Об авторе: Алексей
Георгиевич Арбатов - руководитель Центра международной
безопасности Российской академии наук, член-корреспондент
РАН, член научного совета Московского центра Карнеги.
Победа Виктора Ющенко на выборах на Украине по большей
части воспринимается и там, и в России, и на Западе как
крупнейшее за последние годы поражение российской внешней
политики. Слов нет, для Москвы все получилось очень неприятно,
действо разворачивалось у всех на глазах, куда там телесериалам!
Но что все-таки на самом деле произошло под занавес ушедшего
года и какие уроки стоит извлечь для года наступившего?
И до выборов и в ходе их все политические стороны внутри
и вовне Украины клялись и божились интересами волеизъявления
ее народа. Дело, однако, в том, что реально практически
всем было на это волеизъявление наплевать – ставки имели
совсем иной порядок.
Правая украинская оппозиция открыто и неоднократно заявляла,
что не примет никакого результата, кроме победы Ющенко,
и в ином случае готова даже на крайние, силовые меры.
Их оппоненты меньше кричали, но больше делали для продавливания
Виктора Януковича любыми средствами. Большим политическим
промахом были преждевременные поздравления его с победой
из уст российского президента.
Тем не менее схватка двух конкурентов не была борьбой
демократии с авторитаризмом или коррупции с неподкупностью
– как бы эти ярлыки ни перебрасывались между собой тем
и другим кандидатом. На деле произошла сшибка двух политических
кланов, имевших оплоты на разных территориях страны и
спонсоров за восточной и западной границами, была схватка
двух административных ресурсов и PR-инфраструктур. И к
сведению демократов Запада, если «восточные» имели заметную
коммунистическую окраску, то «западные» были замазаны
явными неофашистскими пятнами.
На первых порах «восточный» клан оказался сильнее и реализовал
свой административный ресурс более круто, прежде всего
через Донецкую и Луганскую область. Но затем «западный»
клан взял реванш через молодежно-уличный ресурс в Киеве,
чему немало способствовала реакция отталкивания на неуклюжее
вмешательство Москвы, как и моральный подъем правой оппозиции
ввиду открытого покровительства США, Западной Европы и
ОБСЕ.
Извне ставки были тоже мало связаны с чаяниями украинских
избирателей. Запад, обеспокоенный консолидацией системы
«управляемой демократии» внутри России и ее попытками
самоутвердиться в «ближнем зарубежье», преисполнился решимости
ни за что не допустить победы московского фаворита на
Украине. А для России исход украинских выборов смотрелся
так: остается ли республика с Россией как неуживчивый,
но близкий геополитический родственник – или уходит в
НАТО, а потом в Евросоюз со всеми вытекающими экономическими,
политическими, гуманитарными и военными последствиями.
Когда выиграть административным ресурсом, как это зачастую
делается внутри России, не удалось, Москва оказалась перед
выбором: подтолкнуть к силовому решению через киевский
«Тяньаньмэнь», отделение восточных и южных областей –
или смириться с неудачей. Первое помимо хаоса и непредсказуемых
последствий на Украине означало бы полный разрыв с США
и Европой – возрождение на континенте холодной войны и
вооруженного противостояния по новым рубежам.
Возможно, и в Москве, и в Киеве были сторонники такого
сценария. Но, к чести Кремля, нужно отметить, что он на
эту авантюру не пошел, несмотря на давление преобладающей
части Думы и общественного мнения. Руководство продемонстрировало,
что может «держать удар» и с достоинством сносить даже
крупный проигрыш, что уже само по себе должно быть оценено
и на Украине, и на Западе.
Представляется в то же время, что значение выбора между
Ющенко и Януковичем было повсеместно раздуто сверх всякой
меры. Вспомним, как радовались в Москве прошлой победе
Леонида Кучмы, но именно при нем ускорился дрейф на Запад,
была подана официальная заявка на вступление страны в
НАТО.
В стратегическом плане, при всех глубоких исторических
связях с русскими братьями, современная ориентация Украины
определяется тем, насколько привлекательную экономическую
и политическую модель видит она на востоке или на западе
от своих границ.
Транзит энергоносителей – слишком узкая база для экономической
интеграции столь развитых научно-индустриальных держав,
как Россия и Украина; не хватает больших инвестиционных
проектов как для внутреннего рынка обеих стран, так и
на экспорт. А прошлогодний конфликт из-за дамбы в Азовском
море и недавняя вакханалия имперских деклараций российских
политиков разного ранга – отнюдь не лучшая среда межгосударственного
взаимодействия. Политические процессы внутри России –
отдельная тема, но ясно, что и они отнюдь не служат эталоном
для большой части украинского общества.
Именно об этих материях стоит поразмыслить Москве. Может,
она собственноручно навлекла на себя ущерб, стремясь решить
сложные проблемы по-простому – посадив в кресло «своего
человечка»? А раз эти проблемы должны решаться совсем
на другом уровне, может быть, в долгосрочном плане поражение
Януковича – не такой уж большой проигрыш для России?
Но есть о чем поразмыслить и Западу. Никак не обоснованная
в стратегическом отношении инерция расширения НАТО на
восток, при котором даже теоретически, даже на отдаленную
перспективу не ставится вопрос о приглашении в союз и
России (а взамен предлагаются разные форумы для дискуссий
и отдельные программы), неизбежно порождает растущее напряжение
в отношениях Запада и Москвы. Последняя проникается духом
подозрительности, стремлением замкнуться в себе, защититься
от враждебного мира и создать свое «стратегическое предполье».
А на Западе по-глупому радуются такой реакции: мол, вот
видите – Россия сама не хочет...
В подобных условиях конфликты на постсоветском пространстве
неизбежны. Те, кто думают, что украинские события поставили
все точки над «i», – делают большую ошибку. Дальнейшие
процессы на Украине и в других республиках бывшего СССР
преподнесут еще немало кризисов, если из недавних событий
не сделают верных выводов и в Москве, и в западных столицах.