Решившись на дебаты об отставке правительства, «единороссы»
рассчитывали отвести удар от себя. Но общественность помнит,
кто продавливал закон по отъему льгот, кто закрывал рот
аналитикам, ученым и оппозиционно настроенным депутатам,
критиковавшим закон, доказывавшим изо всех сил, почему
его нельзя принимать. «Единая Россия» не только не желала
их слушать, но еще и отгораживалась многоярусными кордонами
от протестовавших граждан, натравливала на них омоновцев.
Ведущую роль в этом процессе играли первый вице-спикер
Госдумы Л.Слиска (избрана по списку «Единой России»),
вице-спикеры В.Володин (избран по одномандатному округу
№156, Саратовская область), О.Морозов (избран по одномандатному
округу №25, Республика Башкортостан), В.Пехтин (избран
по списку «Единой России»), председатели комитетов-соисполнителей:
по труду и социальной политике А.Исаев (избран по списку
«Единой России»), по бюджету и налогам Ю.Васильев (избран
по списку «Единой России»), по информационной политике
В.Комиссаров (избран по одномандатному округу №19, Республика
Марий Эл), по Регламенту и организации работы Госдумы
О.Ковалев (избран по списку «Единой России»), по делам
ветеранов Н.Ковалев (избран по списку «Единой России»),
по делам федерации и региональной политике В.Гришин (избран
по одномандатному округу №20, Республика Мордовия), по
делам женщин, семьи и молодежи Е.Лахова (избрана по списку
«Единой России»), по охране здоровья Т.Яковлева (избрана
по одномандатному округу №80, Ивановская область), по
обороне В.Заварзин (избран по одномандатному округу №88,
Камчатская область), по безопасности В.Васильев (избран
по одномандатному округу №173, Тверская область), по вопросам
местного самоуправления В.Мокрый (избран по одномандатному
округу №154, Самарская область). Если эти «передовики»
деструктивного законотворчества еще до сих пор сами не
ушли со своих руководящих постов, осознав вину и ответственность
за принятие дефективного закона, то Дума обязана их сместить,
считает независимый депутат Сергей Алексеевич ПОПОВ. С
таким предложением он выступил на одном из недавних заседаний
Госдумы. «Единая Россия» предложение отвергла. Но оно
получило широкий резонанс, и к нему скорее всего Госдума
еще вернется. Для этого есть все основания, заявляет С.Попов
и напоминает историю принятия закона.
«Единая Россия» сформировала в Думе конституционное большинство,
больше 300 голосов, возглавила все без исключения комитеты
и торжественно провозгласила, что несет ответственность
за качество законов. Закон №122 — не исключение.
Но как только обнаружились дефекты этого закона, партия
большинства забыла о своей собственной ответственности
и стала обвинять то правительство, то регионы. Но не правительство
виновато, оно является всего лишь одним из субъектов законодательной
инициативы. Фракция думского большинства «Единая Россия»
принимала решения, голосовала за этот закон. Не правительство,
а депутаты этой фракции и должны нести ответственность
за свои действия.
Все помнят, как принимался 122-й закон (полное название
— «О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи
с принятием федеральных законов «О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ»). «Единая Россия»
сконструировала его прохождение в Госдуме таким образом,
чтобы как можно меньше людей узнало об этом. Законопроект,
которым вносились изменения в 100 с лишним действующих
законов, был роздан депутатам всего за 3—4 дня до рассмотрения
в первом чтении. За это время даже прочитать, не говоря
уж о том, чтобы разобраться в положениях, было попросту
невозможно.
Остальное делалось в спешке летом. Полагаю, это время
было выбрано не случайно. Летом большинство граждан, которые
могли бы возражать против законопроекта, те же самые пенсионеры,
были на дачах.
Правительство внесло законопроект совершенно сырым. Об
этом говорит хотя бы тот факт, что уже после его принятия
в первом чтении от правительства поступило к нему 300
страниц поправок! Их Госдума не обсуждала. «Единая Россия»
решила, что достаточно рассмотрения поправок в комитетах.
Хотя по Регламенту Госдумы все материалы и поправки к
законопроекту второго чтения должны поступать к депутату
как минимум за 3 дня. С данным законопроектом было сделано
по-другому: комитет принял решение вынести его на обсуждение
во втором чтении, и на следующий же день состоялось заседание
палаты.
Ко второму чтению законопроект готовился не так, как
того требует Регламент. А документ был очень объемным,
требовал кропотливости, анализа, подсчета, согласования
с регионами. На это думскому руководству, председателям
профильных комитетов (все от «Единой России») указывали
многие депутаты, в том числе и я, но те «не заметили»
вопиющих нарушений Регламента. Через день после скорого
принятия во втором чтении законопроект был принят в третьем,
окончательном, чтении. Ни о каких 3 днях, полагающихся
для изучения материалов, также не было и речи.
Вот краткая хронология прохождения Закона №122: 2.07.2004
г. (накануне летних каникул депутатов) — принятие в первом
чтении; 3.08.2004 г. (внеочередное заседание) — принятие
во втором чтении; 5.08.2004 г. (внеочередное заседание)
— принятие в третьем чтении; 8.08.2004 г. — закон одобрен
Советом Федерации; 22.08.2004 г. — закон подписан президентом;
31.08.2004 г. — закон опубликован в «Российской газете»
и «Парламентской газете».
Таким молниеносным и беспрепятственным был путь закона
с длинным малопонятным названием. Хотя можно было бы его
так и назвать — закон о монетизации. Но не назвали, видимо,
по той причине, что монетизации и не планировалось. Задумывалось
что-то иное.
Уже через три месяца к принятому закону правительство
внесло еще 100 страниц собственных поправок, которые также
мгновенно были проголосованы «Единой Россией» 24 декабря,
в последний день работы Госдумы в 2004 году. Также мгновенно
их одобрил Совет Федерации, подписал президент, а официальная
пресса опубликовала. Большая часть поправок была направлена
на исправление огрехов Закона №122. Но только некоторых.
Другие дали о себе знать позже, когда потребовались подзаконные
акты, без них ни один закон не заработает. К Закону №122
требовалось полторы сотни таких актов, чтобы он мог действовать.
Приведу пример. Я был в Читинской области в конце октября
прошлого года, встречался с исполняющим обязанности губернатора.
Тот мне жаловался, что они не могут сверстать областной
бюджет, так как нет нормативных актов правительства к
Закону №122. Актов было принято вместо 150 только 40,
что ставило в тупик руководство в регионах. Это к вопросу
об ответственности регионов.
А не принимались нормативные акты правительства во многом
из-за внутренних дефектов Закона №122. Вот их и пытались
исправить в декабре. Только, думаю, если закон не отменят,
то его дефекты придется исправлять еще несколько лет.
В нем — масса внутренних противоречий и чисто юридических
изъянов.
Взять вопрос проезда льготников. Его уже начали решать
в январе 2005 года, после того, как закон начал действовать.
А где ж вы раньше были? Да и как можно было принимать
закон с такими дефектами?
Если смогли, то несите ответственность, каждый согласно
своему рангу. У рядового депутата — одна ответственность,
у председателя комитета, который отвечает за организацию
работы по принятию законопроекта, — другая. В случае с
Законом №122 работа комитетов не была организована. Порядок
рассмотрения законопроектов регулируют Совет Госдумы,
вице-спикеры, которые курируют конкретные вопросы. Если
они сказали, что «все в порядке», — так пусть и отвечают
за свои слова.
Нельзя не обратить внимания на то, как функционеры «Единой
России» теперь валят вину на региональные власти. Я уже
выше назвал одну причину, почему на местах не смогли вовремя
принять нужные решения. Есть и вторая причина. Законом
№122 льготники поделены на региональных и федеральных.
Этим же законом запрещено региональным властям оказывать
какую-либо финансовую поддержку федеральным льготникам.
Если региональные власти вдруг захотят поддерживать федеральных
льготников, то мгновенно возникнет вопрос о нецелевом
расходовании бюджетных средств. Это уголовная статья.
А к ответственности могут привлечь как сейчас, так и через
несколько лет. Такие примеры хорошо известны.
О регионах вообще мало думали как в Думе, так и в правительстве.
Вот с чем я столкнулся в Санкт-Петербурге. Оказалось,
компьютерная программа по категориям льготников, которая
пришла от М.Зурабова, в Санкт-Петербурге не сработала.
Она была проверена в каком-то маленьком 20-тысячном городе
под Москвой, а в многомиллионном Санкт-Петербурге, как
выяснилось, живет ряд таких категорий льготников, которые
в программе вообще не значились. В том подмосковном городке,
оказалось, не было летчиков, а в Московском районе Санкт-Петербурга
находится аэропорт и живет большое число летчиков. Не
попавшим в зурабовскую программу 80 тысячам пенсионеров
пришлось вручную начислять пенсию. От перенапряжения одна
из сотрудниц петербургского Пенсионного фонда попала в
психиатрическую больницу. Примеров подобного рода сегодня
по России множество.
Зная о происходящем, о действии Закона №122, считаю,
что со стороны «Единой России», провозгласившей год назад
свою полную партийную ответственность, валить вину на
региональные власти просто аморально. Другое дело, что
сами региональные власти в большинстве своем поспешили
взять под козырек, не разобравшись, что к чему, не высказав
истинного мнения о будущем законе. Ведь отрицательные
отзывы были невнятны и выражалась формальная поддержка.
И тем не менее не они, а прежде всего те, кто голосовал
в Думе, несут всю ответственность за принятие Закона №122.
Это «Единая Россия», полфракции ЛДПР и так называемый
независимый депутат Невзоров. Из числа депутатов, избранных
от Санкт-Петербурга, за Закон №122 голосовали: Валентина
Иванова (избрана по одномандатному избирательному округу
№208), Андрей Бенин (избран по одномандатному избирательному
округу №206), Александр Морозов (избран в Думу по избирательному
округу №27), Андрей Шевелев (избран по одномандатному
избирательному округу №210), Петр Шелищ (избран по одномандатному
избирательному округу №211). Все они являются членами
фракции «Единая Россия». Многие из них не афишируют свою
причастность к принятию Закона №122.
Нажав кнопки «за», они ухудшили положение не только пенсионеров
и инвалидов, о которых большей частью говорится в СМИ.
Принятый ими закон много негативного внес в обеспечение
ряда структур, в том числе и силовых. Если до 31 декабря
2004 года, до вступления в силу Закона №122, семьи военнослужащих
или милиционеров, погибших при исполнении служебных обязанностей,
имели право на получение бесплатных квартир, то по новому
закону они лишились этого права. Если ранее милиционер
или военнослужащий, честно отработавший и вышедший на
пенсию, имел право остаться прикрепленным к своей ведомственной
поликлинике, то теперь это правило отменено. Возможно,
некоторые люди ради этого и работали. А им сказали: мы
передумали. Все это подталкивает военнослужащих служить
недобросовестно: пока работаю, буду «хватать» все, что
можно. Вера в законы утрачена, как и вера в тех, кто их
принимает. И за все это должны ответить те, кто брал ответственность
и принимал позорные законы.