Чиновники
продолжают ломать голову над вопросом, как снизить цены
на бензин. Вчера глава Федеральной антимонопольной службы
(ФАС)
Игорь Артемьев написал
письмо премьеру Михаилу Фрадкову (выполняя его сентябрьское
поручение), в котором изложил свое видение ситуации. Одной
из основных причин взлета цен глава ФАС считает монопольное
положение крупных нефтяных компаний в более чем половине
регионов России. Правда, новых способов борьбы с этим явлением
чиновники пока не изобрели и по-прежнему считают, что проблему
можно решить путем создания биржи нефтепродуктов. Но хотя
эта идея обсуждается в правительственных кабинетах уже далеко
не первый год, до сих пор существенных шагов для ее воплощения
сделано не было.
Больше всего не повезло в этом году жителям Камчатки,
говорится в письме г-на Артемьева, -- с начала года бензин
в области подорожал почти в полтора раза. В других регионах
ситуация лучше, но не намного: в Смоленске, Костроме,
Челябинске, Оренбурге, Твери и ряде других городов цены
поднялись на 30%, в остальных регионах -- приблизительно
на 25%.Г-н Артемьев выделяет несколько причин столь сильного
подорожания нефтепродуктов. В определенной степени, пишет
он, рост цен объясняется увеличением стоимости нефти на
мировых рынках и как следствие -- на внутреннем. В частности,
в апреле сырье стоило 3560 руб., в августе -- 4450 руб.
за тонну. А затем неназванные «участники «свободного»
рынка нефти продавали нефть с поставкой на середину сентября
уже по 5800 руб. за тонну», т.е. примерно по 28,1 долл.
за баррель, возмущается чиновник.
Основная вина, считает глава ФАС, ложится на крупные
вертикально-интегрированные нефтяные компании. Они пользуются
своим положением в ситуации, когда «территориальный принцип
развития рынка поставок нефтепродуктов фактически привел
к возникновению монополий в большинстве регионов страны
и разделу рынка по территориальному принципу».
Кроме того, крупные компании, по данным антимонопольщиков,
сокращают предложение на внутреннем рынке «в силу более
выгодных условий экспорта сырой нефти», а также увеличивая
вывоз нефтепродуктов за рубеж. По данным Минпромэнерго,
лишь 87% произведенных в России автомобильных бензинов
и 46% дизельного топлива продавалось на родине.
При этом, продолжает г-н Артемьев, сокращается доля малого
и среднего бизнеса в отрасли, так как крупные нефтяники
поглощают независимые компании. В этом году малые предприятия
добыли лишь 13,9 млн тонн нефти, что на 14,7% ниже, чем
в прошлом, а ведь они, по мнению ФАС, могли поставлять
сырье на внутренний рынок.
В сложившейся ситуации, впрочем, есть вина и государства,
указывает г-н Артемьев, которое изменило схему налогообложения
нефтепродуктов, снизив НДС на 2% и подняв акциз на 12%.
Теперь в отпускной цене бензинов НДС и акцизы составляют
более 40%. «ФАС полагает, что применяемый в настоящее
время механизм взимания акцизов способствует разделу рынка
по территориальному принципу, увеличивает экономическую
зависимость региональных бюджетов от вертикально-интегрированных
компаний. Фактически поставки нефтепродуктов в субъекты
осуществляются в рамках договоренностей между региональными
властями и ВИНК, а не являются результатом экономического
выбора участников рынка», -- говорится в письме.
Ситуацию, считает г-н Артемьев, может спасти появление
биржи, где «будет реализовываться нефть, получаемая при
разработке месторождений на основе соглашений о разделе
продукции, нефть независимых нефтегазодобывающих предприятий
и нефть крупных компаний, у которых не сбалансированы
производственные мощности добычи и переработки». При этом
названия таких компаний глава ФАС не уточняет.