Комментарий члена Экспертного совета Комитета по природным
ресурсам Госдумы России Михаила Субботина
Это позорный документ. Хорошо, если дело только в непрофессионализме.
В любой стране, где инвестор захочет вложить «лишние»
2,5 млрд. долларов в национальную экономику, его будут
благодарить, а Счётная палата обвиняет сахалинских инвесторов
ни много, ни мало, как в нанесении ущерба (п.20 Выводов)
стране: «Неограниченный рост расходов при отсутствии норм
и предельных показателей, а также отставание темпов добычи
углеводородов от первоначально запланированных, способствует
сокращению соответствующей доли прибыльной продукции,
средства от которой направляются на компенсацию затрат
инвестора, объемов прибыльной продукции государства, налоговых
отчислений и наносят экономический ущерб российской стороне».
Как будто инвестор сжег завод, а не построил его на свои
деньги. Превышение сметы в 2,5 млрд. долл. составляет
примерно 25% за 10 лет реализации проекта, т.е. грубо
- по 2,5% в год. В стране, где за один 2004 год цены не
бензин и продукцию металлургов выросли на 30%, подобное
превышение ожидаемых расходов не является чем-то диковинным.
В 70-е годы прошлого века, когда был построен знаменитый
Трансаляскинский трубопровод за 7,7 млрд. долл., его стоимость
выросла от первоначальной более чем в два раза. Всякие
оценки стоимости инвестиционных проектов в начале и в
конце стройки обычно существенно различаются, а в нефтяном
бизнесе они тем более носят вероятностный характер, поскольку
осуществляются в чрезвычайно рискованных горно-геологических
условиях. Особенно на Сахалине с его сейсмоопасностью
и полугодовым «погодным окном».
Кстати, хорошо бы авторам такого доклада знать, что затраты
инвестора компенсируются не из прибыльной продукции, а
из компенсационной, которая остается после уплаты роялти
из полученного за год дохода. И выражение «неограниченный
рост расходов» не имеет никакого смысла - ни экономического,
ни логического. Вот уж, действительно, если неграмотность,
то во всем.
В п.3 заключения Счётной палаты выражается сожаление,
что разработка двух месторождений объединена в рамках
одного проекта, а в п.10 утверждается прямо противоположное
- жаль, что «Сахалин-1» и «Сахалин-2» разрабатываются
раздельно: если бы они разрабатывались как одно целое,
то было бы легче создать единую инфраструктуру. Мало того,
что правая рука не ведает, что пишет левая, так еще и
оба утверждения неправильны - авторы доклада просто не
знают одного из ключевых элементов СРП - понятия «налоговой
ограды» (ринг фэнс), а относительно пресловутой «совместной
инфраструктуры» Минпромэнерго буквально несколько месяцев
назад уже давало свои разъяснения в связи с появлением
соответствующего Распоряжения М.Фрадкова. И дело тихо
спустили на тормозах, поскольку вздорность подобных претензий
была уже неоднократно квалифицированно опровергнута.
В пункте 11 заключения Счётная палата демонстрирует,
что информация о том, что в ходе административной реформы
функции уполномоченного органа по СРП перешли от МЭРТ
к Минпромэнерго, прошла для нее стороной. И как Рип-Ван-Винкль,
теперь с изумлением обнаружила, что МЭРТ оказывается в
стороне...
Удивительные по бессмысленности выражения, типа «принцип
раздела продукции СРП по проекту «Сахалин-2» не соответствует
реальной экономике» (п.4), «настоящие условия добычи нефти
снижают эффективность проекта и расчетные доходы государства»
(п.13), «трудозатраты малоквалифицированных и низкооплачиваемых
российских рабочих в Компании превосходят трудозатраты
привлеченного к проекту высокооплачиваемого иностранного
персонала» (п.17), «неограниченный рост расходов при отсутствии
норм и предельных показателей» (п.20) или редакционные
перлы («в противоречие постановления Правительства» (п.11))
дополняют безрадостную картину.
Налицо документ, где эмоции заменяют профессиональный
анализ. Очевидно, что его появление не добавит России
репутационного веса в мировом инвестиционном сообществе.
Стыдно и обидно.
Недавно в США был принят Акт Сарбейнса-Оксли, где отдельный
раздел посвящен защите корпоративных инсайдеров, выносящих
сор из избы, - Павликов Морозовых большого бизнеса. Может
и авторы доклада Счетной палаты - тоже герои невидимого
фронта. Они прямо сообщают обществу, как извилист бывает
ход мысли государственного чиновника. Чтобы у общества
не было иллюзий…