Фонд Карнеги
за международный мир опубликовал первую главу доклада группы
специалистов по проблеме нераспространения ядерного оружия.
Авторы доклада во главе с
Алексеем
Арбатовым предлагают ряд мер, направленных на сдерживание
развития и распространения данных видов оружия. Первая глава
посвящена политике пяти ведущих ядерных держав в ядерной
области в целом и нераспространения в частности.
Выступая в вашингтонском Фонде Карнеги, доктор исторических
наук Алексей Арбатов, в прошлом депутат государственной
думы РФ, сотрудник Московского Центра Карнеги и глава
Центра международной безопасности при Московском институте
международной экономики и международных отношений, сказал,
что в ходе работы группа специалистов Московского фонда
Карнеги пришла к выводу, что их наихудшие предположения
оправдались, а именно: что политика пяти ведущих ядерных
держав в плане нераспространения является частью проблемы,
а не частью решения, и что режим нераспространения находится
в глубоком кризисе.
На примере коррумпированного пакистанского ядерного ученого,
уличенного в продаже ядерной технологии, сказал Арбатов,
можно сделать вывод, что черный рынок ядерного оружия
в скором времени может стать огромной проблемой.
В числе положительных факторов Алексей Арбатов отметил,
что опасность ядерной войны между ведущими ядерными державами
практически сведена к нулю. Более того, в 90-х годах США
и Россия сократили свои ядерные арсеналы почти на 60%.
Если они будут следовать положениям договоров и односторонним
планам, в течение следующих десяти лет их ядерные арсеналы
будут сокращены до 80% в сравнении с концом 80-х годов.
Политика ядерного устрашения, считает Арбатов, по всей
видимости, будет оставаться в силе в обозримом будущем
как основа стратегических взаимоотношений между Россией
и США, между Францией и Великобританией, с одной стороны,
и Россией, с другой, между тремя государствами тихоокеанского
треугольника - Россией, Китаем и США, и особенно между
Францией и Великобританией и Китаем, поскольку Китай работает
над созданием ракет, способных достичь территорий этих
стран.
Ядерные доктрины ядерных держав стали более целенаправленными
в подходе к практическому использованию ядерного оружия.
В Соединенных Штатах ядерное оружие, особенно его новые
виды, так называемые mini-nukes, как неоднократно повторяли
ответственные представители администрации, рассматриваются
как практический инструмент против стран-изгоев или террористов.
В России, продолжал Алексей Арбатов, вопрос ядерного
оружия занял прочное место в оборонной политике и военной
стратегии. «Россия даже при нехватке финансов все же продолжает
довольно широкую программу модернизации всех трех видов
своей стратегической триады (ракеты наземного и подводного
базирования и дальние бомбардировщики), а также, видимо,
продолжает модернизацию своего тактического оружия, -
констатировал Алексей Арбатов. -Китай, громогласно заявляя
о своих мирных намерениях, видимо, находится на пороге
массированного наращивания своих ядерных сил».
После завершения выступления в Фонде Карнеги Алексей
Арбатов по просьбе Русской службы «Голоса Америки» так
суммировал главные моменты своего доклада по теме «Будущее
режима нераспространения ядерного оружия»:
«Будущее режима зависит больше всего от политики великих
держав. Их иногда еще называют «законными ядерными державами».
Это пятерка постоянных членов Совета безопасности, но
это те государства, от которых больше всего зависит. Они
заинтересованы больше всех в нераспространении. От их
политики - США, России, Франции, Великобритании, Китая
- больше всего зависит решение проблем».
«И на наш взгляд, первое исследование, которое мы сделали
в рамках этого проекта, показывает, что политика великих
держав совершенно не соответствует требованиям повышения
надежности и эффективности режима нераспространения. Более
того, во многих вопросах она прямо противоположна этим
целям. Политика одностороннего применения силы, политика
использования предлогов нераспространения для решения
иных задач, как было в Ираке. Политика повышения роли
ядерного оружия в военных доктринах великих держав. Дальнейшие
меры по модернизации ядерных сил. Меры, которые принимаются
по демонтажу режима и системы ядерного разоружения, -
очень негативного характера. Договора по ПРО нет. Договора
СНВ-2 нет. Договора СНВ-3 нет. Договора о всеобъемлющем
запрещении ядерных испытаний нет. Договора о прекращении
производства ядерных материалов в военных целях, скорее
всего, не будет».
«Разбирая все это, как великие державы могут рассчитывать
на то, что неядерные государства будут честно и абсолютно
безукоризненно выполнять все свои обязательства, не захотят
получить ядерное оружие в свои руки и будут следовать
правилам договора о нераспространении? Если мы хотим,
как великие державы, требовать такого поведения от неядерных
государств, наша политика должна быть прямо противоположной.
Мы должны показать им, что ядерное оружие занимает менее
важную роль, что его задача крайне ограничена. Мы должны
дать им гарантии безопасности, чтобы они могли быть уверены
в своей безопасности без приобретении ими самими ядерного
оружия. Мы должны идти дальше по пути сокращения своих
ядерных вооружений. Мы должны очень строго относиться
к вопросам экспортного контроля, для того, чтобы наша
конкуренция на мировых рынках не давала возможность импортерам
играть на противоречиях и получать не от одного, так от
другого поставщика то, что они хотят. Вот все эти вопросы
являются предметом этой первой работы».