В ноябре 2004 г. полпред президента в Южном федеральном
округе, экс-вице-премьер и экс-губернатор Петербурга ВЛАДИМИР
ЯКОВЛЕВ отметит свое 60-летие. Но вряд ли, достигнув этого
рубежа, он отправится на пенсию. Ведь до сих пор его «политическая
устойчивость» неизменно оказывалась выше, чем предполагали
скептики…
Инженер
Первые тридцать лет карьеры Владимира Яковлева были на
удивление стандартными: с 1965 по 1995 г. он методично
поднимался по петербургским строительно-хозяйственным
ступеням.
Мастер на стройке, главный инженер ремонтно-строительного
управления, начальник производственного отдела управления
капитального ремонта, управляющий ремонтно-строительным
трестом, заместитель начальника жилищного управления Ленгорисполкома,
затем — уже в демократические времена — главный инженер
городского управления жилищного хозяйства. А в июне 1993-го
последовал резкий скачок наверх: после очередной перекройки
структуры управления городом мэр Анатолий Собчак создает
в администрации комитет по управлению городским хозяйством
и назначает его председателем (в ранге заместителя, затем
— первого заместителя мэра) Владимира Яковлева.
Войдя по должности и по влиянию в первую пятерку городских
политиков, Яковлев на протяжении двух с половиной последующих
лет был «человеком тени». Нельзя сказать, чтобы в городе
вообще не рассматривали Владимира Анатольевича как одного
из возможных претендентов на губернаторский пост, но для
подавляющего большинства петербуржцев решение Яковлева
баллотироваться стало неожиданностью.
Между тем к концу 1995 г. Владимир Яковлев не мог не
начать задумываться о своем будущем. По утверждению Анатолия
Собчака, он был недоволен работой своего первого зама
и твердо решил, что в новом составе правительства для
него нет места. И вполне возможно, что за выдвижением
Владимира Анатольевича стояли высокопоставленные москвичи,
заинтересованные в свержении Собчака и гарантировавшие
своему протеже, что в случае поражения займутся его трудоустройством.
Иначе откуда у далекого от политики претендента появились
не только значительные средства на кампанию, но и классные
имиджмейкеры, организовавшие его раскрутку?
21 марта 1996 г. Владимир Яковлев сделал первый предвыборный
ход: обнародовал открытое письмо к Анатолию Собчаку, в
котором обвинил своего шефа в нежелании заниматься хозяйственными
вопросами и той самой черновой работой, без которой невозможно
нормальное развитие города.
Листовки оставались главным «оружием» Яковлева на протяжении
всей кампании, потому как выхода в городские газеты, а
тем паче — на телевидение он практически не имел. Зато
выпускались они достаточно часто и гигантскими тиражами
— таким образом, в кратчайшие сроки удалось сформировать
образ «питерского Лужкова», губернатора-практика, противостоящего
«теоретику Собчаку». Но главным фактором успеха Яковлева
стало образование предвыборной коалиции с лидером питерского
«Яблока» Игорем Артемьевым и бывшим вице-мэром Вячеславом
Щербаковым. Перед первым туром выборов Артемьев и Щербаков
сняли свои кандидатуры в пользу Яковлева, который таким
образом заручился и поддержкой «яблочного» электората,
и поддержкой избирателей с левоцентристскими взглядами,
симпатизировавшими Щербакову.
В итоге Яковлев сумел опередить в первом туре Юрия Болдырева,
который до этого считался куда более вероятным претендентом
на выход во второй тур. Набрав 21% голосов, он стал вторым
вслед за Анатолием Собчаком, набравшим 28%. А перед вторым
туром Яковлева поддержали экс-председатель Ленсовета Александр
Беляев и губернатор Ленинградской области Александр Беляков,
за него же (исходя из неприязни к Собчаку) голосовали
и сторонники коммунистов. В итоге Яковлев опередил Собчака
на 20 тыс. голосов и стал губернатором.
Губернатор
Первая стихийная пресс-конференция Владимира Яковлева
состоялась прямо в ночь выборов возле огромных напольных
часов. Это казалось символичным — в городе начинается
отсчет нового времени. Однако, несмотря на то, что в администрацию
пришла часть новых людей (так, посты первых вице-губернаторов
заняли Артемьев и Щербаков), примерно треть правительства
эпохи Собчака сохранила свои посты при Яковлеве.
Заметим, что не более чем мифом является известное утверждение
о том, что после выборов Яковлев просил Владимира Путина
остаться работать в Смольном, а тот гордо отказался. На
самом деле будущему президенту отказали от места немедленно.
Так же поступили с другим первым заместителем Собчака
— Алексеем Кудриным. За что, впрочем, оба они должны быть
Яковлеву благодарны: если бы не вынужденный переезд в
Москву, быть может, их дальнейшая карьера была вовсе не
такой успешной.
В первые два года правления Владимир Яковлев был вполне
успешен. Благоприятная финансовая ситуация позволяла бесперебойно
платить зарплату бюджетникам и даже увеличивать ее, иметь
бездефицитный бюджет, уменьшить городской долг, оставшийся
в наследство от Собчака, и получить высокий кредитный
рейтинг на Западе.
Сложности начались в 1998 г., когда Яковлев рассорился
с городским парламентом. Тогда питерские законодатели
приняли Устав города, с точки зрения главы исполнительной
власти, абсолютно неприемлемый. Разумеется, устав не низводил
губернатора до положения английской королевы, которая
царствует, но не правит, но, конечно, большинству коллег
губернатора по Совету Федерации такой документ мог привидеться
разве что в дурном сне.
После этого Яковлев решил, что новое Законодательное
собрание, которое предстояло избирать в декабре 1998 г.,
должно стать куда более послушным. К этому времени испортились
и отношения с союзниками из «Яблока».
Почему? Разгадка достаточно проста. Человек, подсидевший
своего начальника, не может с доверием относиться к собственным
замам. И с некоторых пор Яковлев начал с опаской относиться
к Артемьеву, становившемуся все более заметной фигурой
в городе. Независимость первого вице-губернатора, в ряде
случаев позволявшего себе иметь отличную от официальной
точку зрения, не могла не усиливать эти подозрения.
Когда началась избирательная кампания по выборам депутатов
питерского парламента, Яковлев занял «антияблочную» позицию.
Он поддержал так называемый «Петербургский список», где
было немало людей с криминальной репутацией (достаточно
упомянуть Юрия Шутова), и предоставил карт-бланш в городских
СМИ Юрию Болдыреву, который во время кампании занимался
исключительно тем, что поносил «Яблоко». В итоге «яблочники»
получили в Законодательном собрании только восемь мест
из 50, после чего приняли решение об уходе в оппозицию
к губернатору и отозвали своих представителей (в том числе
Артемьева) из администрации…
В 1999 г. Владимир Яковлев решил, что пора становиться
политиком федерального масштаба, и вместе с Минтимером
Шаймиевым, Муртазой Рахимовым и другими губернаторами
стал одним из учредителей движения «Вся Россия», создаваемого
с очевидным прицелом на предстоящие думские выборы. А
когда в августе ВР объединилась с лужковским «Отечеством»
и был создан блок ОВР, лидерами которого стали Примаков,
Лужков, Яковлев и Шаймиев, перспективы питерского губернатора
стали выглядеть почти фантастическими.
Тогда почти всем казалось, что остановить триумфальное
шествие ОВР не по силам никому, Примакову гарантирован
президентский пост, а Яковлеву, возможно, — премьерский.
Ну а чтобы подстраховаться от неожиданностей, Владимир
Анатольевич решил — по примеру Юрия Лужкова — перенести
губернаторские выборы в Петербурге на более ранний срок.
Битва Москвы за Петербург
По плану они должны были проходить в мае 2000 г., но
Яковлев решил совместить их с выборами в Госдуму в декабре
1999 г. и воспользоваться популярностью блока ОВР для
того, чтобы без проблем сохранить за собой губернаторское
кресло. Федеральный закон позволял такое совмещение, решавшее
сразу несколько насущных для Владимира Анатольевича задач.
Во-первых, соперники не успевали «раскрутиться», к тому
же большинство из них было занято выборами в Госдуму и
не могло вести войну на два фронта. А во-вторых, Яковлев
как один из лидеров ОВР мог при «совмещении» рассчитывать
на серьезную прибавку голосов.
Указанное совмещение с трудом «продавили» — решение было
принято в отсутствие кворума в Законодательном собрании
и при помощи поддельных электронных ключей для голосования.
Городской суд тем не менее не нашел никаких нарушений,
и кампания началась. При этом ни губернатор, ни его оппоненты
не проявляли большой активности. Яковлев рассчитывал на
свой высокий рейтинг (составлявший около 45%), а его оппоненты
надеялись не столько на победу на выборах, сколько на
их отмену.
Все шло к тому, что губернатор без проблем будет переизбран
на второй срок, но 11 декабря (за восемь дней до выборов)
Верховный суд отменил решение об их назначении. В отличие
от городского суда он счел достаточным тот факт, что якобы
присутствовавший в момент принятия решения о переносе
выборов в зале заседаний депутат Валерий Селиванов в это
же время, согласно справке комендатуры Госдумы, находился
в Москве. Яковлеву пришлось смириться с поражением, и
уже после Нового года было принято решение о назначении
выборов на 14 мая 2000 г.
Главной интригой весенней части кампании был вопрос об
ее участниках. Поскольку никто из городских политиков
не обладал популярностью, сравнимой с Яковлевым, все надежды
оппозиции были связаны с центром. Тем более что в центре
уже крепко сидел Владимир Путин, считавшийся недоброжелателем
губернатора — с той самой поры, как Яковлев выиграл выборы
у Собчака. Но кого пришлет Москва для битвы за Петербург
(то есть для борьбы с Яковлевым) — оставалось неясным.
После того как похороны Анатолия Собчака 24 февраля 2000
г. превратились в своеобразную «антияковлевскую» демонстрацию
(при этом Яковлев в унизительной форме даже не был допущен
к участию в траурной церемонии), а Сергей Степашин заявил,
что «московским петербуржцам» пора возвращаться в свой
родной город, чтобы отдать ему долг», казалось, что вопрос
решен. По мнению аналитиков, Степашин имел большие шансы
— бывший премьер и тогда еще депутат Госдумы от «Яблока»
мог консолидировать вокруг себя и демократический, и центристский
электорат. Но сперва Степашин уступил место вице-премьеру
Валентине Матвиенко, а затем и Матвиенко, едва начав кампанию,
отказалась от борьбы. Скорее всего, Путин, видя, что рейтинг
Валентины Ивановны никак не поднимается выше 15%, решил
не рисковать из-за нее своей репутацией.
После этого кампания оказалась достаточно предсказуемой
и достаточно скучной, к тому же Путин публично поддержал
Яковлева. Ни Артемьев, ни Болдырев не могли составить
реальную конкуренцию губернатору, который легко выиграл,
получив 72,7% голосов, Артемьев был вторым с 14,7%, Болдырев
— третьим с 3,7%. Четвертым стал коммерсант Артем Тарасов,
получивший 3,6% голосов…
Второй срок Владимира Яковлева ознаменовался сильной
потерей его политического веса: из лидера движения, претендовавшего
на роль правящей партии, он превратился в одного из региональных
руководителей, притом не самых заметных и вынужденных
при этом непрерывно клясться в лояльности Путину. Но такова
оказалась участь и всех прочих губернаторов, переставших
после согласия на реформирование Совета Федерации быть
политиками федерального уровня. Более же существенных
неприятностей вплоть до лета 2003 г. Яковлев не испытывал.
Да, в город в мае 2000 г. был прислан полпред президента
Виктор Черкесов, который, как казалось, должен был вытащить
на свет многочисленные злоупотребления Яковлева и его
приближенных, но дальше возбуждения уголовных дел против
нескольких вице-губернаторов дело не пошло. К тому же
два из этих дел лопнули, а одно тянется до сих пор и,
скорее всего, также закончится ничем. Правда, Черкесов
обеспечил создание в Петербурге «информационного пула»
СМИ, где можно было критиковать городскую администрацию,
чем активно и пользовались оппоненты Смольного, особенно
на выборах в Законодательное собрание в декабре 2002 г.
Все понимали, что они имеют двойную цену — от их результата
зависел исход предстоящих выборов губернатора. Ведь для
того, чтобы Владимир Яковлев смог баллотироваться на этот
пост в третий раз, необходимо было изменение городского
устава. Иначе говоря — две трети депутатских голосов.
Аналитики уверенно предсказывали: ради того, чтобы изменить
расклад, не будут жалеть ни сил, ни средств. И действительно,
не жалели ни того, ни другого: административный ресурс
был задействован в пользу «яковлевских» кандидатов, что
называется, по полной программе. Тем не менее это не помогло:
сторонники губернатора оказались в Заксобрании в меньшинстве.
После этого вопрос стоял уже не о том, удастся ли Яковлеву
пойти на третий срок, а удастся ли ему досидеть до конца
второй. Оппоненты губернатора успели даже провести в первом
чтении закон, сокращающий срок его полномочий и предписывающий
провести губернаторские выборы не в мае 2004 г., а в декабре
2003 г., одновременно с выборами в Госдуму, но затем выяснилось,
что у Москвы другие планы.
В марте 2003 г. в Петербург «по второму кругу» была прислана
Валентина Матвиенко, которую формально назначили полпредом,
но все понимали, что именно ее и прочат на место Яковлева.
Владимиру Анатольевичу дали в конце мая 2003 г. провести
торжества в честь 300-летия Петербурга, а в середине июня
Владимир Путин сделал ему предложение, от которого было
невозможно отказаться: стать вице-премьером по ЖКХ. Многие
расценили случившееся как тонко просчитанную комбинацию
со стороны президента — поставить старого недруга на провальную
сферу, где именно он будет отвечать за замерзающие регионы,
падающие дома и лопающиеся трубы. Но, скорее всего, речь
шла о вполне полюбовном соглашении: Яковлев любезно уступал
свое место Матвиенко, а Путин за это обеспечивал ему возможность
уйти красиво и с повышением. Так или иначе, Яковлев вернулся
к работе по своей основной специальности…
Последний бросок на юг?
На должности «завхоза всея Руси» Владимир Яковлев провел
около девяти месяцев — вплоть до марта 2004 г., когда
был отправлен на юг. Ничем особенным за это время он не
отличился. Разве что активно выступал за повышение жилищно-коммунальных
тарифов, что вполне объяснимо: Владимир Анатольевич всегда
был защитником ведомственных интересов жилкомхоза и искренне
полагал, что все беды — исключительно в том, что граждане
мало платят за жилищно-коммунальные услуги.
Все семь лет своего правления в Петербурге он двигался
исключительно по «фискальному» направлению жилищно-коммунальной
реформы. Защищая интересы монополистов, он категорически
противился принятию законов о контроле за тарифами монополистов
и о регулярном аудите монополий. Он легко соглашался повышать
тарифы и вводить новые платежи — как, например, плату
за «санитарное содержание придомовых территорий», которые
как не убирались до этого, так и не начали убираться после
введения платы. При нем рост жилищно-коммунальных тарифов
в несколько раз обгонял инфляцию: так, за три года при
инфляции в 60% квартплата выросла в четыре раза (в том
числе горячая вода и отопление подорожали в шесть раз)…
Став вице-премьером, он продолжил движение в этом направлении,
заявляя: надо больше платить жилкомхозу — и все наладится.
И при этом не говоря ни слова о тех проблемах, которые
на самом деле актуальны для ЖКХ. Ни о том, что надо вводить
процедуры «прозрачного» назначения тарифов (в либеральной
Америке, например, плата за электроэнергию назначается
энергетической комиссией штата, не подчиняющейся ни губернатору,
ни федеральному правительству). Ни о том, что надо устанавливать
счетчики воды и тепла и исчислять плату за соответствующие
услуги исключительно по их показаниям. Ни о том, что надо
дать объединениям граждан право выступать заказчиками
жилищно-коммунальных услуг (с передачей им соответствующих
денежных средств). И так далее.
Впрочем, долго на этом посту он не засиделся. Реформа
правительства, проведенная весной 2004 г., оставила только
одну вице-премьерскую должность, а Владимир Яковлев был
отправлен, как казалось многим, в почетную ссылку — полпредом
в Южный округ.
Свою деятельность он начал с того, что сформулировал
две главные задачи для самого «горячего» из федеральных
округов: наведение порядка на дорогах и повышение культурного
уровня населения. Что вызвало, мягко говоря, сильное удивление.
Затем, встречаясь с силовиками, полпред заявил, что «поставил
перед ними задачу борьбы с бандитизмом, терроризмом и
особо выделил необходимость положить конец позорным фактам
похищения людей». Ничего не скажешь, глубоко, свежо и
оригинально…
Понятно, что наиболее острые проблемы, которыми должен
заниматься на юге Владимир Яковлев, связаны с Чечней.
Здесь позиция, занимаемая полпредом, вполне традиционна.
Говоря о прошлом, он подчеркивает, что в свое время «итогом
уступок сепаратистам стал позорный для России Хасавюртовский
мир» и что в 1994—1996 гг. «дефицит политической воли
у тогдашнего российского руководства, фактически подчинившегося
давлению террористов и либерально-пацифистской истерии
СМИ, не позволил армии одержать победу».
Что касается нынешней ситуации, Яковлев отвергает как
«некорректные и провокационные» предложения подключить
к чеченскому урегулированию структуры международного сообщества,
высоко оценивает роль покойного Ахмата Кадырова и жалуется
на то, что федеральные телеканалы «практически не освещают
темы восстановления Чечни». В общем, ничего удивительного.
Куда удивительнее было бы, если бы Яковлев призывал к
переговорам с Масхадовым или возмущался действиями «эскадронов
смерти», возглавляемых Кадыровым-младшим…
Если говорить о дальнейшей судьбе Владимира Яковлева,
то здесь, что называется, возможны варианты.
Если президенту понадобится на кого-то списать очередные
неудачи в «мирном процессе» на Кавказе, экс-губернатор
окажется первым кандидатом на вылет.
Но, возможно, президенту куда приятнее знать, что его
старый заклятый друг полностью от него зависит. И в этом
случае «бросок на юг» Владимира Яковлева может оказаться
не последним в его карьере…