В конце марта состоялось заседание общественного совета
при Министерстве регионального развития, на котором почти
в полном составе присутствовали лица, ответственные за
реализацию коммунальной реформы. В частности, глава данного
министерства Владимир Яковлев и Владимир Аверченко — председатель
Федерального агентства по строительству и ЖКХ.
В качестве основного докладчика от правительства выступил
Сергей Круглик — директор департамента строительства и
ЖКХ. Из его выступления следовало, что главная задача,
на которую навалилось сегодня правительство в рамках реформы,
— создание системы предоставления нуждающимся адресных
субсидий.
Любовь чиновников к данной теме объясняется просто: она
позволяет демонстрировать трогательную заботу о малоимущих,
нуждающихся гражданах. Многочисленные подробности, которыми
можно обставить тему субсидий, позволяют отвлечь внимание
аудитории от неприятных вопросов: почему так бурно растут
тарифы, почему отсутствует конкуренция на рынке коммунальных
услуг, почему не создаются новые ТСЖ и т.д.
Слушая наших чиновников, можно подумать, что правительственная
реформа ЖКХ — чуть ли не благодеяние для бедных. На самом
деле все наоборот. Ведь адресные субсидии — это обратная
сторона монеты (в буквальном смысле), которую все, в том
числе и бедные, должны будут выложить за коммунальные
услуги после упразднения дотаций предприятиям ЖКХ (перехода
к 100-процентной оплате). Именно поэтому в постановлении
правительства № 444 «О предоставлении субсидий на оплату
жилья и коммунальных услуг», принятом 30 августа прошлого
года, содержится абзац, рекомендующий регионам «осуществить
до 31 декабря 2005 года переход к полному возмещению гражданами
экономически обоснованной стоимости жилищно-коммунальных
услуг». В переводе с бюрократического — перейти к концу
года к полной (100%) оплате этих услуг населением.
Что на самом деле выгоднее бедным: сравнительно низкие
цены услуг, дотируемые из бюджета, или цены очень высокие,
но предполагающие весьма небольшие денежные выплаты? В
№ 12 «Новой газеты» за этот год я уже показывал, что адресные
субсидии иначе как подачками назвать нельзя. Сейчас же
я хочу подробнее остановиться на вопросе о том, какое
количество граждан будет осчастливлено этими подачками.
Недавнее исследование ВЦИОМ дало сенсационные результаты.
Оказывается, 43% россиян тратят на оплату коммунальных
услуг от четверти до половины совокупного дохода своей
семьи, 17% расходуют от половины до трех четвертей дохода,
4% — три четверти совокупного семейного дохода или даже
более того.
Эти цифры обнажают главный смысл коммунальной «реформы»,
проводимой правительством: если раньше в черную дыру под
названием ЖКХ вбухивались бюджетные средства, то теперь
в нее не менее яростно вбухиваются деньги граждан. Правительство
бодро рапортует о росте доходов населения, но забывает
при этом добавить: весь этот рост без остатка уходит в
коммунальные платежи, которые растут намного быстрее доходов.
Получается, что вся страна работает на ЖКХ, а ВВП удваивается
для того, чтобы оно могло «сводить концы с концами».
Другой вывод, который напрашивается из исследования ВЦИОМ,
является катастрофическим для всей идеологии адресных
субсидий. Опрос показал, что на них может претендовать
больше 60% населения! Это в среднем по России. А в депрессивных
регионах за субсидиями могут явиться до 90% граждан. Не
окажется ли так, что расходы на работу столь громоздкой
системы будут сопоставимы с нынешними дотациями коммунальщикам?
Не окажется по очень простой причине: реальным правом
на субсидии воспользуется только незначительная часть
граждан. Кто-то не пробьется через частокол бюрократических
рогаток, окружающих это право, кто-то сочтет безнадежным
даже пытаться это сделать. Кто-то посчитает унизительным
обращаться к государству за подачками, а кто-то просто
не имеет информации о своих правах.
Существует и такая категория граждан, которые предпочитают
мороке с субсидиями просто не платить, несмотря на угрозу
быть выселенными из квартиры. Именно поэтому, по официальным
данным, правом на получение субсидий сегодня воспользовались
всего 13% граждан, то есть от социальной помощи «отфильтрованы»
3/4 реально нуждающихся.
Это означает, что три четверти бедных людей в стране
абсолютно беззащитны перед безудержным ростом тарифов.
Сегодня его хоть как-то смягчают коммунальные дотации.
С окончательным переходом от дотаций к субсидиям данный
«буфер» исчезнет. Конца же этому росту не предвидится,
поскольку, увлекшись созданием системы адресных субсидий,
правительство даже не думает приступать к решению ключевых
проблем ЖКХ: монополизма, отсутствия коллективного домоуправления,
учета потребляемых ресурсов.
В начале марта 2005 года партия «ЯБЛОКО» обратилась к
премьер-министру Фрадкову с письмом, в котором говорилось,
что одновременное проведение реформы льгот и переход к
100-процентной оплате услуг ЖКХ населением может через
год привести к социальной катастрофе. Мы потребовали отменить
опасный пункт постановления № 444, а 27 февраля в поддержку
этого требования нами был проведен митинг у Белого дома.
На заседании общественного совета я вновь повторил это
требование, подчеркнув, что его невыполнение может обернуться
в 2006 году не только социальным взрывом, но и коммунальными
катастрофами. Отвечая мне, Владимир Яковлев заявил, что
соответствующий пункт постановления будет пересмотрен.
Возникает надежда, что в правительстве еще остались вменяемые
люди, способные как минимум скорректировать безумную реформу.
Эта надежда умрет, если в ближайшее время обещание министра
не будет выполнено.