После 1 января никаких субсидий из федерального бюджета
не получил никто. (Фото Сергея Кузнецова) Стремительная
социальная реформа, проводимая под патронатом президента,
набирает обороты. Вслед за законом № 122 и резким повышением
тарифов ЖКХ нас ожидает очередное потрясение: первого
марта начинает действовать новый Жилищный кодекс (ЖК).
Непубличный факт: закон о введении в действие ЖК,
подписанный Путиным 29 декабря 2004-го, действует с 22
января, и многие граждане уже стали его жертвой.
Новый Жилкодекс был одним из самых спорных законопроектов,
который эксперты открыто обозвали «людоедским». Из-за
огромного числа поправок он не прошел второе чтение прошлым
летом и был перенесен на осень. Однако единороссы и жириновцы,
воспользовавшись ситуацией в обществе после теракта в
Беслане, провели ЖК во втором и третьем чтениях с минимальным
числом поправок, внесенных независимыми депутатами и оппозиционными
фракциями.
В официальных СМИ уже началась пропаганда нового ЖК.
Самое интересное, что лояльные эксперты, получившие доступ
на Первый и второй каналы, комментировали даже не окончательный
вариант ЖК, а его самый первый — «людоедский» — проект.
Более того, есть данные, что и риелторские компании ссылаются
в своей работе с клиентами именно на первый вариант законопроекта,
игнорируя тем самым любые попытки защитить граждан от
дикостей жилищного рынка.
«Новая газета» обратилась к ведущим экспертам в жилищной
сфере, к адекватным депутатам Госдумы, юристам, омбудсменам
и правозащитникам с просьбой подробно и доступно проанализировать
новый ЖК.
Мы предлагаем нашим читателям зайти в любой крупный
книжный магазин, потратить 19 рублей или, в конце концов,
найти в интернете на нашем сайте окончательную редакцию
Жилищного кодекса. И попытаться вместе с экспертами и
журналистами понять: чему способствуют законодательные
инициативы государства — доступности жилья или потере
надежды на его получение?
Открывает и курирует новую рубрику известнейший эксперт
в жилищной сфере, независимый депутат Госдумы, член партии
«ЯБЛОКО» Галина Петровна
ХОВАНСКАЯ.
Сначала
небольшая преамбула, чтобы объяснить читателям идеологию
и задачи реформы в жилищной сфере. Новый ЖК нам действительно
необходим, и работа над ним шла более 10 лет. Просто потому,
что в начале 90-х в стране появились жилищный рынок и
его главный объект — собственник. Невозможно жить по закону,
где все было ориентировано на нанимателя, а понятия «частная
собственность» не существовало.
Как всегда, было два варианта действий: или отдать разработку
ЖК в руки компетентных независимых экспертов, или государственная
власть «все сама сделает». Я и Олег Шеин представили свои
законопроекты, но нам было сказано, что мы опоздали —
правительство уже спустило свой проект. А мы можем только
внести свои поправки.
Правительственный проект разрабатывался фондом «Институт
экономики города» (директор — Алекcандр Пузанов. — Е.М.),
Гильдией риелторов (вице-президент — Константин Апрелев.
— Е.М.), Департаментом Министерства промышленности и энергетики
(возглавляет Сергей Круглик. — Е.М.), курировался вице-премьером
Виктором Христенко и советником президента Игорем Шуваловым.
В Думе самым яростным проводником правительственного законопроекта
стал Павел Крашенинников (бывший член СПС, недавно вступил
в партию «Единая Россия». — Е.М.).
Правительственный проект представляет собой плохой микст
из двух существовавших ранее проектов — того же Крашенинникова
и Шамузафарова (был статс-секретарем Госстроя. — Е.М.).
Несколько лет назад Шамузафаров попытался представить
свой вариант закона в Госдуме. Его не отклонили только
потому, что он сам забрал документ на доработку, и голосования
так и не состоялись. Павел Крашенинников — один из разработчиков
Гражданского кодекса. Этим я объясняю тот факт, что в
новом ЖК многое переписано из гражданского законодательства.
Крашенинников проигнорировал мнение сильных и куда более
состоятельных экспертов в жилищной сфере…
Получилось: Жилкодекс Крашенинникова и др. — это 124
страницы. Мои поправки к ЖК, к которым присоединились
еще 15 оппозиционных депутатов, уместились на 160 страницах
мелким шрифтом. Большинство из них Крашенинников отклонил
без разумных объяснений.
Теперь об интересах сторон. Новый ЖК представляет интересы
в первую очередь федеральной исполнительной власти, во
вторую — игроков жилищного рынка и только потом уже граждан.
Жилкодекс нарушает 7-ю статью Конституции РФ, где говорится,
что Россия — это социальное государство. Есть только один
«телец» в ЖК — это рынок. Тот, кто не вписался в рынок,
остался «за бортом».
Этот «государственный» подход характерен для всех социальных
законов, принятых в прошлом году. В случае с ЖК такой
подход чреват не столько оживлением жилищного рынка, сколько
резким увеличением количества граждан, потерявших надежду
на жилье.
Новый ЖК, как и 122-й закон, и реформа ЖКХ, позволяет
власти сильно экономить расходы федерального бюджета за
счет невыполнения или только частичного выполнения взятых
на себя обязательств перед гражданами. Чтобы это деяние
не было наказуемым, и меняются сегодня законы. Причем
меняются некорректно.
Пример. В конце года в Думу спустили и провели сразу
во втором и третьем чтениях закон № 199. Проект закона
по своему содержанию никакого отношения не имел к жилищной
сфере. До тех пор, однако, пока в него в виде поправок
правительства не вписали нормы, регламентирующие порядок
предоставления жилищных субсидий старым федеральным льготникам.
Это ветераны войны, инвалиды войны, тяжело больные люди.
К этому закону также было выпущено постановление правительства
по чернобыльцам. По этому закону вышеперечисленным категориям
льготников выделяется 100-процентная субсидия на приобретение
жилья (раньше полагалось само жилье). Но расчет субсидии,
по которому органы исполнительной власти в регионах будут
оценивать рыночную стоимость кв. метра жилья, совершенно
нерыночный.
Приведу в пример Москву. По закону № 199 один кв. метр
типового жилья в столице в районе массовой застройки стоит
17 500 рублей. (По остальным регионам — ниже.) Какую квартиру
смогут купить люди в Москве, если квадратный метр самого
дешевого жилья в спальном районе стоит от 30 000 до 60
000 рублей? Ну ладно Москва. Мы своим льготникам, не федеральным,
выдаем субсидию из расчета 30 000 рублей за кв. метр.
И поэтому, скорее всего, будем доплачивать 12 500 рублей
ветеранам Великой Отечественной войны из московского бюджета.
Но кто будет компенсировать недостачу в дотационных регионах?
Таким образом, власть выдает федеральным льготникам всего
лишь 60% от реальной стоимости положенной им жилплощади.
И эта «щедрость» только для тех, кто успел попасть в очередь
до 1 января 2005 года. После 1 января никаких субсидий
из федерального бюджета не получит никто.
Две категории граждан, которые мне удалось отстоять и
которые будут иметь право на получение жилья вне очереди,
— это дети-сироты и тяжело больные люди. Разработчики
с трудом согласились, что дети-сироты или больные туберкулезом
вряд ли смогут успешно вписаться в рынок.
И еще одно добавление к закону № 199 и постановлению
Фрадкова. Ничего в них не сказано о том, в каких объемах
и когда будут выделяться субсидии. То есть по закону (!)
инвалид войны может ждать и эти деньги очень долго.
В следующем выпуске:
Кто после 1 января 2005 года имеет право на получение
жилья от государства?
По новому ЖК РФ претендовать на получение жилья бесплатно
смогут только малоимущие граждане. Но в соответствии со
статьей 12 Жилкодекса в списке малоимущих граждан первое
место могут занять чиновники.
Руководитель проекта Елена МИЛАШИНА