«Мы подготовили много хороших, умных и правильных предложений.
Возможно, когда-нибудь они будут учтены», - так (или примерно
так) проходило вчера в Федеральной антимонопольной службе
обсуждение перспектив развития конкурентной политики в
России.
Круглый стол «Конкурентная политика как фактор устойчивого
развития экономики», проходивший в рамках встречи на высоком
уровне по вопросам конкурентной политики в Москве, собрал
лучшие «антимонопольные» умы мира: руководителей ОЭСР,
конкурентных ведомств США, Финляндии, Италии, не говоря
уже «передовиках» современных российских реформ. Последних
представляли руководитель ФАС России Игорь
Артемьев, его заместители Анатолий Голомолзин и Андрей
Цыганов, заместитель министра экономического развития
и торговли Андрей Шаронов.
«Исторических» заявлений никто не делал. Пожалуй, живым
моментом круглого стола было своеобразное признание главы
ФАС в любви к Минэкономразвития, которое он назвал самым
близким партнером по работе. Тем самым Артемьев немного
сгладил слухи о межведомственном конфликте, отражение
которого многие увидели в коренных разногласиях в позиции
по приватизации «Связьинвеста».
Вчера же они были едины в своем антимонопольном порыве.
Особенно досталось газовой отрасли (читай – «Газпрому»).
По словам Шаронова, МЭРТ не наблюдает успехов в отраслевой
реформе. Все присутствовавшие эксперты единодушно осудили
нынешнее положение дел, высокую степенью государственного
регулирования в отрасли.
По поводу последних событий вокруг «Газпрома» предельно
четко выразил позицию своего ведомства Игорь Артемьев,
сказав, что сделка по поглощению «Роснефти» вызывает у
него глубокую озабоченность. Но, не без сожаления отметил
Артемьев, по существующему законодательству прямых нарушений
по условиям этой сделки нет. Соответственно, нет рычагов,
которыми можно принудить «Газпром» продать часть своих
активов. Пока нет. Как известно, срок давности по нарушениям
антимонопольного законодательства составляет один год.
За это время можно чего-нибудь придумать, если на то будет
политическая воля.
В любом случае в ближайшее время будут разрабатываться
механизмы дробления компании, что следовало из доклада
заместителя главы ФАС Анатолия Голомолзина. По его словам,
«государственное регулирование в потенциально конкурентных
сферах деятельности неэффективно и сопряжено с нецивилизованными
способами лоббирования». Выход Голомолзин видит в диалоге
бизнеса и власти, а также в разделении рынка на монопольные
и потенциально конкурентные сектора. Именно по этому пути
заместитель главы предлагает реформировать газовые рынки.
Как утверждает Голомолзин, в скором времени будет сформирована
биржевая торговля газом, что должно ускорить выход на
рынок независимых операторов, которые уже смогли отвоевать
15% добычи.
ГоломолзинНо больше всего досталось чиновникам. Не успели
бедные госслужащие оправиться от обвинений в повальной
коррупции, как их начали обвинять в создании препятствий
на пути к свободной конкуренции. Заместитель руководителя
ФАС Андрей Цыганов привел цифры статистики, согласно которой
в отношении органов власти ежегодно возбуждается 1000
дел по нарушениям антимонопольного законодательства. При
этом Цыганов подчеркнул, что нарушений значительно больше,
однако ресурсов ФАС на всех не хватает. Но и без этого
на долю государственных структур приходится наибольшая
часть всех нарушений. Лидерами этого сомнительного топ-парада
были названы Министерство путей сообщения, Минсвязи и
Министерство энергетики. Иными словами можно сказать,
что ФАС недовольна сотрудничеством чиновников с РЖД, «Связьинвестом»
и «Газпромом» соответственно.
Ясно, что шкура беззубого тигра, в которую сейчас одето
антимонопольное ведомство не может устраивать «борцов
за честный рынок». В докладе, который руководство ФАС
представит на заседании правительства 25 ноября найдут
отражение чаяния антимонополистов на расширение и ужесточение
применяемых к нарушителям санкций. На этом также настаивают
зарубежные эксперты – представители ОЭСР (Организация
экономического сотрудничества и развития). В частности,
они полностью поддерживают идею ФАС взимать с нарушителя
не фиксированные штрафы (сейчас самый крупный штраф составляет
около $15000), а определенные проценты с оборота : 2%
- за злоупотребление доминирующим положением, 4%- за картельный
сговор. Для отдельных случаев будет предусмотрен штраф
в 10%.
Другим «гвоздем» среди предложений ФАС является более
суровое преследование чиновников, злоупотребляющих своим
служебным положением на потребу монополистам и недобросовестным
конкурентам. Как поделился Артемьев с коллегами на круглом
столе, Правительству будет предложена к рассмотрению мера
в виде дисквалификации чиновника на какой-то срок. А чтобы
жизнь и дальше медом не казалась, назначать проштрафившимся
служащим внеочередную переаттестацию на соответствие занимаемой
должности.
Для нормализации процессов слияния и поглощения компаний
эксперты ФАС хотят внести поправки в Кодекс административных
правонарушений, предусматривающие штрафные санкции за
нарушение поведенческих условий при слиянии.
С таким набором карательных механизмов ФАС со временем
может превратиться в силовое ведомство. Игорь Артемьев
категорически отрицает подобный поворот событий. Но в
то же время на круглом столе он обмолвился, что в ближайшем
будущем могут быть сформированы «сборные бригады» из представителей
ФАС, МВД и Генпрокуратуры, с которыми антимонопольное
ведомство в ближайшее время подпишет соответствующие соглашения.
Что это, как не подготовка к крупной драке?
Впрочем, для ФАС драка начнется еще в Кремле. Руководство
антимонопольной службы само не верит, что пакет его предложений
будет целиком одобрен Правительством. «Мы понимаем, что
будет борьба», - признал Артемьев. Но он высказал надежду,
что со временем антимонопольное законодательство будет
максимально приближено к западным стандартам.
Трудно сказать, насколько это начинание увенчается успехом.
Ситуация с «походом на монополии» до боли напоминает историю
с «походом на коррупцию». Действительно, многое из этого
мы уже проходили.
Сначала поднимается флаг борьбы, первые заявления, первые
«громкие» дела, призывы «ужесточить» и «углубить», впоследствии…
Не хочется напоминать, как вышло с антикоррупционной кампанией,
которая завершилась созданием аморфного органа, начиненного
аморфными полномочиями и чисто совещательной функцией.
Где сейчас этот хваленый антикоррупционный Совет при Президенте
РФ? Прошло уже более года, а его не видно и не слышно.
Команда Игоря Артемьева за полгода работы проделала титанический
труд, став одним из наиболее упоминаемых на страницах
прессы ведомств. Его активные действия вызвали отторжение
в части бизнес-среды. Не секрет, что многие крупные компании
воспринимают ФАС, как новую форму рэкета. Кем же окажется
ФАС в следующем году, покажет реакция правительства на
пакте предложений ФАС, которая будет озвучена после 25
ноября.