Парадокс, но сегодня среди тех, кто надеется, что председатель
Конституционного суда (КС) Валерий Зорькин сможет противостоять
последним инициативам Владимира Путина (губернаторов -
назначать, непослушные парламенты регионов - разгонять),
немало тех, кто одиннадцать лет назад осуждал его за противостояние
схожим инициативам Бориса Ельцина. Эти обвинения звучали,
в частности, в марте 1993 года, когда появился президентский
указ об "особом порядке управления страной".
Там, кстати, впервые появилось слово "вертикаль"
и говорилось о том, что "главы исполнительной власти
субъектов РФ подотчетны непосредственно президенту и правительству
РФ".
КС тогда признал намерения Ельцина неконституционными.
Президент отступил, выдав случившееся за недоразумение.
Затем была осень 1993 года и "указ 1400": КС
признал, что роспуск парламента является основанием для
немедленного прекращения полномочий Ельцина, после чего
Зорькин был вынужден уйти в отставку с поста председателя.
Сегодня ударное строительство вертикали вновь оправдывается
высшими целями, правда, на этот раз не "необходимостью
проведения демократических реформ", а необходимостью
"укрепления государства" и "борьбы с терроризмом".
И вновь в центре внимания Валерий Зорькин, вернувшийся
на свой пост после десятилетней опалы.
После того как президент выступил 13 сентября с идеей
политической реформы, большая группа политиков и журналистов
(в том числе члены Комитета-2008) обратилась к Зорькину
с открытым письмом: "Валерий Дмитриевич, не молчите!"
Тогда Зорькин не ответил. Многие расценили это как молчаливое
согласие с президентскими инициативами и решили, что председатель
КС не хочет идти на открытую ссору с Путиным. Но минуло
три недели - и Зорькин заговорил. Конечно, избрав весьма
осторожную форму, но в силу обстоятельств трудно было
бы ждать иного.
На форуме по конституционному правосудию Зорькин заявил:
"Суд, как хранитель Конституции, конечно, интерпретирует
дух Конституции применительно ко времени. Это позволяет
ему менять свои правовые позиции. Но есть определенные
ограничения. КС не может руководствоваться чистой буквой
Конституции и должен находить ее дух". И далее: "Свобода
выборов может использоваться для утверждения неограниченных
свобод высшего должностного лица и проведения контролируемых,
управляемых выборов. Государство свободно в выборе избирательной
системы, но эта свобода должна базироваться на природе
права гражданина на свободные выборы..."
Между тем в январе 1996 года КС признал неконституционными
нормы устава Алтайского края, где предполагалось избрание
губернатора Законодательным собранием. И решил: хоть Конституция
и не содержит прямого указания в отношении порядка избрания
губернаторов, но из анализа двух ее статей вытекает, что
"высшее должностное лицо, формирующее орган исполнительной
власти, получает свой мандат непосредственно от народа
и перед ним ответственно".
Так что "дух Конституции" в вопросе о лишении
граждан права избирать губернаторов уже был однажды найден.
И судя по всему, Валерий Зорькин не считает, что при повторном
поиске результат окажется иным. Вопрос лишь в том, встанет
ли на эту же позицию большинство судей.
Дума, конечно, не допустит направления официального запроса
в КС. Да и в регионах вряд ли отыщется хоть одно "непослушное"
Законодательное собрание, которое на это решится. Но остается
право любого гражданина обратиться в КС. И хотя эта процедура
не так проста, она вполне может быть реализована, как
только в 2005 году хоть в одном регионе попытаются заменить
избрание губернатора назначением по представлению "сверху".
Как бы там ни было, однако уже сегодня ясно: Валерий
Зорькин к политической конъюнктуре не склонен. Не та,
выходит, у человека конституция.