Борьба с терроризмом явно становится одним из главных
политических приоритетов второго президентского срока
Владимира Путина.
Строго говоря, эта борьба принесла Путину лавры еще в
первой его избирательной кампании. Своей убедительной
победой в марте 2000 г. он безусловно обязан, в первую
очередь, Басаеву и Хаттабу (если, разумеется, взрывы в
Москве и Волгодонске – действительно дело их рук).
Прошло пять лет. Трагедия, вопреки известной формуле
Маркса, повторилась не как фарс, а как трагедия еще большего
масштаба и уже запредельной бесчеловечности. Беслан —
это, конечно же, вызов всей нации.
Какой же ответ на этот вызов предлагает нации ее верховный
вождь? Какие меры принимает, чтобы остановить убийц?
Как — “какие”? Например, он призывает нас к единству
и сплочению в борьбе с терроризмом.
“А меры вот такие. Взял я на кухне свечечку… иконку на
грудь пришпилил и побежал”.
…Между прочим, и единство, и сплочение — это совсем не
такие уж плохие вещи. Более того: чтобы ослабить террористический
напор, действительно необходимо, чтобы общество было обществом
в прямом этимологическом значении этого слова, то есть,
обладало бы некоей общей системой ценностей и ожиданий,
не зависящих от политических и иных пристрастий. Если
такой системы нет, то первая задача антитеррористической
политики состоит в выработке (или, скорее, выявлении)
общих идеалов и норм, которые могут противопоставить террористам
граждане, террористами не являющиеся. Подчеркиваю, идеалы
и нормы должны быть общими. Например, мысль о том, что
“Россия окружена врагами”, не будучи (надеюсь!) точкой
всеобщего согласия, не очень годится для такой системы.
А, вот, утверждение “маленьких детей убивать нельзя ни
в коем случае” — вполне годится.
Непонятно, однако: почему первое место в предлагаемой
нам системе антитеррористических ценностей должен занять
тезис о назначаемости губернаторов?
Мне, конечно, тут же напомнят, что реформа политической
системы готовилась давным-давно, задолго до последних
террористических актов. Беслан лишь послужил предлогом
для того, чтобы, как сейчас принято говорить, “озвучить”
эту реформу.
Да, я знаю. Хотя, конечно, оторопь берет: это кем надо
быть, чтобы решиться использовать бесланскую бойню в качестве
предлога для реализации тех или иных политических планов?
По-моему, подобный цинизм попросту отвратителен. Но, возможно,
я слегка отстал от стремительного развития политической
морали. И, в конце концов, заметим, справедливости ради:
не только Кремль использовал Беслан в собственных политических
видах. Иные оппоненты власти так же точно апеллировали
к бесланской трагедии с очевидной единственной целью —
в очередной раз гневно заклеймить кремлевских сатрапов.
Что ж делать, “теперь так носят”. И кто я такой, чтобы
читать мораль тем и другим — баптистский проповедник,
что ли?
Лично мне, честно говоря, наплевать и на губернаторов
и на укрепление вертикалей, и на мораль политиков. Мне
только интересно: и это все, что предлагает нам наш президент?
Он гарантирует, что при назначенных им губернаторах меня
не взорвут в собственном доме? Когда Лужков будет не избираться
москвичами, а назначаться Путиным — нам уже можно будет
спокойно отпускать детей в ЦПКиО, покататься на каруселях?
Нет, разумеется, не все. Свечечкой и иконкой дело не
ограничилось. Был еще звонок в милицию, чтобы выслали
пять мотоциклетов с пулеметами для поимки иностранного
консультанта. Ведь мир нам враждебен: “одни - хотят оторвать
от нас кусок `пожирнее`, другие - им помогают. … И терроризм
- это, КОНЕЧНО (выделено мной. — А.Д.), только инструмент
для достижения таких целей”.
Приятно все-таки иметь президента, которому доподлинно
известно, чем терроризм, КОНЕЧНО, является.
Иностранных консультантов и, в особенности, лиц, консультируемых
этими консультантами, принялись ловить сразу же. Пока
что охота идет на страницах российской прессы. Поймали
кое-кого из лидеров гражданских правозащитных организаций;
поймали и привели к В.Ю.Суркову. Тот проявил толерантность
необыкновенную, объявил, что отныне сам будет их консультантом,
страшно обиделся, что не все пришли от этого в восторг,
и печатно обозвал уклоняющихся Смердяковыми и “пятой колонной”.
А еще нам сказали, что если сделать так, чтобы на Северном
Кавказе разворовывали не 80% средств, которые направляет
туда Москва, а только 30% (предположим, что такое теоретически
возможно), то терроризм от этого прекратится. Называется
этот проект красивым словом “социализация”. Кремлевские
мечтатели… Помнится, еще М.С.Горбачев предлагал закидать
деньгами Карабах: армяне и азербайджанцы кинутся поднимать
с земли купюры и забудут драться. Я не против того, чтобы
существовали люди, которые в это верят; мне их наивность
даже нравится; я только против того, чтобы они возглавляли
борьбу с террором.
А еще нам говорят, что федеральная власть должна опереться
в Чечне на уважаемых людей, на “старейшин”, на религиозные
авторитеты. “И это было”. Как сейчас помню блистательную
идею все того же Михаила Сергеевича про все тот же Карабах,
озвученную им публично: “А пусть бы их (то-есть, азербайджанцев
и армян) МУЛЛЫ встретились и между собой договорились!”.
Да уж, армянский мулла со всяким договорится.
Пожалуй, детям стоит подождать с каруселями…
…Ну, хорошо, скажут мне, ты и тебе подобные вечно ругают
начальство. А сами-то вы в состоянии хоть что-нибудь предложить?
Говоря о чеченском конфликте, В.Ю.Сурков прямо так и пишет:
“Может, я что-то пропустил, но мне за все эти годы не
посчастливилось ни разу услышать ясных и четких предложений
по урегулированию кризиса… Все, что делает власть, объявляется
неправильным. А что правильно? Переговоры? Пожалуйста!
О чем? С кем? Каковы переговорные позиции? Каким должен
быть результат? Не слышу!”
Вы плохо слышите, Владислав Юрьевич? Да, конечно, предлагаем.
Взять хоть общество “Мемориал”, сотрудники которого, ей-Богу,
не понаслышке представляют себе положение на Северном
Кавказе: мемориальские правозащитники работают там даже
не с начала первой чеченской войны, а с осетино-ингушского
конфликта. С осени 1999 г. мемориальцы обращаются к правительству
с изложением своей схемы политического урегулирования
в Чеченской республике. Правда, со временем эта схема
достаточно радикально менялась, что естественно: меняется
сама ситуация. Сейчас она сводится к двум тезисам.
Во-первых, фальсифицированные выборы — это мощный стимулятор
вооруженного сопротивления. Выборы должны быть честным
соревнованием кандидатов и их политических программ. Не
исключая и сепаратистов.
Кремль настойчиво вбивает в массовое сознание людей мысль
о тождестве понятий “сепаратист”, “боевик” и “террорист”.
А ведь это — совсем разные занятия! Никому в Канаде не
приходит в голову называть квебекских сепаратистов “боевиками”
и, тем более, “террористами” — просто потому, что они
таковыми не являются. Это политическое движение, пытающееся
(не очень успешно) убедить жителей Квебека в желательности
отделения провинции от Канады, участвующее в политической
жизни страны и имеющее в парламенте представительство,
соответствующее уровню популярности их программы среди
населения.
По законам Российской Федерации сепаратизм как система
взглядов не считается преступлением. Да и в самом деле,
что ужасного в том, что некто считает благом независимое
государственное существование Ямало-Ненецкого, например,
национального округа и пытается убедить в этом других.
Глупость, может быть, — но не преступление.
Лично я не думаю, что в Чечне сегодня много сторонников
отделения от России. Но эти люди тоже должны иметь возможность
участвовать в политической жизни, при условии, конечно,
что они не прибегают к насилию и не призывают к нему.
Конечно, создание в легальном политическом пространстве
Чечни ниши для “мирного сепаратизма” не прекратит вооруженного
сопротивления полностью. Всегда останутся “непримиримые”
и просто отморозки, которые воюют не ради идеи, а ради
войны. Всегда останутся религиозные фанатики, которые
точно знают, что Господь беседует с ними, — или с их командирами,
— по прямому проводу. Всегда останутся командиры, которые
делают деньги на войне и терроре.
Но наличие такой ниши вполне могло бы значительно сократить
социальную базу насилия. Я имею в виду — с чеченской стороны.
Мы же о замирении Чечни сейчас говорим, а не о замирении
Вооруженных сил Российской Федерации. Что сделать, чтобы
российские солдаты и чеченские омоновцы перестали убивать,
похищать и грабить хотя бы мирных жителей, — это отдельный
вопрос.
Во-вторых, снижение уровня насилия должно предшествовать
любым выборам. Но это — не одномоментный процесс. Необходим
более или менее длительный период перехода от войны к
миру, предшествующий выборам. Существует вполне легитимная
форма такого перехода: официальное объявление в республике
чрезвычайного положения. Режим чрезвычайного положения,
как это ни парадоксально, вводит ситуацию в правовые рамки,
ограничивает беспредел, в частности — беспредел местной
власти, на сегодняшний день самый жестокий и самый масштабной.
“Период чрезвычайного положения следует использовать
для того, чтобы подготовить и провести амнистию, договориться
с руководством сепаратистов о разоружении вооруженных
формирований, а также подготовить условия для того, чтобы
все политические силы Чечни (включая и сторонников ее
независимости) могли беспрепятственно осуществлять мирную
агитацию за свои программы в ходе последующих избирательных
кампаний”, — говорится в письме, с которым “Мемориал”
обратился к Президенту в мае нынешнего года
На чрезвычайное положение Кремль идти не хочет. Понятно,
почему: в этом случае придется признать, что многолетние
разговоры о “нормализации” — не более, чем иллюзия. Как
будто после Беслана это не стало ясно всем и каждому!
“Каким должен быть результат?”, — спрашивает В.Ю.Сурков.
И на этот, вполне риторический, вопрос имеется ответ в
майском обращении “Мемориала”: “…создание условий, в которых
было бы возможно формирование легитимных органов власти
республики путем свободного волеизъявления его жителей”.
Разумеется, никакого, даже формального ответа на свое
обращение “Мемориал” не получил. А вскоре боевики захватили
Назрань. Затем, уже в августе, они вторглись в Грозный
(впрочем, здесь они потерпели самое сокрушительное поражение:
это событие было почти полностью проигнорировано средствами
массовой информации). А потом был взрыв на остановке,
гибель двух самолетов, взрыв у метро “Рижская” и, наконец,
Беслан…
Мемориальцы неправы? Их план — нереален? Или, может быть,
в нем есть какие-нибудь серьезные пороки, из-за которых
попытки его осуществления принесут только вред?
Очень может быть. Дело общественности — выдвигать планы,
дело власти — принять эти планы, полностью или частично,
или аргументированно отвергнуть их. Мы готовы спорить,
уступать внятным и разумным доводам, признавать свою неправоту.
Но мы не готовы получать в ответ потоки брани и клеветы…
То есть, что я такое говорю? Именно к этому мы и готовы.
К сожалению.
…А тем временем борьба с терроризмом по версии Кремля
идет полным ходом. Одного уже поймали, но он оказался
то ли безработным офицером-подводником из Питера, то ли
просто неизвестным бомжом. Фарс тоже повторяется — почти
как фарс. Ряд волшебных превращений задержанного пособника
террористов можно было бы рассматривать как достойную
параллель рязанскому мешку с гексогеном образца 1999 г.,
по мановению чьей-то руки превращавшемуся то в сахар,
то опять в гексоген. Как мизансцену из средневекового
итальянского фарса, вплоть до появления классических персонажей
комедии дель арте — чересчур бдительных стражей порядка,
некстати вмешивающихся в ход событий. Можно было бы, если
бы речь не шла о трупе (трупах?), кому-то, ведь, в любом
случае недавно принадлежавшем (принадлежавших?).
…
Единственное утешение: не мы одни такие в мире. Вот,
в Штатах руководит борьбой с терроризмом некто Джордж
Буш-младший, тоже президент. Это, если вы не знаете, тот
самый, который после 11 сентября кинулся искать в Ираке
Усаму бен Ладена и химическое оружие заодно. Посчитал
до пяти, — громко, на весь мир, — и пошел искать. Да не
один пошел, с целой армией морпехов. С танками и ракетами
(“мит пикес, мит шашкес…”).
Не нашел ни того, ни другого. Зато заработал почетное
звание Главного вербовщика кадров “Аль-Каиды”.
…
А если серьезно? А если серьезно, терроризм — слишком
опасная штука, чтобы стратегию борьбы с ним полностью
отдавать на откуп политическим лидерам.