[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Политическая элита расколота и ищет альтернативу
В России возможен дворцовый переворот…
ИА "МиК", 3 марта 2005 года

Год назад в России состоялись самые прогнозируемые в истории страны президентские выборы. И, оценивая сегодняшнюю ситуацию, нельзя ни признать, что не все решения российского руководства, принятые за этот период, были эффективными и успешными. Скорее, по пальцам можно пересчитать успешные решения, в то время как перечисление провалов и откровенных неудач, зафиксированных практически во всех сферах функционирования государства, займет гораздо большее время. Притом, что внешнюю конъюнктуру – экономическую, политическую, подавляющее число экспертов признает успешной и благоприятствующей развитию России.

Наиболее влияющими на изменение политических настроений были следующие процессы: решения правительства в социальной сфере сдвинули с застывшей точки находившееся в неком анабиозе общественное сознание и спровоцировали рост протестных настроений, совокупность неудач на постсоветском пространстве вызвало отторжение политики президента со стороны национально-ориентированной, великодержавно настроенной элиты; ухудшение положение армии вызвало возмущение в военном сообществе и широких рядах патриотов-государственников; ущемление демократических институтов и пренебрежение различными свободами сплотило представителей демократических партий, широкие слои интеллигенции, правозащитников; наступление на бизнес ожесточило предпринимательское сообщество; перспектива отмены отсрочек в армию активизировало оппозиционные настроения в молодежной среде и т.д.

В общем, власть все это время принимала те решения, которые постепенно отторгали от нее сторонников и активно мобилизовали противников. Этакий пожирающий себя скорпион… Можно ли на основании этих изменений сказать, что у оппозиции появился шанс сплотиться и выдвинуть для участия в президентских выборах в качестве альтернативы В.Путину, рейтинг которого постепенно снижается, но все еще высок, реального сильного кандидата? И может ли в рядах элиты – политической, региональной, военной, предпринимательской - произойти переосмысление и созреть уверенность в необходимости смены политического курса? Эти вопросы МИК задал Андрею Пионтковскому, директору Центра стратегических исследований:

- Да, действительно, ситуация изменилась кардинальнейшим образом. И именно за этот год ситуация изменилась значительно, и дело даже не в недавних массовых социальных выступлениях - они, в общем, имеют достаточно ограниченное распространение и еще не вызвали, скажем так, обвального падения рейтинга Путина в национальном масштабе, хотя он медленно, но устойчиво падает.

Вы, наверное, обратили внимание на последние данные ФОМа, этого придворного агентства, они даже задержали их публикацию на некоторое время, так как эти результаты для президента неутешительны.

Но, гораздо опаснее для Путина, как мне кажется, полный обвал доверия к нему элит, я беру это слово в кавычках, но имею в виду самый mainstream в политике. И это не только мой взгляд аналитика. Этот вывод следует из моего общения с людьми – самыми разными, в том числе, и с теми, кто находится по ту сторону кремлевской стены. Ну, совершенно в ином тоне идет сегодня разговор о первом лице. Былого трепета уже нет, и это было бы некоторым преувеличением, но все-таки мне кажется, что политическая элита, в общем-то, его списала.

А причины этого - колоссальное количество ошибок, просто обвальное, совершенных за последний год, обнаружившее несостоятельность режима во всех сферах. Если мы говорим о безопасности, то это был Беслан, если мы говорим о внешней политике, то об украинском провале уже просто неудобно вспоминать, тем более, что там было личное участие президента. Даже, несмотря на нашу попытку все замазать на последнем саммите ясно, что от стратегического партнерства с Западом и с Европейским союзом ничего не осталось.

О ситуации с бизнесом в стране всем хорошо известно, можно посмотреть на завершение событий вокруг ЮКОСа. И, наконец, ситуация в социальной сфере, вызвавшая такой массовый протест людей.

Поэтому выдвижение новых кандидатов, и, прежде всего, знаковое выдвижение Касьянова, оно говорит о том, что бюрократия, бизнес - те самые элиты - они начинают думать об альтернативах, так как понимают, что «король гол». И если вы хотите услышать мой прогноз, то гладкого развития события до выборов 2007-2008 годов у нас не будет. У нас будет много драматических событий, потому что верхушка расколота, причем включая и непосредственное окружение президента. Это очевидно, поэтому нас ждет очень серьезный кризис. И президент уже не является фигурой, которая как-то консолидирует общество и обеспечивает его стабильность.

Но это вовсе не значит, что я оптимистически смотрю на развитие событий. Отсутствие гражданского общества, отсутствие системы партий предполагает, что этот кризис будет разрешаться традиционными для России методами дворцовых переворотов. И более вероятно, что следующая власть и следующий режим будет не лучше, а хуже.

Но мы же не будем скрывать того, что мы видим – сейчас идет масштабное перераспределение собственности в пользу так называемого чекистского клана, а Путин, пока его рейтинг составляет порядка 60%, является политическим прикрытием всего этого перераспределения. Ну, а что будет тогда, когда он будет равен 20%?

Те же самые люди, которые сейчас захватили громадные куски собственности и вовсе не хотят их отдавать, скажут: а зачем нам такой президент? Он больше не является для нас гарантом и прикрытием.

Так что сейчас в стране очень неустойчивая ситуация и самое печальное в ней – именно отсутствие гражданского общества. А предпринимаемые сейчас лихорадочные попытки создать какие-то проекты на либеральном фланге и появление новых кандидатов в президенты – боюсь, что все это слишком поздно.

Одна из самых больших ответственностей режима за прошедшие пять лет – то, что он оставил после себя выжженную пустыню. Как в нормальной стране такой бы кризис решался? На ближайших парламентских выборах партия власти и президент были бы отставлены и к власти бы пришла оппозиция. У нас же нет таких традиций. Значит, все будет решаться по-другому.

- Сейчас администрация президента, скорее не системно, а также лихорадочно, пытается реализовать какие-то собственные политичеcкие проекты – вычленить либеральное крыло из фракции «Единая Россия» и потом на его основе создать новую правую партию, сформировать новую объединенную левую оппозицию в противовес КПРФ и «Родине», расширить ряды патриотически настроенной пропутинской молодежи. Насколько мощными рычагами управления политическими процессами и партийной системой располагает Кремль?

Мы знаем этих людей – Суркова, Павловского и прочих. И мы видели, на что эти люди способны. В обстановке полнейшего и абсолютного трепета перед вертикалью власти они еще способны изображать из себя каких-то деятелей. Но то, что они сделали на Украине, показывает их полную неспособность действовать в условиях реального политического кризиса. Поэтому все эти попытки вряд ли будут успешными, хотя они по-прежнему будут делать то, что делали все последние пять лет. Но сейчас это уже будет выглядеть как пародия на самих себя. Но вот в чем беда – не то, что власть, но и оппозиция ни на что неспособна!

- Ну, а какую-либо перспективу изменения ситуации в парламенте в ходе следующих выборов Вы усматриваете?

Ну, разделят они «Единую Россию» на две фракции, но на большее они не способны. Знаете, по этому поводу есть очень хорошая сцена в «Поднятой целине» Шолохова. Там казаки шепчутся: говорят, ноне в нашей партии два крыла – левое и правое. И один другому отвечает: а когда же оно кинется и улетит от нас к едрене матери? Вот примерно такие же перспективы и у «Единой России».

Сложная у нас ситуация. И вариант, при котором произойдет какое-то обвальное падение рейтинга президента, предполагает в качестве наиболее вероятного разрешения ситуации силовой, теми же людьми, которые сейчас осуществляют такой активный хапок, под, разумеется, крайне патриотическими, державными, антизападными лозунгами.

Собственно говоря, идеологическая подготовка этого ведется. Да и сам президент прокладывает путь для этого. Ведь он сделал совершенно фантастическое заявление после Беслана, как вы помните, заявив, что террорист – это только инструмент, а за их спиной стоят более могущественные враги России. Конечно, он имел в виду Запад и Соединенные Штаты.

Самая большая беда заключается в том, что, похоже, он сам начинает в это искренне верить. Ну, а после украинских событий стало понятно, что он никогда не признает и своих ошибок, так как из его слов следует, что это, конечно, была интрига Запада, который в окружении России, как он там сказал, пытается отхватывать наиболее лакомые кусочки.

ИА "МиК", 3 марта 2005 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Андрей Пионтковский

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]