Пауза в реформах образования, взятая год назад новым
руководством министерства, заканчивается. Оправдывать
бездействие стремлением "поглубже вникнуть"
и желанием следовать принципу "не навреди" у
руководства Министерства образования и науки (МОН) больше
не получится.
Интерес к ходу реформ стал проявлять президент Путин,
а следом за ним – премьер-министр Фрадков. Это означает,
что настала пора конкретных действий.
В каком направлении будут разворачиваться конкретные
действия, дают представление последние заседания коллегии
министерства, а также очередной набор законопроектов,
частично уже вброшенных правительством в Госдуму, а частично
спешно подготавливаемых исполнительной властью. При ближайшем
рассмотрении внезапно придвинувшиеся реформы выстраиваются
в единый законченный ансамбль и затрагивают все уровни
образования.
В области дошкольного образования это введение добровольно-принудительного
новшества – "предшкольного образования" для
детей пятилетнего возраста. Официально это делается, чтобы
уравнять шансы детей из разных семей на подготовку к учебе
в школе. На практике получится, скорее всего, обратное:
часть семей (меньшая, и чиновники этого не скрывают) получит
право делать это бесплатно, но большинству родителей за
предшкольное образование придется платить.
Школьные дисциплины предполагается разделить на "основные"
и "дополнительные", и за "дополнительные"
вновь придется платить родителям.
Их точного перечня также нет, но объем от общей программы
достигнет 10--15% (по некоторым оценкам – 25%). Выступая
недавно перед депутатами Государственной думы, Андрей
Фурсенко прямо предложил "привязать базовую зарплату
учителей к базовому же учебному плану, который дает 75%
от общей нагрузки. Остальные 25--30% могли бы оплачиваться
как факультативы". Судя по всему, это и есть "новые
подходы", которые Андрей Фурсенко призвал искать
"ввиду недостатка бюджетных средств".
Уже внесен в Государственную думу и будет вскоре рассмотрен
законопроект, фактически отменяющий мораторий на приватизацию
и ликвидацию образовательных учреждений.
В соответствии с ним большая часть школ и вузов будут
вскоре превращены в АУ (автономные учреждения) или ГМАНО
(государственные муниципальные некоммерческие организации).
В отличие от образовательных учреждений в их нынешнем
виде все это ГМАНО будет можно приватизировать и банкротить,
а значит, перепрофилировать, продавать и закрывать.
Новый закон призван существенно сократить ответственность
государства (и в том числе финансовую) за состояние дел
в образовательных учреждениях. Одновременно другой закон
лишит вузы льгот по выплатам налогов за занимаемые ими
здания и земли. Взамен законодательство предоставит АУ
и ГМАНО "большую финансово-хозяйственную самостоятельность",
а говоря проще, разрешит зарабатывать на чем только можно,
чтобы не пойти ко дну.
Несложно догадаться, что объектом этой деятельности станут
учащиеся: сначала "платные", а за ними и формально
"бесплатные". Для этого достаточно, как уже
говорилось, лишь объявить часть предметов факультативными.
Из школьного стандарта предлагается исключить минимальное
содержание образования. Так что школы будут иметь полную
возможность сами решать, чему учить, а чему нет, исходя
из собственных возможностей и финансового состояния, которое,
как легко предположить, будет далеким от блестящего со
всеми вытекающими для учеников последствиями.
Вузы также ждет серьезное реформирование. Как с недавнего
времени стал говорить Андрей Фурсенко, всем им вскоре
предстоит "разбиться" на 3 группы: национальные
университеты (10--20 вузов), федеральные университеты
(еще 100--200 вузов) и "все остальное" – то
есть более двух третей от их общего числа. В полном объеме
будут финансироваться только две первые категории. Основной
же массе вузов бюджетное финансирование срежут.
Сделано это будет, в частности, при помощи одновременного
перехода на двухступенчатую систему высшего образования
(бакалавр 4 года + магистр 2 года).
Для этого в отнесенном к "третьей категории свежести"
большинстве российских вузов магистратуру сделают платной,
оставив формально бесплатной лишь половину высшего образования
– бакалавриат.
В рамках этого проекта, судя по всему, и замысливается
передача большинства вузов с федерального уровня на региональный.
Пока, правда, чиновники обещают передать вузы в регионы
вместе с бюджетными средствами, но никто не сомневается,
что деньги вскоре "потеряются".
Вузам такая перспектива, понятное дело, не улыбается,
и руководство многих из них пытается в превентивном порядке
предпринять хоть какие-нибудь контрмеры. Последним ноу-хау
стало недавно анонсированное Красноярским краем объединение
всех имеющихся в регионе вузов в один, который, как надеются
красноярцы, сможет хотя бы таким образом добиться вожделенного
титула "национального университета" (с соответствующим
уровнем бюджетного финансирования). Правда, как подсчитали
в Красноярске, полностью избежать сокращений студенческих
и преподавательских мест все рано не удастся. Максимум,
что сможет себе позволить новый гиперуниверситет, – это
обучение 50--60 тыс. студентов, в то время как в настоящее
время в крае порядка 120 тыс. студентов. Но это максимум
возможного, а все остальные варианты для регионов еще
хуже.
Кстати, как сообщили "Газете.Ru" в пресс-службе
Министерства образования и науки, на заседании коллегии
Минобразования 9 марта 2005 года были утверждены новые
цифры приема на бюджетные места в вузы России в объеме
567285 человек. Приведенная цифра уже составляет 91% от
объема государственного задания на 2005 год. Сокращены
объемы по таким направлениям подготовки, как гуманитарные
науки (на 7,2%), экономика и управление (на 4,4%), образование
и педагогика (на 2,2%), правда, увеличены по таким направлениям,
как сфера обслуживания (на 2,6%) и автоматика и управление
(на 1,0%).
Судя по всему, в России вот-вот начнется открытый переход
к коммерциализации образования, до сих пор протекавшей
исподволь и в неявной форме, более уместной, по словам
председателя комиссии по образованию Московской городской
думы Евгения Бунимовича,
не для реформы образования, а для тайной спецоперации
на территории противника.
По словам Евгения Бунимовича, министерство намерено "полностью
перевести образование в сферу услуг, с тем чтобы получать
знания было все равно, что сходить в магазин за колбасой".
Вероятно, тем самым чиновники, отвечающие за образование,
внесут свой вклад в освобождение государственного бюджета
от "лишних" расходов в соответствии с последним
тезисом руководства страны о том, что "у нас и так
слишком много студентов".
Как считает первый заместитель председателя комитета
Госдумы по образованию Олег Смолин, период метаний и частой
смены направления реформ завершился, уступив место бюрократическим
контрреформам.
Как подчеркнул он "Газете.Ru", российская власть
фактически отказалась от принципов равенства прав на образование
и его доступности, закрепленных еще в 1992 году, взяв
курс на коммерциализацию образования всех уровней и сокращение
его государственной поддержки.