Сто сорок лет назад Россия встала на путь судебной реформы,
основанной на демократических принципах судоустройства
и процесса. К сожалению, ее осуществление было прервано
подменой правосудия "революционным правосознанием"
и "исторической необходимостью". Правовая культура
страны была, как минимум, отброшена назад.
Начатая в 90-х годах в России судебная реформа позволила
добиться укрепления независимости судей, положила начало
формированию института мировых судей, постепенному введению
суда присяжных, установлению судебного контроля за правомерностью
применения мер процессуального характера. Однако законодательные
и организационные мероприятия последних лет не обеспечили
достижения многих целей реформы.
До сих пор в российском обществе многие граждане избегают
обращения в суд, поскольку не готовы рассматривать суды
как действенное средство защиты собственных прав (хотя
в последние годы число гражданских исков возросло). Данная
ситуация объясняется слабо действующей обратной связью
с обществом, низким уровнем правовой культуры населения,
а также сформировавшимся недоверием, вызванным случаями
коррупции в судебной системе, недостаточно эффективным
исполнением судебных решений. Это подтверждается и результатами
опросов общественного мнения. На вопрос: "Со стороны
каких лиц или организаций чаще всего нарушаются права
человека?", более 70% опрошенных обычно дают ответ:
"Со стороны судебной власти".
Сегодня, при создании правового государства и осуществлении
судебной реформы, Россия постоянно испытывает сопротивление
со стороны своего непростого исторического наследия. Широко
практиковавшееся и все еще практикующееся "телефонное
право", воспроизводящаяся при попустительстве власти
правовая неграмотность больших групп населения, фактическая
подчиненность судей властям страны превратили всепроникающий
правовой нигилизм в одну из доминант жизни страны.
Неверие судам стало одним из наиболее очевидных проявлений
неверия населения всем ветвям власти. Такие настроения
во многом подпитываются самими судами, сообщениями СМИ
об их коррумпированности, о давлении на присяжных, непрозрачностью
их решений. В этом контексте судебная реформа имеет первостепенное
значение с точки зрения создания в России гражданского
общества, невозможного без правового государства, климата
доверия между властью и гражданами страны, их диалога.
Императив неуклонного следования букве и духу Конституции
Российской Федерации делает безальтернативным отказ от
любых форм давления на суды. Нельзя допустить, чтобы и
дальше сохранялось положение, при котором слепые чиновники
ведут слепые суды в пропасть, в которую рухнет и демократия,
и сама российская государственность. Ни одно ведомство
в стране не может и не должно быть использовано для попрания
независимости судов. Напротив, проигрыш судебных процессов
властью - явление нормальное в демократическом государстве
- доказывало бы не только уважение власти к суду и судебной
реформе, но и авторитет самих проигравших в суде ведомств.
Путь реформ должен идти параллельно с правовым просвещением
масс, личным примером верхов в подчинении Закону. Без
этого невозможны правовое государство и гражданское общество
в России. Великая реформа 1864 года, ее огромные достижения
и ее трагический разгром фанатиками и палачами во имя
революции ясно продемонстрировали - альтернативы независимому
демократическому правосудию нет.