В прошлом номере мы начали специальный проект «Закон
бомжий», посвященный новому Жилищному кодексу. Рискуем
предположить, что введение в действие этого регламентирующего
документа в его нынешнем виде превзойдет по своим социальным
последствиям печально известный закон о монетизации льгот.
Принцип прост: предлагаем читателям взять (купить или
вывести с нашего сайта) окончательную редакцию Жилкодекса
и вместе с нашими экспертами внимательно вникнуть в суть
его основных статей и разделов. Понимаем, что разбираться
в этом полуфабрикате — занятие не самое интересное. Но
к этому предстоящему стихийному бедствию следует подготовиться.
Помните, что жилье в нашей стране — не только крыша над
головой. Отсутствие постоянного места жительства, по сути,
лишает гражданина России всех прав, гарантированных Конституцией
РФ.
В прошлом номере ведущий эксперт в жилищной сфере депутат
Госдумы от «ЯБЛОКА» Галина
Петровна ХОВАНСКАЯ показала, как государство с помощью
этого кодекса в целях максимальной активизации жилищного
рынка уходит от взятых перед гражданами обязательств,
оставляя их наедине с совершенно дикими законами.
В этом выпуске Галина ХОВАНСКАЯ начинает подробный анализ
содержания нового ЖК.
Прошу читателей обратить внимание на замечательную статью
№ 6. В этой статье говорится о том, что нельзя отнять
те права, которые были у граждан, ничего не давая взамен.
Именно благодаря этой статье федеральная власть не смогла
произвольно расформировать очередь льготников, воспользовавшихся
правом на улучшение жилищных условий и вставших на учет
до 1 марта 2005 года.
Но 1 марта изменения коснутся и этих категорий граждан.
Во-первых, для большинства очередников ликвидируется право
на первоочередное и внеочередное получение жилья. Это
право останется только у граждан, проживающих в аварийных
домах или потерявших свое жилье в результате чрезвычайных
ситуаций. Удалось отстоять право на внеочередное получение
жилья для детей-сирот и тяжело больных людей (туберкулезников,
онкобольных и т.п.). Все остальные категории граждан будут
получать бесплатное жилье только в порядке общей очереди.
После 1 марта 2005-го в общую очередь на улучшение жилищных
условий смогут попасть только малоимущие граждане. Кто
это такие и по каким критериям определять, малоимущий
вы или нет, — пока неясно, и в новом ЖК этот механизм
не прописан*.
Важный момент, который вызывает много вопросов у граждан.
Те, кто получит жилье после 1 марта, не сможет его приватизировать.
Это будет так называемое жилое помещение по договору социального
найма, то есть жилье, выделенное очереднику из государственного
жилищного фонда. Ни продать, ни оставить по наследству,
ни подарить и т.д. жилье по социальному найму невозможно:
это собственность государства.
И здесь заключается огромная несправедливость по отношению
к тем льготникам, которые встали в очередь до января 2005
года. Многие из них годами в этой очереди ждали квартиру.
И сейчас оказались дискриминированы по сравнению с теми,
кто получил квартиру от государства до «часа Х» (1 марта
2005-го. — Е.М.) и смог ее приватизировать, то есть оформить
в собственность.**
Если бы государство сейчас не уклонилось от исполнения
своих обязательств, то позволило бы тысячам граждан перейти
из категории малоимущих в категорию имущих. Именно этот
подход вызвал наиболее ожесточенные споры с разработчиками
закона. Это грубейшее нарушение государственных обязательств
по отношению к своим гражданам. Такое же, как сгоревшие
вклады на сберкнижках у наших бабушек и дедушек.
Вернемся к ЖК. Двенадцатая статья кодекса, определяющая
полномочия федеральной исполнительной власти в области
жилищных отношений. Общее резюме статьи: как всегда в
части установления правил игры федералы натянули одеяло
на себя. Особо прошу обратить внимание на подпункты 5,6,7
этой статьи. В них говорится о том, что, кроме малоимущих,
будут и другие категории граждан, имеющие право на получение
жилья бесплатно (по соцнайму). Эти категории должны быть
установлены федеральными законами, и я полагаю, что в
«иные категории» вполне могут попасть все чиновники. Опасность
этого велика, так как никаких ограничений на «использование
служебного положения» в данном кодексе не прописано.
Прошу также обратить внимание на подпункт 8 статьи 12.
Положение о том, что государственная власть может регулировать
отношения собственников жилья в ТСЖ (товариществах собственников
жилья) и ЖСК (жилищно-строительные кооперативы), противоречит
существующему законодательству, а значит, незаконно. Правоотношения
собственников, которые ПОКУПАЮТ, а не получают от государства
жилье, регулируются Гражданским кодексом и другими «специальными»
законами.
Подпункт 8 — это не что иное, как вмешательство государства
в порядок осуществления права собственности, попытка управлять
и контролировать частную собственность. Но на комитете
(Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному
и процессуальному законодательству. — Е.М.) отклонили
мою поправку об исключении этого подпункта восемью голосами
против двух.
Девятнадцатая статья нового Жилищного кодекса.
В пункте 3 этой статьи определяются виды жилищных фондов,
в том числе в зависимости от целей использования. По новому
кодексу их четыре: жилищный фонд социального использования
(из него будут предоставлять очередникам жилье по соцнайму),
специализированный фонд (к нему относятся служебное жилье,
общежития, жилпомещения маневренного фонда и т.п.), жилищный
фонд коммерческого использования (этот подпункт прописывает
использование собственником жилья в коммерческих целях,
например сдача в наем или в аренду).
В этом подпункте (4-м. — Е.М.) мне удалось убрать слово
«частный», это слово не позволяло муниципалитетам и государству
создавать свой коммерческий фонд жилья. Это означало бы
прекращение таких программ, как, например, программы «Молодой
семье — доступное жилье», продажа жилья очередникам на
льготных условиях, строительство доходных домов и др.
Наконец, индивидуальный жилищный фонд.
Окончательная редакция этого подпункта не выдерживает
критики. Во-первых, в третий подпункт, где говорится об
ИНДИВИДУАЛЬНОМ жилищном фонде, то есть о частных собственниках,
вписали еще и категорию «юридические лица». То есть название
подпункта противоречит его содержанию. Во-вторых, то,
как описывается этот фонд, требует другого определения
(и оно предлагалось): жилищный фонд некоммерческого использования.
Другими словами, некоммерческий жилищный фонд должен быть
не только у граждан, но и у государства и муниципалитетов.
Тогда этот фонд мог бы занять свою нишу между жильем по
соцнайму, которое будет доступно только малоимущим, и
коммерческим жилищным фондом, цены которого не под силу
людям, не попадающим в категорию малоимущих, но и на квартиру
(покупку, аренду на свободном рынке) не зарабатывающих.
Именно государство могло бы создать некоммерческий жилищный
фонд, так как отличие коммерческого от некоммерческого
— существенно. Цель некоммерческого жилищного фонда —
не извлечение прибыли, а решение социальной проблемы —
помощь людям, которые не малоимущие, но и не настолько
имущие, чтобы было с чем выйти на рынок. Сама идея дешевых
домов, квартиры в которых сдаются внаем, давно уже напрашивается,
но в новом ЖК своего отражения не нашла. Моя поправка
сначала была одобрена, но потом Крашенинников ее отклонил.
Без разумных объяснений и альтернативы.
Вообще, разумного в новом ЖК маловато. До 1 марта осталось
меньше недели, но только сейчас в авральном порядке идет
работа над нормативной базой под этот закон. Она необходима,
чтобы новый ЖК заработал. Я насчитала 16 позиций, по которым
до 1 марта должны быть выпущены нормативные документы
правительства. Вроде бы даже создан оперативный штаб,
который отвечает за срочное написание методики применения
новых норм Жилкодекса. Опять нет никаких обсуждений с
экспертами, все делается келейно и на скорую руку.
* В новом ЖК меняются критерии, по которым предоставляется
бесплатное жилье. В старом кодексе право на получение
жилья имели все «нуждающиеся в улучшении жилищных условий».
В новом кодексе, кроме квадратных метров, появляется еще
один критерий — доход гражданина, позволяющий причислить
его к категории малоимущего. Удалось убедить разработчиков,
что критерием в этом случае не должен быть только доход
гражданина. Поэтому введено еще одно основание — имущественный
ценз. Это имущество, за которое гражданин платит налог,
— земельные участки, недвижимость, машины и т.п.
** Еще раз акцентируем внимание: сроки бесплатной приватизации
квартир, которые получены гражданами до 1 марта 2005 года,
будут продлены до 1 января 2007 года. В отношении квартир,
которые получены после 1 марта 2005 года, приватизация
осуществляться не будет вообще.
В СЛЕДУЮЩЕМ ВЫПУСКЕ ПРОЕКТА:
1) Собственники и пользователи: кто в доме хозяин? Советы
бывшим и будущим супругам, как избежать дискриминации,
заложенной в 31-й статье нового Жилищного кодекса.
2) Почему Уполномоченный по правам ребенка г. Москвы идет
в Конституционный суд.