В новый
год российская экономика вступает в противоречивом состоянии.
С одной стороны - небывалые доходы бюджета, связанные с
дорожающей нефтью, Стабилизационный фонд, достигший 20 миллиардов
долларов, прочный рубль. С другой - на фоне финансового
процветания затеяно масштабное сокращение социальных расходов.
Монетизация льгот грозит стать в этом году главной проблемой
страны. Растут цены на бензин и жилищно-коммунальные платежи.
Наконец, правительство намеревается увеличить платную составляющую
в сфере медицины и образования. Еще немного - и граждане
полностью перейдут на самообслуживание.
Куда клюнет Петух?
Все лето и осень высшие чиновники страны, начиная с президента,
обещали, что монетизация не приведет к ухудшению положения
граждан. Был даже придуман специальный термин - "закон
о льготных выплатах". Все оказалось блефом.
"Пусть Матвиенко за вас платит!" - отвечают
теперь контролеры питерским пенсионерам, которые с 1 января
лишились права бесплатного проезда на городском транспорте,
получив взамен компенсацию в 230 рублей. Сам проезд с
этого же дня подорожал до 10 рублей, а единая карточка
теперь стоит 600 рублей. Несложно рассчитать, насколько
урезаны прежние льготы. Для тружеников тыла компенсация
- 500 рублей, для ветеранов труда и жертв репрессий -
350 рублей. Им оставлены 50-процентные скидки по квартплате,
но проезд на городском и пригородном транспорте, лекарства,
протезирование, телефон, санаторно-курортное лечение -
все теперь только на свои кровные.
Это - в относительно благополучном Петербурге. В других
регионах, за редкими исключениями (Москва, например, сохранила
все льготы, так же как Тюмень, Новгород и Чувашия), все
куда грустнее. В Карелии региональным льготникам дадут
взамен утраченных "привилегий" по 250 рублей,
на Сахалине и в Приморье - от 200 до 300 рублей, в Твери
- по 300 - 350 рублей, в Новосибирске - по 110 - 180 рублей.
Рекорды милосердия побила Башкирия: там компенсации для
ветеранов составят: 100 рублей.
Заметим, что даже на такие выплаты может не хватить денег:
правительство элементарно просчиталось с числом льготников!
Первоначально говорили о 12 миллионах федеральных льготников
и 14 миллионах региональных. Но ближе к концу года, когда
Пенсионный фонд стал составлять реестр, выяснилось, что
первых на 2 миллиона больше, а вторых - на 10 миллионов(!)
Глава Пенсионного фонда Геннадий Батанов уже заявил,
что дефицит придется покрывать за счет Стабилизационного
фонда. Но это касается только федеральных льготников,
а в регионах никаких стабилизационных фондов нет. И на
помощь центра им рассчитывать не приходится.
Кошелек и жизнь
По наследству от минувшего года в нынешний перешла и
инфляция. В 2004 году она составила 11,6 процента вместо
запланированных десяти. В 2005 году прогноз инфляции,
заложенный в федеральный бюджет, еще оптимистичнее: всего
8 процентов. Скорее всего, не сбудется и он: в 2004 году
правительство не смогло справиться с ключевыми инфляционными
факторами - ростом цен на бензин и стоимости услуг естественных
монополий, в том числе жилищно-коммунальных.
Возможность госрегулирования бензиновых цен (или рентабельности
соответствующего бизнеса) отверг лично Путин, и вряд ли
теперь правительство, не говоря о парламенте, на это пойдет.
Правда, Федеральная антимонопольная служба обещает новый
закон о конкуренции, где штрафы могут составить от 2 до
4 процентов от оборота компании. Но сговор бензиновых
королей, как показывает практика, доказать чрезвычайно
трудно. К тому же с 1 января на 20 процентов (с 347 до
419 рублей за тонну) вырос налог на добычу полезных ископаемых.
В результате члены Ассоциации средних и малых нефтегазодобывающих
организаций заявили о том, что полностью прекратят инвестирование
в нефтедобычу, а эксперты предположили, что для компенсации
убытков нефтяные компании снова начнут повышать цены на
нефтепродукты.
Не приходится ждать и прекращения роста тарифов естественных
монополистов. В первую очередь потому, что до сих пор
не разрушена монополия исполнительной власти на установление
этих тарифов. Поскольку их рост правительству выгоден
(как напрямую ведущий к росту налоговых платежей), он
будет продолжаться. А в жилищно-коммунальной сфере увеличение
тарифов запрограммировано политикой перехода к 100-процентной
оплате, которую правительство настойчиво отстаивает все
последние годы.
В пенсионной яме
Ничего хорошего не обещает и третья проблема, унаследованная
от прошлого года. Положение дел в пенсионной сфере в 2005
году рискует стать угрожающим, и связано это в первую
очередь со вступившими в силу с января новыми ставками
единого социального налога (ЕСН).
Снижение ЕСН с 36,5 до 26 процентов для всех, кто получает
не более 100 тысяч рублей в год, имеет простое следствие.
С 28 до 20 процентов сокращаются платежи работодателей
в Пенсионный фонд, с 4 до 3,2 процента сократятся платежи
в Фонд социального страхования, с 3,6 до 2 - платежи в
Фонд обязательного медицинского страхования. Потери Пенсионного
фонда в результате снижения ЕСН могут достичь 10 миллиардов
долларов.
Чем будут восполнять этот дефицит - пока никто не знает.
Частичную компенсацию даст проведенное в прошлом году
исключение из накопительной системы поколения сорокалетних
- граждан 1953 - 1967 годов рождения. Теперь все текущие
отчисления от их зарплаты пойдут на выплаты пенсий действующим
пенсионерам. Но вряд ли этого будет достаточно.
Пустить на покрытие дефицита средства Стабилизационного
фонда правительство явно не собирается: судя по неоднократным
заявлениям министра финансов Алексея Кудрина, стабфонд
будут держать как неприкосновенный запас на случай резкого
снижения цен на нефть. Это значит, что реальной компенсации
дефицита пенсионных платежей не будет.
Поэтому не исключено, что в нынешнем году вновь встанет
вопрос о повышении пенсионного возраста - до 65 лет у
мужчин и до 60 лет у женщин. Эту идею в прошлом году уже
"вбрасывал" тогдашний глава ПФР Михаил Зурабов.
И хотя реакция была резко отрицательная, теперь, если
дефицит бюджета ПФР будет нарастать, можно ожидать возвращения
к этой теме.
Все вышеперечисленное обещает обострение протестных настроений.
Вопрос - выльются ли эти настроения в реальное давление
на власть и приведут ли к изменению ее политики? В регионах,
где губернаторов теперь будут назначать, рассчитывать
на такое развитие событий уже не приходится