Наш
гость - политолог Алексей
Георгиевич Арбатов. Предполагавшаяся тема беседы - проблемы
российско-американских отношений после празднования 60-летия
Победы и представительной встречи глав государств в Москве.
Но жизнь вносит коррективы, и в начале программы хотелось
бы затронуть события, происходящие в Узбекистане, откуда
приходит противоречивая информация. Можно сказать, Андижан
- в информационной блокаде, - нет даже видеокадров, только
фотографии и сообщения сайта fergana.ru. Это внутреннее
дело независимогго государства Узбекистан, как было заявлено
и Россией, и Соединенными Штатами. Но может ли Россия
остаться равнодушной к тому, что там происходит? Опасно
ли происходящее, или же это сугубо криминальный или же
религиозный конфликт?
АлексейАрбатов: Думаю, ситуация очень опасна. Получается как
бы замкнутый круг: с одной стороны, жестокий, тоталитарный,
диктаторский режим Каримова, который не допускает ни малейшей
свободы , - политической либо просто свободы мнений, -
вполне сопоставимый со сталинским. Властная верхушка этой
очень богатой страны роскошествует, народ живет в бесправии
и бедности; цензура всеобъемлюща, информация строго дозируется.
Нищета, особенно в Ферганской долине, ужасающа; повальная
безработица, хотя это промышленно развитый район. Сельское
хозяйство в упадке, невероятно развился криминал, - организованная
преступность, поток наркотиков, который не просто проходит
через эту зону, но частично оседает там, что приводит
к деградации населения.
С другой стороны, существует недовольство, которое является
плодотворной почвой для конфликтов. Но туда пришли не
демократические силы, а силы радикального ислама, прежде
всего с юга, из Афганистана. В 90-е годы и в начале нынешнего
десятилетия раз за разом приходили вооруженные боевики,
обученные в лагерях талибов, "Аль-Каиды", ("Исламское
движение Узбекистана"), устраивавшие периодически
вооруженные конфликты. Получается, альтернатива режиму
Каримова, если он рухнет, - исламское государство типа
Талибана в Афганистане, которое, конечно, начнет расширяться
на соседние регионы. Его конечная цель - создание огромного
исламского радикального халифата во всеей Центральной
Азии.
Если падет Узбекистан - следующий на очереди Казахстан.
В Казахстане 40% населения - русские, семь тысяч километров
общей границы с Россией, абсолютно открытой. Поэтому для
нас Узбекистан сам по себе, может, и не является такой
важной страной, - на протяжении 90-х годов он всемерно
отдалялся от России и одно время вообще был американским
союзником: когда началась война в Афганистане, американцы
быстро получили там базы. Но с точки зрения детонации
ситуация в Узбекистане представляет для нас очень большую
угрозу. Репрессивный режим Каримова никому не может нравиться,
он в значительной степени сам создал нынешние проблемы
и благоприятную почву для исламских радикалов, но если
он падет, на очереди - не приведи Господь - будет Казахстан.
Получается, куда ни кинь - все клин: один вариант плох,
другой - совсем плохой. И дилемма российской политики
аналогична: ничего не делать, позволить событиям развиваться
спонтанно и привести к падению режима Каримова нельзя.
С другой стороны, поддерживать режим Каримова - значит
восстанавливать против себя даже умеренно-демократические
оппозиционные силы, которые там есть. Фактически мы станем
на позиции репрессивного режима, который не имеет будущего
и рано или поздно падет. Вопрос только во времени и в
форме. А уж тем более посылать туда войска, если попросят:
как нам быть? Чтобы наши ребята погибали за Ислама Каримова?
Невозможно!
Поэтому здесь требуется невероятная политическая мудрость
и дипломатическая тонкость, чтобы не позволить победить
там радикальному исламу, который для нас - еще большее
зло, а с другой - чтобы не влезть в "новый Афганистан".
У нас и так стоит дивизия в Таджикистане, которая воюет
каждый день, пытаясь преградить дорогу потоку наркотиков
и вооруженным бандам. Перебросить эту дивизию на подмогу
Каримову - значит сплотить всех исламистов: если там появятся
русские войска, лучшего для исламских террористов нельзя
и придумать. А за их спиной - Афганистан, где все стало
разваливаться, когда американцы влезли в Ирак, который
стал для них абсолютной трясиной. Такова ситуация...
- Но вернемся к первоначально заявленной теме. По
поводу празднования 60-летия Победы было достаточно аналитики;
но за намечавшейся, судя по выступлениям президента Дж.Буша
и Кондолизы Райс, идиллией нельзя не замечать даже не
просто расхождений, а противоречий.
АлексейАрбатов: Самая большая проблема российско-американских
отношений состоит в том, что они сугубо протокольны, поверхностны.
Отношения между президентами хорошие; это все видят. И
можно было бы радоваться, если бы за этими отношениями
шла постоянная работа, заключались крупные договоры, развивались
области сотрудничества. К сожалению, этого нет, и в значительной
степени хорошие отношения личного порядка подменяют собой
отношения межгосударственные.
Но хорошие личные отношения президентов - это их личное
дело в свободное от работы время. Нас интересует, как
развиваются отношения межгосударственные, а здесь мы видим
нерадостную картину. Ни в США, ни в России нет значительных
сил экономического или политического характера, заинтересованных
в таких отношениях, нет внутренней базы. Зато есть силы,
которые очень плохо относятся друг к другу. Антиамериканские
настроения в российской правящей элите очень сильны; в
Америке это скорее неприязнь, подозрительность, пренебрежительное
равнодушие. В любом случае, это нехорошие чувства...