"На мой взгляд, прежде всего удалось добиться того, что институт Уполномоченного
стал немного более заметен в обществе. И мне кажется,
что к этому институту немного больше прислушиваются те
две силы, которые должны прислушиваться - общество и власть.
По-моему, это главное" - так подвел итог своего первого
года пребывания в должности Уполномоченного по правам
человека в Российской Федерации Владимир
Лукин в ходе пресс-конференции, состоявшейся в Москве.
"Я считаю, что институт Уполномоченного это очень
важный и перспективный институт, который создается прямо
на наших глазах", - подчеркнул В.Лукин. По его словам,
Уполномоченные по правам человека в настоящее время существуют
более чем в 100 странах, причем не только в Европе, но
и в Азии и в Латинской Америке. "Этот институт позволяет
воздействовать на проблемы в совершенно особом ключе -
не формально и не с точки зрения закона, а с точки зрения
посредничества с позиции авторитета, - пояснил В.Лукин.
- Уполномоченные работают в той сфере, где дело еще не
является судебным, или стороны не хотят, чтобы оно являлось
судебным, но оно уже является конфликтным. Именно неформальность
их работы зачастую позволяет им быть эффективными".
Урегулируя те или иные конфликты, Уполномоченный часто
должен действовать непублично, отметил он. В этом ему
помогает высокий статус и авторитет, гарантирующий отсутствие
личной заинтересованности. В 89 регионах России сейчас
существует 30 Уполномоченных, которые избираются на основе
региональных законов. "Поскольку статус Уполномоченного,
в соответствии со сложившейся практикой, довольно независимый,
не все губернаторы хотят вводить у себя этот институт",
- констатировал В.Лукин. В качестве примера существующих
противоречий между региональными Уполномоченными и некоторыми
региональными властями напомнил о недавно принятой поправке
в закон "Об Уполномоченном по правам человека в Московской
области", согласно которой областная Дума дала себе
полномочия по досрочному снятию Уполномоченного с поста
в случае утраты им доверия законодателей. "Таким
образом Уполномоченный из фигуры правовой превращается
в фигуру политическую, зависимую от любой интриги, от
любых умонастроений той или иной группы депутатов",
- пояснил В.Лукин. Губернатор Борис Громов подписал этот
закон несмотря на протест федерального Уполномоченного
и Госдумы.
По мнению В.Лукина, преодолеть тенденцию местных властей
к тому, чтобы поставить институт Уполномоченного по правам
человека под свой контроль, можно путем внесения определенных
поправок в Федеральный конституционный закон "Об
Уполномоченном по правам человека в РФ", который,
в частности, определяет основания для создания аналогичных
институтов в регионах. По его словам, он неоднократно
предлагал такие поправки, предусматривающие повышение
роли региональных уполномоченных и создание системы "двойного
ключа", при которой избрание регионального уполномоченного
и досрочное прекращение его полномочий производилось бы
региональным Законодательным собранием по согласованию
с федеральным Уполномоченным. "Это резко повышало
бы независимость регионального Уполномоченного, а следовательно
шло бы на благо гражданам", - отметил он. До сей
поры ему не удавалось найти общий язык по этой проблеме
с Правовым управлением Президента РФ, констатировал В.Лукин,
но последняя встреча с Владимиром Путиным, в ходе которой
затрагивался этот вопрос, внушает ему надежду на то, что
выход будет найден.
Необходимость поиска компромисса в этом отношении В.Лукин
проиллюстрировал примером с избранием Уполномоченным по
правам человека Республики Башкортостан Фатхислама Тукумбетова,
который по своей должности заместителя министра внутренних
дел республики по кадрам несет ответственность за милицейский
произвол в Башкирии в целом и в частности в Благовещенске.
"Я надеюсь, что Правовое управление Президента столь
же шокировано таким вариантом. Неужели мы хотим, чтобы
региональный уполномоченный превратился во что-то подобное
этому? Я думаю, это было бы контрпродуктивно, это было
бы посмешище, поэтому я выступаю против этого" -
подчеркнул В.Лукин.