[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Руководитель проекта Елена Милашина
Жилищный вопрос будет решен короткими очередями
Как уменьшить количество очередников, не построив ни одного квадратного метра?
"Новая газета", 4 апреля 2005 года

В этом выпуске проекта «Закон бомжий» мы начинаем анализировать третий раздел нового Жилищного кодекса. Раздел очень важный, так как он принципиально меняет жилищные правила для старых и новых российских очередников. Напомним, что после 1 марта государство будет предоставлять бесплатно жилье по договору социального найма. Подчеркиваем: граждане, получившие такое жилье, не смогут его приватизировать (то есть продать, подарить, оставить в наследство и т.п.).

При разработке именно этой нормы нового Жилкодекса многие эксперты говорили о возникающей несправедливости по отношению к тем очередникам, которые десятилетиями стояли в очереди на улучшение жилищных условий. Эти люди надеялись, что получат от государства жилье в собственность (как это было до 1 марта 2005-го). Но разработчики нового ЖК вполне осознанно зафиксировали и провели через Госдуму РФ дискриминационный отказ государства от своих обязательств перед гражданами. Поправки, которые устраняли эту несправедливость, не были приняты ни во втором, ни в третьем чтении нового ЖК.

Третий раздел комментирует независимый депутат Госдумы Галина ХОВАНСКАЯ

Мы уже не раз обращали внимание читателей, что после 1 марта все категории бывших льготников могут быть поставлены в общую очередь и приравнены по правам к новым очередникам. Новыми же очередниками после 1 марта могут стать только малоимущие, то есть только малоимущим будет предоставляться так называемое бесплатное (правильнее говорить — социальное) жилье от государства. Сегодня мы попытаемся понять, кто такие малоимущие и насколько государство готово улучшить жилищные условия граждан.

…Статья 49 ЖК РФ

«Предоставление жилого помещения по договору социального найма»
Не дает ответа на вопрос: кого считать малоимущим в России. Зато позволяет чиновникам уменьшить количество очередников…


Итак, бесплатное жилье государство предоставляет теперь только малоимущим. Сразу возникает вопрос: кто такие малоимущие, кто будет делить граждан на имущих и малоимущих и, главное, по каким критериям?

Из статьи 49 пока понятно только одно: определять малоимущих будут по совокупному доходу гражданина и рыночной стоимости налогооблагаемого имущества, находящегося в его собственности.

Процедура деления граждан на имущих и малоимущих отдана на откуп субъектам Федерации. А это значит, что никакого федерального стандарта, никаких общих правил игры, критерия, ниже которого нельзя будет опускаться, нет. У каждого региона будут свои критерии: у богатых регионов — одни, у бедных — совсем другие.

Более того, уже месяц действует новый Жилищный кодекс. Но! Проекты законов о порядке признания гражданина малоимущим не приняты пока ни в одном из регионов России. Даже Москва пока этого не сделала, а москвичи обычно в жилищной политике первопроходцы.

Что делать

Выход один — бороться за поправку в новый ЖК. Эксперты предложили разработчикам принцип определения имущих и малоимущих: если доходы семьи и рыночная стоимость имущества, за которое семья платит налог (квартира, машина, земельный участок и т.п.), — если все это, переведенное в денежную стоимость, позволяет семье при максимальной помощи органов власти* купить жилье, то семья не может быть признана малоимущей. Если совокупности дохода и вашего имущества не хватает, то вы можете быть признаны малоимущими, то есть имеете право встать в очередь на улучшение жилищных условий.**

Мы намерены в скором будущем внести поправки в новый ЖК о единых федеральных стандартах и исключении прожиточного минимума из доходов семьи при определении малоимущности граждан. Если считать прожиточный минимум, то доходы семьи как бы увеличиваются, и в некоторых регионах такие семьи, возможно, не будут признаны малоимущими. Такой подход позволяет уменьшить количество малоимущих, то есть очередников. Это неправильно, поэтому новый ЖК надо срочно исправлять.

…Статья 50 ЖК РФ

«Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения»

Еще больше позволяет чиновникам уменьшить количество очередников на жилье, не построив ни одного квадратного метра

В этой статье много нового по сравнению со старым Жилищным кодексом. Чтобы разобраться, читатели сначала должны уяснить два понятия, которые фигурируют в этой статье:

1) Учетная норма — это количество метров на каждого члена семьи, исходя из этой нормы, вас ставят или не ставят в очередь на улучшение жилищных условий. В Москве, например, установили учетную норму в 10 кв. метров на человека в отдельной квартире и 15 кв. метров на человека — в коммунальной квартире. То есть если в вашей семье на каждого члена семьи приходится 9,9 квадратных метра, то вы имеете право стать очередником по этому параметру. Если — 11 кв. метров на человека, то уже нет.

2) Норма предоставления — то количество квадратных метров, которые должны вам дать на каждого члена вашей семьи при предоставлении квартиры по договору социального найма. В Москве эта норма — 18 кв. метров на человека.

Эти цифры, а вернее, полное их отсутствие в новом ЖК открывают поистине широкие возможности перед чиновниками. Например, в старом ЖК норма предоставления была четко прописана — 12 кв. метров жилой площади. Более того, в законе об основах федеральной жилищной политики у регионов было право устанавливать минимальный размер (социальную норму). Для Москвы, например, норма — 18 кв. метров общей площади на человека (примерно 10–11 кв. м жилой площади). Более того, конкретная цифра — 15 кв. метров общей площади — была и в первом варианте нового ЖК. Но потом при рассмотрении закона все цифры исчезли.

К этому добавляется еще один очень негативный аспект: если раньше существовали минимальный (18 кв. м общей площади) и максимальный (12 кв. м жилой площади) федеральные стандарты, то теперь все оценки «учетной нормы» и «нормы предоставления» спущены на муниципальный уровень. И могут быть совершенно произвольными, так как нет никаких критериев и ограничений. К примеру, если Москва делегирует полномочия по определению размера норм муниципалитетам, то разные муниципалитеты в пределах нашего города могут произвольно занизить нормы (например, предоставлять не 18 кв. метров, а 14) или, наоборот, увеличить их.

Как я полагаю, увеличение учетной нормы и нормы предоставления вряд ли произойдет, а вот уменьшение вполне возможно. Сократят, к примеру, учетную норму вплоть до 2 кв. метров на человека (как на кладбище) — и количество малоимущих резко уменьшится. А норму предоставления — то есть общую площадь положенной вам квартиры — чиновники тоже могут сокращать. Это, конечно, радикальные примеры, но, во-первых, новый ЖК делает этот абсурд вполне возможным. Во-вторых, бедные регионы пойдут именно по пути уменьшения норм. Потому что это позволит уменьшить очереди, не развивая строительство жилья.

Статья 50 нового ЖК также противоречит статье 19 Конституции РФ. Так как теперь в каждом регионе будут свои нормы и, значит, возможна дискриминация граждан России в зависимости от места жительства. Наконец, такая непродуманная жилищная политика приведет к массовой миграции в стране. Люди будут переезжать в те регионы, в которых социальная жилищная политика более человечна.


* Что подразумевается под максимальной помощью органов власти? Это 70-процентная безвозмездная жилищная субсидия от рыночной стоимости квартиры в данном регионе. Это общая федеральная норма, но в некоторых регионах она может быть больше. Например, в Москве безвозмездная жилищная субсидия составляет 90% от рыночной стоимости квартиры в столице.
Подчеркиваем: в данном случае речь идет не о предоставлении субсидии, а всего лишь о критерии определения малоимущих и имущих граждан. О том, кому положены такие субсидии, читайте в первой подаче проекта «Закон бомжий» («Новая газета» № 13 от 21.02.05 сайт: novayagazeta.ru/actions2/zhilkod/karta.shtml)

** На примере Москвы мы сейчас посчитаем, каким совокупным доходом должны обладать граждане, чтобы их признали имущими (малоимущими).

Норма предоставления нового жилья в Москве — 18 квадратных метров на человека. Возьмем семью из трех человек и посмотрим, какой у них должен быть доход, чтобы купить квартиру площадью 54 кв. метра с помощью максимальной 70-процентной субсидии.

В данном случае совокупный доход семьи должен быть 16 000 долларов (если исходить из стоимости: один кв. метр — 1000 долларов), чтобы доплатить недостающие 30% от рыночной стоимости квартиры. В Москве ежегодно 1500 — 2000 тысячи семей могут решить свои жилищные проблемы с помощью субсидий. Но стоят в очереди около 200 000 семей. И это те семьи, которые не могут доплатить даже 10% от рыночной стоимости жилья. У них просто нет денег и собственности. Поэтому когда разработчики говорят, что с помощью нового Жилищного кодекса государство теперь все усилия направит на обеспечение жильем малоимущих, то возникает ощущение: разработчики просто забыли, в какой стране они живут. Это страна, где 20 процентов населения находятся за чертой бедности. И, что характерно, именно эти люди и стоят в очереди на улучшение жилищных условий.

В следующем выпуске проекта «Закон бомжий» читайте:

— Может ли житель Чукотки встать в очередь на жилье в Москве?

— Рожая детей, вы намеренно и злостно ухудшаете свои жилищные условия…

"Новая газета", 4 апреля 2005 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Галина Хованская

Раздел "Реформа ЖКХ"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]