В России рыночный экономический детерминизм 1990х гг. породил
иллюзию, будто преимущества капитализма в конечном итоге
приведут к превращению всех жителей в страны в стойких поборников
демократии. Вместо этого российский опыт показал, что экономический
рост может стать катализатором националистической ностальгии
по давно утраченному сверхдержавному статусу. Сойдя с демократических
рельс, Россия застряла на 'промежуточной станции', где сила
сочетается с бессилием, могущество бюрократии сдерживает
авторитарные тенденции руководства, а процветающий частный
бизнес вынужден кое-как сосуществовать с государственными
предприятиями.
Конечно, большинство обществ переходного периода представляют
собой некий гибрид (достаточно вспомнить Китай). Но какой
именно гибрид сложился в России? В каком направлении намерен
Путин вести страну в годы второго президентского срока?
Хватит ли ему смелости порвать связи между властью и бизнесом,
между теми, кто принимает решения, и теми, кто на них влияет?
И какая судьба ждет Россию, если это ему не удастся?
Ответы на эти вопросы ищет Григорий Явлинский в своей книге
'Периферийный капитализм'. Будучи профессионалом-экономистом
и одним из самых видных лидеров оппозиции в России, он обладает
как интеллектуальными, так и практическими способностями
для анализа подобных проблем. Впервые Явлинский появился
на политической арене в 1990 г. в качестве молодого и многообещающего
вице-премьера первого постсоветского правительства России,
возглавляемой тогда президентом Борисом Ельциным. Позднее
он пошел на смелый и необычный шаг - ушел из правительства,
создал демократическую оппозиционную партию 'Яблоко' и привел
ее в Думу, где десять лет штурмовал баррикады российского
'мягкого авторитаризма'. Сначала, в 1990 г., он разработал
план преобразования советской экономики под названием '500
дней'. В 1991 г. он представил программу 'Согласие на шанс',
целью которой была интеграция России в мировую экономику.
Затем, в 1992 г., пришла очередь 'Нижегородского пролога',
проекта по осуществлению экономических реформ 'снизу' -
в российских регионах - не ожидая согласия Кремля. Помимо
этих масштабных инициатив, Явлинский был автором многих
реформаторских законов, в том числе относительно соглашений
о разделе продукции в нефтяной сфере: этот закон получил
высокую оценку у западных нефтяных компаний, поскольку позволял
защитить их инвестиции от колебаний обменного курса и изменений
в режиме налогообложения.
Явлинский действительно пользуется популярностью у западных
предпринимателей, интеллектуалов и неправительственных организаций.
В то время как большинство представителей политического
класса России по-прежнему говорит на 'языке государственников',
в основе которого лежит убеждение в уникальности России,
которой самой судьбой предначертано двигаться по собственной
полуавторитарной орбите, Явлинский - один из немногих, кто
в открытую выступает за верховенство закона и интеграцию
страны в мировую экономику. Однако популярность за рубежом
не обернулась политическим успехом на родине. На парламентских
выборах в декабре 2003 г. возглавляемая Явлинским партия
'Яблоко' не завоевала ни одного места в Думе. Отчасти ее
поражение было связано с влиянием действующего президента
Путина. СМИ лишь мельком упоминают об оппозиционных партиях,
поскольку телеканалы и радиостанции буквально забиты 'нейтральными'
комментаторами, на деле фактически играющими роль рупоров
Кремля. Однако 'Яблоко' пострадало и от того, что народ
повернулся спиной к либерализму, который в умах российских
избирателей всегда будет ассоциироваться с хаосом и коррупцией
Ельцинской эпохи квазиреформ. Фактически российский народ
ставил 'Яблоку' в вину политику, которую партия никогда
не поддерживала. 'Главная проблема нашей партии в том, что
нам не удалось убедить россиян, что мы не 'бизнес-демократы',
которые действовали исключительно в собственных интересах',
- признал заместитель председателя 'Яблока' Сергей Иваненко
после поражения на выборах.
'Периферийный капитализм' вышел буквально накануне выборов;
его идеи были продублированы в предвыборном манифесте Явлинского.
Главный аргумент автора выражен афоризмом в духе Льюиса
Кэррола: 'Российская действительность - это капитализм,
не совсем капитализм, и совсем не капитализм'. В отличие
от своей советской предшественницы российская экономика
привязана к мировым рынкам, но, по мнению Явлинского, способна
существовать лишь на самой далекой окраине мировой экономики.
Несмотря на обещание демонтировать олигархическую систему,
данное Путиным еще в первый президентский срок, целые отрасли
российской экономики по-прежнему монополизированы магнатами,
многие из которых неформально связаны с могущественными
бюрократами, контролирующими такие сектора как сельское
хозяйство, оборона или нефтегазовая отрасль. Со сталинских
времен мало что изменилось, констатирует Явлинский. Вместо
экономического планирования государство теперь руководит
бизнесом.
Не впечатляет Явлинского и экономический рост в России,
среднегодовые темпы которого сегодня колеблются на уровне
5% от объема валового внутреннего продукта (ВВП). Эти достижения,
отмечает он, связаны не столько с политикой Путина, сколько
с ростом цен на нефть. Действительно, если российский Госкомстат
утверждает, что на долю энергетического сектора приходится
лишь 9% ВВП страны, то, согласно недавней оценке Всемирного
банка, этот показатель приближается к 25%. Хотя нефтяные
доходы и золотовалютные резервы Центробанка находятся на
рекордном уровне, лишь малая часть этих средств направляется
на формирование среднего класса и создание высокотехнологичного
сектора, что позволило бы снизить зависимость страны от
рынков готовой продукции. Сегодня российская экономика демонстрирует
'рост без развития', утверждает Явлинский. Лишь четверть
населения живет в относительно приличных, современных условиях.
Можно ли вывести российский капитализм из 'периферийного'
состояния? Явлинский настаивает, что экономические реформы
по-прежнему ждет неудача, пока не будут решены 'фундаментальные
политические и институциональные проблемы'. Он предлагает
сократить полномочия государственных структур в экономике
и отделить суд от прокуратуры: независимость судебной системы
- единственная гарантия прав собственности, критически важный
компонент рыночной экономики. Но любые усилия реформаторов
обречены, утверждает Явлинский, если правительство страны
не будет формироваться на партийной основе - это позволило
бы повысить его подотчетность парламенту и народу. Он не
предлагает наделить Думу сверхширокими полномочиями: Россия
до сих пор с содроганием вспоминает тупиковую ситуацию,
возникшую в начале 1990х гг., когда коммунистические и левые
партии объединились для противостояния реформам. Вместо
этого он предлагает создать систему сдержек и противовесов,
аналогичную той, что существует во Франции, где победившие
на выборах партии формируют правительство, а руководство
исполнительной властью разделено между президентом и премьером.
Явлинский буквально фонтанирует ценными идеями. Однако,
как известно каждому экономисту, если предложение какой-либо
продукции сильно превышает спрос, ее будущее выглядит печально.
Российское общество, пережив бесчисленные инициативы, в
результате которых большинство проигрывало, а в выигрыше
оставалось ничтожное меньшинство, страдает сегодня хроническим
переутомлением от реформ. Россияне отдают предпочтение стабильности
и порядку, что дает возможность провести в стране еще одни
реформистский эксперимент - на сей раз на основе жесткого
авторитаризма. Без институциональных реформ Россия обречена
прозябать на периферии, испытывая все большее разочарование
и враждебность по отношению к Западу. В этом смысле книга
Явлинского - не только 'рабочий чертеж' реформ, но и предостережение
о том, какой опасностью чревато бездействие.
Лилия Шевцова - соруководитель Проекта по изучению российской
внутренней политики и политических институтов при Московском
центре фонда Карнеги. Она является автором книги 'Путинская
Россия' ('Putin's Russia', Washington, Carnegie Endowment
for International Peace, 2003).
Переведено интернет-ресурсом ИноСМИ.Ру.
Книгу Г. Явлинского «Периферийный капитализм» можно получить
в штабе "Яблока" – 780-30-10 или прочитать
в Интернете.