже однополых взрослых
людей (мать и дочь, отца и сына) надо спрашивать, согласны
ли они жить в одной комнате! А сколько споров вызвала
31-я статья, посвященная правам граждан – бывшим членам
семьи собственника, которые проживают на площади, им не
принадлежащей. Здесь тоже необходимы поправки.
До сих пор в кодексе нет определения, что такое квартира
коммунального заселения. А это дает возможность не признавать
коммунальной квартиру, в которой по факту уже живут разные
семьи. А зачем понадобилось ликвидировать ЖСК и заставлять
их насильственно переоформляться в товарищества собственников
жилья? Попробуйте оформить имущественный комплекс, которым
управляет товарищество. В районах сложившейся застройки
это сделать не только сложно, но и дорого.
– Известно, что уже идет разработка закона о местном
налоге на недвижимость?
– На сегодняшний день методика массовой оценки стоимости
жилья, как мне сказали разработчики, практически завершена.
Надо заметить, что с принятием этого закона самая массовая
категория льготников – пенсионеры – потеряют льготу, освобождающую
от уплаты налога на приватизированную квартиру. По недорогим
квартирам цена вопроса не изменится. А по дорогим квартирам,
естественно, возрастет – ведь налог будет исчисляться
исходя из рыночной стоимости жилья, а не из оценок, которые
дает БТИ по остаточной стоимости. Думаю, что осенью закон
будет принят, а с нового года введен в действие.
– Как вы думаете, ваши поправки будут приняты?
– Это вопрос не ко мне, а к правительству и Думе. Законопроект
со всеми поправками был внесен в Госдуму еще 18 марта,
мне обещали, что в июне, до конца весенней сессии, пройдет
первое чтение. Если же принципиальные поправки не будут
приняты, я буду инициировать обращение в Конституционный
и Верховный суды.
– На ваш взгляд, сделают ли принятые законы жилье
более доступным?
– Давайте опустимся на землю и признаем, что все упирается
в экономику. Да, этот пакет законов, снижая риски банков,
работает на снижение процента по ипотечному кредиту, который
сейчас пока недоступен среднему россиянину. Однако инфляция
вместо 8,5% выходит на уровень 12%! Это первое. Второе
– платежеспособность населения. Если учесть эти две составляющие,
то понятно – без государственной помощи в этой сфере пока
не обойтись. Доступное жилье – пока замечательное светлое
будущее. Я считаю, что Жилищный кодекс был пристегнут
к жилищному пакету законов искусственно. На мой взгляд,
он не о формировании доступного жилья, а как раз о невозможности
для многих получения социального жилья.