Начало
нового тысячелетия дало повод к многочисленным дискуссиям
на тему «Россия на перекрестке истории». Впрочем, тема эта
в России, как ни в какой другой стране, актуальна почти
в любой момент отечественной истории по крайней мере последних
трех столетий. По сути, мы имеем дело с затянувшимся непрерывным
«перекрестком», на котором вечный подросток Россия мучительно
решает вопрос своей географической, исторической и метафизической
самоидентификации – является ли Россия частью Европы или
нет?
Этот подростковый комплекс притяжения и обиды, являющийся
архетипом русского политического сознания, вновь проявил
себя в последние годы в десятках публикаций нашего внешнеполитического
сообщества по проблеме Россия и ЕС, Россия и Запад.
«Мы часть Европы, а нас вытесняют из Европы»; «Мы хотели
бы стратегического партнерства с Западом, а нас отталкивают»;
«Нашему порыву к миру и дружбе не поверили, нашу добрую
волю восприняли как слабость» и т.д. – подобные пассажи
в различных вариантах унылой прозы пересказывали основные
мотивы классической поэмы, написанной более восьмидесяти
лет назад:
Придите к нам! От ужасов войны
Придите в мирные объятия…
А если нет – нам нечего терять
И нам доступно вероломство…
Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернемся к вам
Своею азиатской рожей! (А. Блок. Скифы. 1918).
Практических рекомендаций «обернуться к Европе своею
азиатской рожей» или чем-нибудь еще похуже было больше
чем достаточно – и стратегическое партнерство с Китаем
и «возвращение в войска тактического ядерного оружия»,
и предоставление «антиимпериалистическим режимам» технологий
ядерного оружия и средств его доставки.
Расширение ЕС на Восток, а точнее, бегство стран Восточной
и Центральной Европы на Запад, затронула глубинные пласты
нашего политического сознания. Оно актуализировало никогда
не прекращавшийся внутри нашей культуры спор о том, является
ли Россия частью Европы, напомнив нам, что во многих аспектах
нет, не является. И не потому, что нас кто-то выталкивает
из Европы. А потому, что мы в силу определенных особенностей
своей истории, географии, национальной психологии сами
еще не решили для себя этот мучительный вопрос.
Ведь центрально-европейские чаадаевы, соловьевы, ильины
никогда не задавались вопросом, принадлежат ли их государства
и этносы Европе. Ответ на него был для них самоочевиден.
Неудивительно поэтому, что эти страны так стремятся воспользоваться
представившейся им наконец возможностью закрепить свой
геополитический выбор и зафиксировать свое членство в
элитных европейских структурах, если не в ЕС, то в НАТО.
У нас же в России этот явно затянувшийся спор продолжается
с прежней остротой. Вопросы внутренней и внешней политики
в нем неразделимы. Обсуждается ли судьба демократических
институтов внутри страны или отношения России с внешним
миром, и прежде всего с Западом, речь идет в обоих случаях
об одном и том же – о фундаментальных ценностях российского
общества. О тех же ценностях шла речь и в постфранкистской
Испании, когда она делала выбор в пользу интеграции в
европейские институты. Окончательно этот выбор был закреплен
четверть века спустя на референдуме о европейской конституции.
«Обернувшись своею азиатской рожей» к Западу, власть неизбежно
сделает то же самое и по отношению к своему собственному
народу.
Вековая борьба «западников» и «евразийцев», отягощенная
на этот раз болезненным комплексом поражения в глобальной
холодной войне с Западом, продолжается внутри русской
культуры. Однако на этот раз евразийский взмах маятника
может оказаться роковым. Фантомная конфронтация с Западом
и курс на «стратегическое партнерство» и фактическую военную
коалицию с Китаем приведут не только к маргинализации
России, но и к подчинению ее стратегическим интересам
Китая, а в перспективе и к потере контроля над Дальним
Востоком и Сибирью сначала de facto, а затем и de jure.
Один из наших видных азиопов, влюбленный в эстетику СС
и окормляющий своими советами высших сановников государства
г-н Дугин с гордостью за отечественную историю заявил
как-то в своем «судьбоносном» манифесте «Евразия Uber
Alles»: «В XVI веке Москва приняла эстафету евразийского
имперостроительства от татар».
Что ж, азиопы Московии старательно пронесли эту эстафету
через века. Но, если они честные и последовательные азиопы
и действительно полагают, что Евразия – Uber Alles, то
они должны понимать, что эстафету имперостроительства
не только принимают, но и передают, что пять веков – это
вполне приличный срок, и что в XXI веке ее пора передавать
исторически более перспективному имперостроителю – Срединной
Империи. Что наиболее последовательные из них и хотели
бы сделать.
Для западников место России всегда было в Европе именно
потому, что для них всегда были дороги общие ценности,
укорененное в историческом наследии европейской цивилизации
– свобода личности, человеческое достоинство, терпимость,
независимая судебная система. Для славянофилов, евразийцев,
державников, как они сами себя определяли в различные
исторические периоды, центральным был другой набор ценностей
– имперское величие России, сохранение и расширение ее
огромной территории, уникальность ее культуры и цивилизации.
Впрочем как хорошо сказал кто-то еще в XIX веке, граница
между западниками и славянофилами проходит не между политическими
партиями, а в сердце каждого русского.
Что-то новое происходит в российском политическом сознании
или, скорее, в подсознании в начале XXI века. Его державное
полушарие пока еще только на невербальном уровне начинает
ощущать, что все эти, такие дорогие ему ценности, могут
быть защищены только в рамках большого проекта Европы
от Дублина до Владивостока.
Уже известны две сверхдержавы XXI века – США и Китай.
Ни Великобритания, ни Франция, ни Германия, ни Россия,
ни даже Европейский cоюз в его сегодняшнем составе не
смогут встать рядом с ними. Только Большая Европа, включающая
Россию, как одну из своих основных несущих конструкций,
сможет замкнуть стратегический треугольник, сделав устойчивой
геополитическую конфигурацию XXI века. У России есть только
один шанс вернуться в суперлигу мировой политики – в составе
Dream Team Большой Европы.
Среди крупных игроков будущего века только Европа заинтересована
в сохранении Россией (а, следовательно, и Европой) ее
контроля над пространством Евразии. Европа предпочла бы
соприкасаться с другими великими мировыми цивилизациями
не на Урале, а на Тихом океане. И, наконец, только Европа
может по достоинству оценить русскую культуру, потому
что она давно уже является органичной частью миросознания
любого образованного европейца.
У России появился, наконец, шанс преодолеть многовековой
раскол внутри своей культуры и души, а у Европы – стать
мировой державой XXI века.
Вот масштаб проблем, которые следовало бы обсудить на
саммите 18 марта в Париже. Но Ж. Ширак, Г. Шредер и Х.
Саппатеро должны понимать, что сердце их друга Владимира
все еще расколото между европейской идеей и евразийской.
Из Парижа В. Путин снова летит в Киев. Зимой там видели
Путина–евразийца. Увидят ли весной европейца?