Евгений БУНИМОВИЧ
– поэт, заслуженный учитель РФ, председатель комиссии
по образованию Московской Думы.
Владимир ТОЛСТОЙ – директор музея-заповедника
«Ясная Поляна».
Дмитрий БАК – профессор РГГУ, зам. директора Института
европейских культур. Начиная обсуждение проекта реформ
«социальной сферы» России, мы публикуем фрагменты круглого
стола в редакции. Самую суть. То, чем может обернуться
для РФ предложенная схема «экономии на будущем».
В 2005 году проблема этих реформ, их «конкретика» в малых
и больших городах России, их последствия, моральное право
предлагать и одобрять этот законопроект станет для «Новой
газеты» сквозной темой.
19 января обсуждение «образовательной реформы» должна
начать Госдума.
Елена ДЬЯКОВА
Евгений Бунимович: Главная опасность происходящего
сейчас: каждый наивно думает, что проблема реформ — только
его проблема, случайность в его сфере. И нам следует понять
главное: происходящее совершенно системно. И суть проблемы
— в масштабе. В системности подхода к переделке потенциала
человека.
Cегодня в Европе, Америке подобного быть не может. Я
не представляю себе политиков, которые в здравом уме могли
бы говорить о введении частичной платности среднего образования.
Даже высшее становится бесплатным: в Германии, во Франции,
в Греции.
Правозащитникам пора добавлять к защите меньшинств защиту
большинства, которое лишается прав на образование, на
медицину, на культуру. А права эти записаны в Конституции
РФ. Глава 1. Статья 7: «Российская Федерация — социальное
государство, политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие
человека».
Елена Дьякова: И статья 2 из той же главы: «Человек,
его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,
соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина
— обязанность государства».
Евгений Бунимович: Великое завоевание Европы нового
времени: сначала три класса обязательного обучения… потом
восемь, десять. Мы движемся в обратную сторону?
Министр образования на правительстве сказал, что наши
школьники перегружены на 25% по сравнению с другими странами.
И мне было неловко: это недобросовестный подсчет. Подсчитана
недельная нагрузка. Но у нас каникулы на две недели длиннее,
чем в большинстве стран. А уроки, кстати, у нас короче.
Да, надо давать больше профильных знаний. Но принцип
самым циничным образом изменяется. Государство будет финансировать
только стандарт образования. Стандарт уменьшают на 25%.
За дополнительные предметы будут платить родители. Если
захотят и смогут… Но минимальный стандарт обозначает минимум
знаний. И больше ничего.
Есть специализированные школы — математические, языковые.
Есть школы здоровья для ослабленных детей. Их оплачивает
бюджет. Теперь он прекратит это делать?
Финансировать углубленное математическое образование
не значит баловать ребенка. А значит, что ребенок будет
больше пахать.
Инвестиции в образование чуть не самые окупаемые. Но
это вещь долгоиграющая. А у нас такая эффективность: в
пятницу вложить — в понедельник получить. Получить эффект
в перспективе в голову не приходит. Главное — сегодня
успеть добежать до канадской границы…
«Нерентабельно» отдать подвал под студию? Самое рентабельное
— поселить в этом подвале наркодилера.
А школы здоровья? Там каждый стоит государству столько,
сколько стоят пять детей в обычной школе. Теперь нам предлагают,
чтобы за четырех из пяти платили родители. Но кто сказал,
что именно в богатой семье родится ребенок с проблемным
здоровьем? И кто сказал, что именно в богатой семье родится
одаренный ребенок?
Ребенок из нижнего социального слоя может сделать карьеру
только через образование. Если мы, конечно, говорим о
карьере порядочного человека через созидание. А не исходим
из романов типа «Милый друг».
Но по новым правилам этот ребенок, хоть семи пядей во
лбу, сразу попадает в категорию, которую школьники называют
«отстой».
Он просто с самого начала будет учиться в другом классе,
нежели те, чьи родители могут платить за дополнительное
обучение. За кружки. За английский другого уровня. За
музыку.
То есть сегрегация начнется с первого урока в первом
классе. Ситуация разрыва в доходах чудовищная — и все
это знают! Вместо того чтобы его нивелировать, мы его
закрепляем за новыми поколениями.
Таким образом мы абсолютно консервируем ту элиту, какая
есть сегодня. В собственном соку, с нынешним ее набором
знаний, генов, возможностей. А остальным — выход только
на улицу?
Тогда уж, скорее всего, выход в мрачных, озлобленных
коричневых тонах. Так создается, закладывается тупиковый
вариант общего будущего.
Дмитрий Бак: Это относится и к новым стандартам
высшего образования. Принцип «снизим обязательный стандарт,
а все, что студент сможет выбирать, будет за плату» —
чудовищный.
Елена Дьякова: В 1992 году зарплаты в системе
РАН и высшей школе РФ составляли 8—12 у.е. в месяц. Сама
получала. Быт Акакия Акакиевича — «биток» и шитье шинели
— казался роскошью.
Что испытывает профессор на 13-м году этой безнадеги?
Дмитрий Бак: Госбюджет предусматривает для доцента
и профессора сумму в сто долларов. Идут добавки за степень
— разумеется, копеечные.
Сотрудник высшей школы с начала 1990-х железно поставлен
перед необходимостью работать где-то еще.
При таком «естественном отборе» первым погибает Чарльз
Дарвин: он сохранит статус, но не сможет потратить тридцать
лет на классификацию видов. Сами мысли «о фундаментальном
прорыве» уже начали казаться роскошью.
Год учебы — примерно 2000 долларов. Если речь об иногороднем
студенте, то удвойте расходы семьи.
Владимир Толстой: При этом в России есть не только
Москва и Петербург. Дело и в детях самых бедных слоев,
и в детях тех, кого мы сегодня называем интеллигенцией.
Особенно губернской, уездной интеллигенцией!
У них «семейный образовательный уровень» выше. А материальный
— ничуть. То есть они тоже сразу попадают в отстой.
Большинство вузов из «федерального списка» — в Москве
и Петербурге. Как губернская интеллигенция с ее 100—200-долларовыми
зарплатами сможет содержать «своих студентов» в столицах?
Дети их, важная часть потенциала страны, останутся в замкнутом
пространстве регионов. И снова будет углубляться тотальное
неравенство. Плюс к тому — географически.
Высшая школа с честью прошла испытания 1990-х. Я могу
добавить: и музейное сообщество с честью прошло. А ведь
это был лихой период! В середине 1990-х государство вообще
ушло из финансирования культурной сферы.
Финансировалось 20—30% от необходимого, от определенного
по закону о бюджете. И тогда мы все научились жить практически
без государственной поддержки. Набрали силу! Художники,
ученые, оставленные на произвол судьбы, оказались неплохими
менеджерами. Мариинский театр и Гергиев, Художественный
театр и Табаков, Эрмитаж и Пиотровский, Русский музей
и Гусев, Иностранная библиотека и Гениева: много ведь
примеров! И теперь, когда мы вышли на более или менее
приемлемый уровень, созрела эта реформа!
Что будет после передачи федеральных музеев на региональный
уровень, региональных — на муниципальный? А будет закрытие.
Вот уже сейчас происходит закрытие филиалов головных музеев
в Костромской области. Затем это намечается в Ивановской
области. Возможно, в Тверской. В Смоленской. Для губернских
интеллигентов их музеи и библиотеки куда важнее, чем те,
что находятся в Петербурге и Москве. Потому что в последние
десять лет они в Москву и в Петербург чаще всего даже
и доехать не могут.
Граждане России, живущие в провинции, будут просто лишены
конституционных прав на культуру.
И при передаче образовательных учреждений «с уровня на
уровень» будет то же.
Елена Дьякова: Город Псков. Зарплата молодого
преподавателя пединститута — 1700 рублей. А плата за детский
сад с 2005 года — 1500 рублей.
Столица. Зарплата с.н.с. ГМИИ им. Пушкина — 4200 рублей.
Очень хорошие театральные актеры — 400—500 баксов. Профессор-педиатр,
не берущий «детские деньги», — 8000 рублей. Его ординатор
— 2200. Как людям, наследственно копившим культуру в семьях
и доселе «упорствующим в том», давать платное образование
своим детям?
А если эти люди разбегутся из школ и вузов (будущее собственных
детей — сильный аргумент), кто учить-то будет? Вновь распад
в квадрате.
Менялась элита в 1920-х. Что-то осталось: уж очень мощный
взрывали культурный слой! Теперь взорвем заново тонкий
слой 1980-х?
Евгений Бунимович: На высшее образование в бюджете
РФ заложено примерно 0,66%. В Европе — примерно 3% бюджета.
Я не говорю, что нужно столько же денег. Но хоть такой
же процент. Академик Арнольд подсчитал: все годичное содержание
отделения математики РАН обходится дешевле одного танка.
И у нас при этом мировой приоритет математического образования.
Владимир Толстой: Вот вопрос, который звучит,
верно, риторически… Государство ищет, как экономить внутри
0,66%. Или внутри 1%, выделяемого «на культуру». Хорошо,
удастся сэкономить… А для чего? Куда нужно перенаправить
эти средства, чтобы они работали эффективнее, чем в культурной
сфере России?
Елена Дьякова: 22 августа 2004 года Думой приняты
поправки в Основы законодательства о культуре. И в Закон
об образовании. Тихо отменены подъемные работникам культуры,
едущим на село. Льготы для культурного развития в регионах,
малых городах, на Севере. Льготные билеты в музеи для
студентов, школьников и солдат. Все это (и платность образования
— краеугольный камень!) складывается в систему, игнорирующую
1200 лет, простите, развития нации.
Нынешнее население, видимо, считают быдлом. Завтрашнее
им уже делают.
Евгений Бунимович: Отменены льготы сельским учителям
по Закону об образовании.
Владимир Толстой: И мы это узнаем постфактум,
как тайну. Вдруг в конце августа непостижимым образом
быстро принимают новые редакции важнейших законов. Кто?!
Кто отчекрыжил социальные гарантии в Законе об образовании,
в Основах законодательства о культуре?
Евгений Бунимович: Собрались, нажали на кнопку
— и приняли целый пакет законов по социальной сфере. Одним
нажатием кнопки изменили сотни российских законов, в которые
вносились сотни поправок. Их физически не то что обсудить
— боюсь, что прочесть было невозможно! И эти поправки
полностью изменили суть законов об образовании и культуре.
А как проекты готовились? Министра образования спросили
на правительстве: что же будет со специальным образованием?
И он стал рассказывать про профессиональное образование.
То есть спрашивали про образование детей-инвалидов, а
он стал рассказывать о ПТУ. Видимо, не владея базовой
терминологией отрасли.
Вот что означает пакет реформ социальной сферы, подготовленный
в Минэкономразвития. Просто потеряли целую сферу!
Елена Дьякова: А спецшколы — наши бесплатные гимназии?
Приоритет математического образования опирается на сеть
ФМШ. С конца 1990-х, по данным Гете-Института и Британского
совета, подростки из России лучше всех в мире сдают на
«языковые сертификаты». Это заслуга сотен «немок» и «англичанок»
со 100-долларовой получкой из спецшкол Москвы, Самары,
Краснодара, Иркутска…
Евгений Бунимович: Пока Москва может финансировать
свое дополнительное образование, она будет это делать.
Но в дотационных регионах все лицеи, гимназии и прочее
становятся платными. Нормативы для одаренных детей у нас
в 2004 году отменены на федеральном уровне. Именно в бедных
областях РФ обучение всей тяжестью ляжет на семьи.
Владимир Толстой: В законодательстве о муниципальных
образованиях забыто слово «музей». Они сейчас говорят:
«Ну там же есть фраза «учреждения культуры». Можете считать,
что это о вас. Вышла техническая ошибка».
Дмитрий Бак: В Законе об образовании выправили
более ста ошибок и правовых противоречий.
Владимир Толстой: Проекты реформ, по-моему, не
выдерживают никакой критики. Например: реорганизация «бюджетных
учреждений» предполагается через ликвидацию. Очень уязвимый
момент. Кто может гарантировать, что организация будет
создана заново с тем же объемом собственности? Арендные
договора — будут ли они перезаключены с новой организацией?
Кто гарантирует, что фонды музейные или библиотечные перейдут
в новую организацию в прежнем объеме? Все эти механизмы
нигде не прописаны.
Евгений Бунимович: Поэтому вообще-то на начальном
этапе можно будет делать все что угодно. Ни защиты, ни
регламента. Если бюджетное учреждение опутано и защищено
системой законов о культуре (они ухудшились, но все же
есть), то про новые формы образовательных и культурных
организаций, кроме аббревиатур ГМАНО, СГАНО, ничего не
известно. И это не замечено: происходит одновременно столько
непредставимых, ключевых вещей, что никто ничего уже не
замечает.
Владимир Толстой: Почему такая спешка в реформировании
тех сфер, которые, вместе взятые, занимают крошечную долю
федерального бюджета? Не просчитаны последствия. Не проанализированы
угрозы. Но это очень мощно продавливается.
Евгений Бунимович: Во Франции сейчас идет реформа
образования. Год работала Национальная комиссия. Конечно,
не одни экономисты там были. А после того как они что-то
предложили обществу, год не вылезают с телевидения, комментируя
проект.
Что мы имеем? Обратную ситуацию. Звонят из передачи «К
барьеру!»: «Будете комментировать реформу образования?»
— «Пожалуйста! Но с той стороны никто не выйдет». Вновь
звонят от Соловьева: «Извините, обсуждение откладывается».
Потом звонят от Сорокиной. Тот же разговор. И вновь никто
из авторов реформы не идет на передачу. Потом позвонили
от Познера. Теперь я жду: будет разговор или опять отложится?!
Когда реформа культуры, медицины, образования готовится
втайне, она нехороша. Такая модель обсуждения реформ социальной
сферы делает их провальными по определению. Тем более
и проектов нет в более или менее открытом доступе…
Ситуация требует общественного и парламентского обсуждения.
Но у нас свой путь: все быстренько самим сделать на коленке.
Елена Дьякова: Муниципальные бюджеты «не выдерживают»
музыкальных школ? А новые законы разрешают не выдерживать.
Через пятнадцать лет некому будет петь в Большом. Хуже:
тысячи детей останутся неочеловеченными.
С 1897 года земства предлагали законопроект о всеобщем
четырехклассном образовании. Приняли этот закон в 1908-м.
К 1917-му в России было поголовно грамотно лишь население
«до 17 лет». А 65% — неграмотны вовсе.
А могла иметь «четыре класса образования» вся Россия
до 30 лет. Грамотная страна не варила бы архиереев заживо
и не рвала бы генералов в клочья. Почему перемены 1991
года шли мирно? Они шли в стране, где каждый окончил десятилетку.
Если при полуразрушенной семейной и ценностной структуре
мы доломаем еще и «воспитательную» систему по всей стране,
то к новому озверению придем довольно быстро.
Владимир Толстой: Реформы назначены на 2006 год.
Мой вопрос: как за год всколыхнуть общественное мнение?
Была же ситуация в 1980-х (!), когда пытались повернуть
северные реки на юг. Вспомните, как это было серьезно!
Но общественности удалось остановить «переброску». Кстати,
что регионы эти могут стать независимы, никто в 1980-х
явно не просчитывал. Что нам нужно сделать за 2005 год?
Я пока не знаю ответа…
Евгений Бунимович: Я понял в нашем разговоре вот
что. Вы все говорили с огромным пиететом: «Ясная Поляна»,
«Мариинский театр», «мехмат»…
А кто доказал, что эти слова хоть чего-то стоят? Ведь
можно вообразить такие общества, такие времена, где все
эти слова не будут иметь для большинства нации никакого
смысла.
Будем считать, что большинство в России-2005 все же понимает
им цену. И это — завоевание нашего образования. Всеобщей
десятилетки.
Но при жизни одного поколения все может быть стерто.