[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
Спираль, переходящая в штопор
Правительство пообещало удержать инфляцию на рубеже 10 процентов. Но люди верят своим глазам, а не цифрам
Московские Новости , 1 октября 2004 года

Правительство всерьез озаботилось "осенним обострением" инфляции. Согласно прогнозам, на которых строился федеральный бюджет-2004, инфляция в нынешнем году должна составить всего 10 процентов. Однако уже в первой половине года она подскочила на 7 процентов, а к осени и не думает тормозить. Одна из причин - ставший практически неконтролируемым рост цен на бензин, в три раза обгоняющий прогноз инфляции. И хотя премьер Михаил Фрадков и министр экономического развития Герман Греф говорят, что "сохраняется возможность" удержать инфляцию в указанных рамках, реальность может оказаться другой.

Ключевое условие для "раскручивания" инфляции - рост тарифов естественных монополий. Именно от этих тарифов напрямую зависят цены почти на все товары и услуги. В свою очередь, стоит последним вырасти - и монополисты начинают жаловаться, что у них возросли затраты, и требуют нового повышения тарифов: Возникает то, что экономисты называют "инфляционной спиралью", которая легко превращается в штопор.

То, что в течение 2004 года тарифы монополистов непрерывно растут, каждый может видеть, доставая квитанции коммунальщиков из своего почтового ящика. Это касается и электроэнергии, и газа, и других жилищно-коммунальных услуг. Реализуя правительственную концепцию перехода к 100-процентной оплате указанных услуг, в регионах успешно увеличивают соответствующие тарифы. Растет плата за проезд в общественном транспорте, дорожает телефон...

"Страна ценовых сговоров" - так некоторое время назад назвал Россию глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев. Лучшая иллюстрация его правоты - ситуация с ценами на бензин, которые плавно приближаются к мировым (чего никак нельзя сказать о зарплате среднего российского автовладельца). С начала года бензин подорожал почти на треть. И пока не видно, чтобы этот процесс как-то останавливался. Более того, с 1 октября вновь увеличены экспортные пошлины на нефть, и теперь они составляют около 88 долларов за тонну. Что еще больше стимулирует рост цен на бензин и дизельное топливо.

Сейчас, правда, в правительстве заявляют, что именно с 1 октября топливо подешевеет - по мнению заместителя министра экономического развития и торговли Андрея Шаронова, будет наблюдаться снижение цен на дизельное топливо и светлые нефтепродукты, что связано с окончанием летнего сезона. Но тот же Шаронов признает: главная проблема в том, что бензиновый рынок, по сути, монополизирован. Десяток крупных компаний "покрывают" 90 процентов рынка сбыта российских нефтепродуктов. То, что небольшому числу компаний не представляет труда сговориться о повышении цен и тем самым поставить потребителя в безвыходное положение, достаточно очевидно. "МН" уже писали (см. N 34 за этот год) о попытках антимонопольных органов поймать за руку недобросовестных продавцов бензином. Но доказать сговор ни МЭРТу, ни ФАС никак не удается. Да и в самом деле, трудно предположить, что руководители нефтяных компаний столь беспечны, что фиксируют свои "картельные соглашения" на бумаге или под прицелами видеокамер.

Понимая все это, Белый дом готов идти на радикальные шаги - уже обсуждается закупка 400 тысяч тонн нефти ежемесячно "для государственных нужд" с их принудительной продажей именно на внутреннем рынке. Кроме того, правительство вроде бы собирается вести переговоры с нефтяными монополистами, дабы убедить их сдержать рост цен на бензин, пожертвовав частью своей прибыли. Возможно, что эти уговоры чем-то и закончатся. Тем более что "дело ЮКОСа" научило нефтяных генералов быть сговорчивыми. Но, очевидно, сегодня уже нужны куда более серьезные меры для того, чтобы маховик бензиновых цен перестал раскручиваться, разгоняя цены на все остальное.

Ведь бензин - не предмет роскоши: без него, имея машину, не обойдешься и в домашних условиях, как самогон, не сваришь. Рассчитывать на то, что ФАС волшебным способом сумеет доказать сговор монополистов и таким образом обуздает цены, явно не приходится. Остается только одно: пойти на "нерыночную" меру и включить бензин и дизельное топливо в список тех товаров и услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию. Так же, как регулируются цены на жилищно-коммунальные услуги, на общественный транспорт, на телефон... Важность вопроса настолько велика, а последствия неконтролируемого роста цен на бензин столь существенны, что введение госрегулирования надо, по крайней мере, начинать обсуждать. Ведь рост цен на бензин - важнейший фактор инфляции, поскольку "бензиновая" составляющая входит в цену практически всех товаров и услуг. Начиная с хлеба, который, как известно, надо не только испечь, но и довезти до магазина.

Конечно, установление государственных цен на бензин чревато тем, что его по такой цене будет невыгодно продавать и бензин просто исчезнет из продажи, превратившись в предмет дефицита. Но поскольку себестоимость бензина сегодня существенно ниже цены, по которой его продают потребителю, вполне возможно установление такой "планки", при которой и производителю гарантирована приемлемая прибыль, и потребителю - приемлемая цена.

Пока же мы наблюдаем испытанную цепочку причин и следствий. Рост цен на бензин - инфляция - необходимость увеличения государственных расходов на содержание бюджетных учреждений и организаций, армии и спецслужб - нехватка средств на эти цели - утверждения правительства о том, что нет иного выхода, как ввести новые налоги или увеличить старые...

Что же касается перспектив борьбы с инфляцией, то она вызывает еще больший скептицизм. С начала 2005 года, как известно, 30 миллионов российских "льготников" начнут получать вместо натуральных льгот денежные компенсации. Эти средства - свыше 170 миллиардов рублей, примерно 6,5 % расходов федерального бюджета на 2004 год, - попадут на потребительский рынок и автоматически увеличат спрос. Предполагать, что рынок не отреагирует на это ростом цен, могут только очень наивные люди.

Московские Новости , 1 октября 2004 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Московские Новости

Борис Вишневский

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]