Мы продолжаем
комментировать проект бюджета Российской Федерации на 2005
год. В
прошлый раз мы говорили об основных цифрах, которые заложены
в бюджет. Теперь говорим о силовой составляющей бюджета.
Ее оценивают член Комитета Госдумы по бюджету и налогам
Михаил Задорнов и директор
Института политического и военного анализа Александр Шаравин.
- Сначала я хотела бы узнать ваше мнение о стабилизационном
фонде. Депутат ГД Оксана Дмитриева, выступая на "Маяке",
высказалась категорически против стабилизационного фонда,
она считает, что деньги, которые идут в этот фонд, мы фактически
выбрасываем, кладем в тумбочку и эту тумбочку сжигаем, как
выразилась Оксана Дмитриева. Вы, Михаил Михайлович, как
раз придерживаетесь противоположной точки зрения. Я попрошу
вас сказать, почему вы ратуете за стабилизационный фонд?
ЗАДОРНОВ: Я не только ратую. Мы два года убеждали
Минфин создать стабилизационный фонд. И надо было это сделать
гораздо раньше, где-то в 2002 году. Но, слава богу, основные
сверхплановые доходы текущего года уже попадают в стабилизационный
фонд. Поясню коротко, в чем его суть. Туда идут только экспортные
пошлины и налог на добычу природных ресурсов при превышении
нефтью среднегодовой за 30 лет цены в 20 долларов за баррель.
То есть это то, что падает на нас сверху, без всяких наших
усилий и в силу целого ряда случайных обстоятельств. Среднегодовая
цена за 30 лет - это 20 долларов. Сейчас - 40. Вот представьте,
у вас муж нашел какую-то уникальную работу, приехал какой-то
арабский мультимиллионер и платит ему 10 тысяч долларов
в месяц. Вы не знаете, сколько этот мультимиллионер будет
здесь жить. Согласитесь, что нелепо было бы рассчитывать
всю свою оставшуюся жизнь, исходя из того, что вы будете
получать 10 тысяч долларов в месяц. Тогда вы должны купить
квартиру в кредит в центре Москвы, самый дорогой автомобиль
и т. д. Но если вы будете так себя вести, это будет нерационально
и кончится разорением вашей семьи. Точно так же и с бюджетом:
нельзя рассчитывать на случайные доходы как на постоянный
источник доходов, то есть взять и увеличить всем вдвое заработную
плату или потратиться на какие-то другие вещи, которые составляют
постоянные расходы. Мы предложили в стабилизационном фонде
отложить 500 миллиардов рублей, что позволяет стране один
год жить при средней цене на нефть 20, даже 18 долларов.
А что касается сумм, поступающих сверх 500 миллиардов рублей,
мы предложили обсудить варианты использования этих денег,
но использования не на проедание, а на крупные стратегические
инвестиционные проекты. К примеру, учебное оборудование
всех вузов, которое мы не обновляли 10 лет, заменить. Или
достроить наконец дороги и мосты, которые мы с советского
времени не можем достроить. То есть провести те инвестиционные
проекты, которые на самом деле позволят дальше и экономике,
и каждому из нас нормально развиваться. Вот эта дискуссия
будет сейчас во время обсуждения бюджета.
- Если я не ошибаюсь, доходы сверх 500 миллиардов рублей
собираются отправлять на погашение внешнего долга и на покрытие
того недобора, который случится в Пенсионном фонде? Какие
проекты, простите?
ЗАДОРНОВ: Пока мы обсуждаем предложения по 2005 году.
- Я об этом и говорю.
ЗАДОРНОВ: Но я уверен, что этим дело не ограничится.
Пока как раз один из недостатков бюджета - это то, что правительство
не определилось с более долгосрочной перспективой использования
стабфонда. Но я уверен, что во время дискуссии по бюджету
будет обсуждаться именно то, о чем я говорю. Не случайно
премьер дал поручение всем ведомствам, прежде всего Минэкономики
и Минфину, к 1 ноября дать предложения об использовании
стабфонда в среднесрочной перспективе. Но предоплата внешнего
долга - это одно из таких направлений. Объясню почему. Если
мы платим долг, платим его опережающе, мы экономим на процентах
будущих лет.
- Никто же обычно предоплату не делает. Есть долг, его
и платят. Более того, занимают даже дополнительно.
ЗАДОРНОВ: Ничего подобного. Вы абсолютно не правы.
Я вам приведу в пример очень многих людей, которые занимают,
например, на покупку квартиры...
- Мы не про людей, мы про государство говорим.
ЗАДОРНОВ: И про людей. Сейчас дорого, к сожалению,
у наших банков занимать, и многие, беря, допустим, потребительский
кредит на пять лет, стараются погасить этот кредит как можно
раньше, чтобы не платить очень высокий процент в дальнейшем.
Та же точно логика у государств. И многие государства -
Бразилия, Мексика - сделали предоплату своего долга МВФ,
полностью его погасив, с тем чтобы не платить высокий процент
фонду.
- Вы сказали, мы эти денежки отложим, а когда у нас будут
проблемы, мы год спокойно на них проживем. А может быть,
сейчас эти денежки все-таки пусть в ход, дороги наконец
построить? Может быть, тогда нам будет все равно, какая
цена на нефть?
ЗАДОРНОВ: Возвращаюсь к аргументу номер раз. Дело
в том, что цена на нефть может упасть в любой момент. Вы
потратили на дороги - чем вы будете платить людям заработную
плату, которую платить придется? Если бы сегодня цена на
нефть была 20 долларов, наш бюджет уже был бы дефицитен.
- Переходим к силовой составляющей нашего бюджета. Бюджет
2005 года кое-кто из журналистов уже окрестил бюджетом военным.
Михаил Михайлович, вы согласны с такой оценкой?
ЗАДОРНОВ: Нет, я не согласен с ней в полной мере.
Безусловно, расходам на оборону и безопасность отдан приоритет
по сравнению, например, с социальной политикой, образованием,
наукой. Но с тем, что это милитаристский или оборонный бюджет,
согласиться не могу. Люди просто не видят за цифрами - рост
на 27 процентов - внутреннего содержания. Дело в том, что
значительная часть этого роста - это абсолютно искусственная
вещь. Два примера приведу.
В этом приросте учтено то, что федеральный бюджет при разграничении
полномочий берет на себя часть новых функций. Например,
он будет полностью финансировать военкоматы со следующего
года - это 7 миллиардов рублей. Он полностью берет на себя
регистрацию прав имущественных, то есть все эти БТИ, регистрация
государственных прав, загсы - все они теперь будут финансироваться
через систему Минюста опять-таки из федерального бюджета
(10 миллиардов рублей). Еще несколько более мелких расходов.
То есть то, что раньше платили регионы, теперь на себя взял
федеральный бюджет, а мы говорим, что вот мы увеличили бюджет
правоохранительных органов. Ничего подобного, это фикция.
Второе, что, может быть, более важно для людей в погонах.
Следующий год не предусматривает никакой индексации денежного
довольствия. То есть в отличие от социальной сферы, скажем,
где предусматривается 20-процентный рост заработной платы
для федеральных бюджетников с января, и в отличие от госаппарата,
где индексации нет, но фонд оплаты труда возрастает почти
на 50 процентов, то есть министрам и руководителям на местах
дают возможность за счет сокращения или какого-то изменения
штатного расписания повысить существенно заработную плату,
- военным никакой индексации денежного довольствия в следующем
году не будет. Ни военным, ни правоохранительным, за исключением
одного органа - прокуратуры, где также с 1 января заработная
плата растет на 20 процентов, видимо, за особые достижения
перед государством. Да, денежное довольствие будет несколько
увеличено за счет так называемой надбавки за сложность и
напряженность работы. Сейчас максимальная надбавка к денежному
довольствию, к окладу - 50 процентов, а будет - от 70 до
120 процентов. Вы скажете, что вот это как раз увеличение.
Но это увеличение дается на монетизацию тех же самых натуральных
льгот, как пенсионерам и инвалидам. Это выплаты взамен того,
что люди должны будут 100 процентов платить теперь за городской
транспорт, должны будут платить за некоторые поездки, например,
в санатории железнодорожным транспортом. То есть это опять-таки
не увеличение, это фактически перевод натуральной льготы
в денежное содержание.
- Александр Александрович?
ШАРАВИН: Сейчас мы читаем оценки некоторых наших
экспертов, они называют нашу экономику экономикой военного
времени. Говорят, бюджет военно-полицейский. И как аксиому
выдвигают то, что большой военный бюджет - это плохо. А
на самом деле большой военный бюджет - это и не плохо, и
не хорошо. Все зависит от конкретных условий. Допустим,
в Соединенных Штатах Америки большой военный бюджет часто
является локомотивом экономики. А у нас, к сожалению, почему-то
этого не происходит. Потому что у нас, к сожалению, оборонно-промышленный
комплекс и гражданская промышленность, они между собой очень
плохо связаны. Вот в Штатах любые вложения в оборонно-промышленный
комплекс дают отдачу в гражданской промышленности. Это очень
хорошо. У нас, к сожалению, они часто очень сильно разделены.
И вот эти разделения, которые существовали в советские времена,
они и сегодня есть, к сожалению. И поэтому те деньги, которые
мы пытаемся вложить в оборонно-промышленный комплекс, они
не являются стимулом для развития промышленности в целом.
Можно было бы привести примеры, но воздержусь.
Есть и другая важная вещь. Иногда, бывает, оценивают наш
бюджет, сравнивают в абсолютных цифрах, допустим, с бюджетом
США или Великобритании, Франции, пересчитывают в доллары
по официальному курсу и говорят: наш бюджет всего 18 миллиардов
долларов.
- Это оборонный бюджет.
ШАРАВИН: Оборонный бюджет. По статье "Национальная
оборона". И получается, что, действительно, вроде бы мы
очень малый бюджет имеем. А каким же образом тогда наш военный
потенциал, допустим, если отбросить ядерное оружие, оказывается
примерно равным потенциалу Великобритании и Франции? Они
тратят примерно 60 миллиардов долларов в год, а мы всего
18, а военный потенциал у нас примерно одинаковый.
Дело в том, что покупательная способность рубля несколько
иная. Допустим, американцы покупают один патрон для своих
винтовок по одной цене, у нас цена патрона совсем другая,
особенно на внутреннем рынке. И самолет наш на внутреннем
рынке стоит совсем другие деньги, не те, которые, допустим,
получает Рособоронэкспорт при продаже в другие государства.
И на те деньги, на которые питается наш солдат, американский,
наверное, и три дня не проживет. Это наши реалии, их не
надо забывать. Если пересчитать наш бюджет, подсчитать,
что реально мы можем закупить, получается бюджет, сопоставимый
с бюджетом Франции и Великобритании. И отсюда ответ на эту
загадку, как у нас потенциал равный получается. То есть
мы вполне можем содержать такие же вооруженные силы на эти
деньги.
И теперь самое главное. Говорят, зачем нам такая армия?
Мы собираемся воевать с международным терроризмом. А зачем
нам эти авианосцы, которые сейчас мы выгнали в океан, зачем
нам эти атомные подводные лодки и так далее? Но не надо
забывать, что вообще наша армия живет в соответствии с
Военной
доктриной, которая утверждена Указом Президента в апреле
2000 года. И в соответствии с этим документом главная угроза
для нас, внешняя военная угроза, - это территориальные притязания
к нашей стране со стороны других государств. Это первая
угроза. И международный терроризм среди этих угроз идет
почти предпоследним. И, конечно, там эти угрозы анонимные.
Вот это большая беда, я считаю, это претензия и к нашему
политическому руководству. Все-таки угрозы должны быть не
анонимны, они должны быть названы.
- Госдума знает, какие у нас угрозы военные? Когда вам
бюджет представляют, вам просто цифры называют, а с кем
армия будет воевать, не сообщают?
ЗАДОРНОВ: Это не сообщается. Дело в том, что это
вопрос Военной доктрины, она не обсуждается в парламенте,
даже на слушаниях, она обсуждается в Совете безопасности
и утверждается указом президента как Верховного главнокомандующего.
Конечно, по идее, надо видеть связь бюджетных расходов и
Военной доктрины и, соответственно, среднесрочного оборонного
заказа, который должен быть направлен, по идее, на устранение
этих угроз, которые существуют. Тем не менее эти документы
основополагающие, они друг с другом не связаны, и боюсь,
что они не связаны не только в глазах парламентариев, но
и страна в целом плохо себе представляет взаимосвязь этих
событий и этих документов. А на самом деле каждые 40 копеек
из рубля бюджетных расходов в конечном счете идут именно
на оборону и безопасность. То есть 40 процентов налогов,
выплачиваемых нами, - на обеспечение безопасности, как внутренней,
так и внешней. И, конечно, если мы требуем, чтобы люди платили
налоги, должны четко себе представлять, что они взамен этих
денег получают.
- То, что люди не представляют связи между Военной доктриной
и бюджетом, это можно понять. А сами-то чиновники представляют,
как проект бюджета связан с Военной доктриной, когда они
пишут проект бюджета?
ЗАДОРНОВ: Не думаю. Я думаю, что при утверждении
оборонного бюджета правительство руководствуется инерцией.
Поскольку у нас есть уже расходы текущего года, есть определенная
численность армии, допустим, миллион 200 тысяч человек,
и инерция утвержденного еще три года назад оборонного заказа
на 10 лет. Вот чем руководствуется правительство.
Полностью интервью А. Шаравина и М. Задорнова - в
аудиоверсии программы "Панорама".