[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Сергей Митрохин
Дорога лоЖКХа к обеду
Что будут есть люди, оплатившие 100% коммунальных услуг
"Новая газета", 11 апреля 2005 года

В конце марта состоялось заседание общественного совета при Министерстве регионального развития, на котором почти в полном составе присутствовали лица, ответственные за реализацию коммунальной реформы. В частности, глава данного министерства Владимир Яковлев и Владимир Аверченко — председатель Федерального агентства по строительству и ЖКХ.

В качестве основного докладчика от правительства выступил Сергей Круглик — директор департамента строительства и ЖКХ. Из его выступления следовало, что главная задача, на которую навалилось сегодня правительство в рамках реформы, — создание системы предоставления нуждающимся адресных субсидий.

Любовь чиновников к данной теме объясняется просто: она позволяет демонстрировать трогательную заботу о малоимущих, нуждающихся гражданах. Многочисленные подробности, которыми можно обставить тему субсидий, позволяют отвлечь внимание аудитории от неприятных вопросов: почему так бурно растут тарифы, почему отсутствует конкуренция на рынке коммунальных услуг, почему не создаются новые ТСЖ и т.д.

Слушая наших чиновников, можно подумать, что правительственная реформа ЖКХ — чуть ли не благодеяние для бедных. На самом деле все наоборот. Ведь адресные субсидии — это обратная сторона монеты (в буквальном смысле), которую все, в том числе и бедные, должны будут выложить за коммунальные услуги после упразднения дотаций предприятиям ЖКХ (перехода к 100-процентной оплате). Именно поэтому в постановлении правительства № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», принятом 30 августа прошлого года, содержится абзац, рекомендующий регионам «осуществить до 31 декабря 2005 года переход к полному возмещению гражданами экономически обоснованной стоимости жилищно-коммунальных услуг». В переводе с бюрократического — перейти к концу года к полной (100%) оплате этих услуг населением.

Что на самом деле выгоднее бедным: сравнительно низкие цены услуг, дотируемые из бюджета, или цены очень высокие, но предполагающие весьма небольшие денежные выплаты? В № 12 «Новой газеты» за этот год я уже показывал, что адресные субсидии иначе как подачками назвать нельзя. Сейчас же я хочу подробнее остановиться на вопросе о том, какое количество граждан будет осчастливлено этими подачками.

Недавнее исследование ВЦИОМ дало сенсационные результаты. Оказывается, 43% россиян тратят на оплату коммунальных услуг от четверти до половины совокупного дохода своей семьи, 17% расходуют от половины до трех четвертей дохода, 4% — три четверти совокупного семейного дохода или даже более того.

Эти цифры обнажают главный смысл коммунальной «реформы», проводимой правительством: если раньше в черную дыру под названием ЖКХ вбухивались бюджетные средства, то теперь в нее не менее яростно вбухиваются деньги граждан. Правительство бодро рапортует о росте доходов населения, но забывает при этом добавить: весь этот рост без остатка уходит в коммунальные платежи, которые растут намного быстрее доходов. Получается, что вся страна работает на ЖКХ, а ВВП удваивается для того, чтобы оно могло «сводить концы с концами».

Другой вывод, который напрашивается из исследования ВЦИОМ, является катастрофическим для всей идеологии адресных субсидий. Опрос показал, что на них может претендовать больше 60% населения! Это в среднем по России. А в депрессивных регионах за субсидиями могут явиться до 90% граждан. Не окажется ли так, что расходы на работу столь громоздкой системы будут сопоставимы с нынешними дотациями коммунальщикам?

Не окажется по очень простой причине: реальным правом на субсидии воспользуется только незначительная часть граждан. Кто-то не пробьется через частокол бюрократических рогаток, окружающих это право, кто-то сочтет безнадежным даже пытаться это сделать. Кто-то посчитает унизительным обращаться к государству за подачками, а кто-то просто не имеет информации о своих правах.

Существует и такая категория граждан, которые предпочитают мороке с субсидиями просто не платить, несмотря на угрозу быть выселенными из квартиры. Именно поэтому, по официальным данным, правом на получение субсидий сегодня воспользовались всего 13% граждан, то есть от социальной помощи «отфильтрованы» 3/4 реально нуждающихся.

Это означает, что три четверти бедных людей в стране абсолютно беззащитны перед безудержным ростом тарифов. Сегодня его хоть как-то смягчают коммунальные дотации. С окончательным переходом от дотаций к субсидиям данный «буфер» исчезнет. Конца же этому росту не предвидится, поскольку, увлекшись созданием системы адресных субсидий, правительство даже не думает приступать к решению ключевых проблем ЖКХ: монополизма, отсутствия коллективного домоуправления, учета потребляемых ресурсов.

В начале марта 2005 года партия «ЯБЛОКО» обратилась к премьер-министру Фрадкову с письмом, в котором говорилось, что одновременное проведение реформы льгот и переход к 100-процентной оплате услуг ЖКХ населением может через год привести к социальной катастрофе. Мы потребовали отменить опасный пункт постановления № 444, а 27 февраля в поддержку этого требования нами был проведен митинг у Белого дома.

На заседании общественного совета я вновь повторил это требование, подчеркнув, что его невыполнение может обернуться в 2006 году не только социальным взрывом, но и коммунальными катастрофами. Отвечая мне, Владимир Яковлев заявил, что соответствующий пункт постановления будет пересмотрен. Возникает надежда, что в правительстве еще остались вменяемые люди, способные как минимум скорректировать безумную реформу. Эта надежда умрет, если в ближайшее время обещание министра не будет выполнено.

"Новая газета", 11 апреля 2005 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Сергей Митрохин

Раздел "Реформа ЖКХ"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]