Законопроекту,
заменяющему льготы деньгами, осталось преодолеть Совет
Федерации и получить подпись президента. Препятствия чисто
формальные. Главную чистку он уже прошел перед вторым
чтением в Госдуме. Тогда депутаты прервали свои отпуска
и рассматривали поправки к нему даже по ночам — чтобы
хоть с треском, хоть «подправленный», но закон через Думу
продавить.
О том, как законопроект
стал выглядеть после последнего — третьего — чтения, мы
разговариваем с независимым депутатом Михаилом ЗАДОРНОВЫМ.
(Беседа с М.
Задорновым после принятия законопроекта в первом чтении
была опубликована
в № 49 «Новой» за этот год.)
— «Социальный»
законопроект после внесения поправок существенно изменился?
— Изменился
сильно. Принято 1050 поправок — это беспрецедентный случай.
Но сущность его осталась прежней — обязательства государства
сокращаются примерно на треть, хотя теперь объем этих
сокращенных обязательств несколько уменьшился.
— Какие
принципиальные вещи удалось отстоять?
— Устранены
прямые противоречия с Конституцией. В частности, в законе
сохранился МРОТ (минимальный размер оплаты труда. — Я.С.)
не только для федеральных служащих, но для всех работающих
в нашей стране.
Любые выплаты
из бюджета, включая заработную плату бюджетникам, пособия,
выплату северянам, теперь не могут быть ниже, чем в 2004
году. Это гарантия, по крайней мере, неухудшения их положения.
Выплаты жертвам
политических репрессий, которые остались за регионами,
будут софинансироваться из федерального бюджета — центр
возьмет на себя больше половины суммы.
Сохранены многие
законы, которые предлагалось исключить из законодательства.
Например, закон о поддержке малого предпринимательства,
«закон о северах», закон об основах жилищной политики.
Существенно
изменены поправки в закон об образовании и науке. Первоначально
предполагалось резко ограничить учебные заведения в их
правах — они не могли бы теперь быть ни арендодателями,
ни арендаторами, ни иметь собственное юридическое лицо,
расчетный счет, были бы ограничены в праве использовать
стипендиальный фонд для дополнительной поддержки студентов.
Внесенные поправки все эти права сохранили.
— Чернобыльцам
удалось защитить свои права?
— Демонстрациями
они добились достаточно многого. Они будут получать не
только денежную компенсацию, но и компенсацию за ущерб,
нанесенный здоровью. Увеличены размеры денежных компенсаций,
доплаты на питание. Они могут пользоваться социальным
пакетом, даже если сумма их денежной компенсации ниже,
чем 450 рублей — стоимости пакета. Чернобыльцы первой
группы инвалидности будут иметь 6 тысяч рублей — это гораздо
выше, чем у остальных льготников. Правда, сейчас некоторые
из них имеют и 20—30 тысяч в месяц.
— Что
не удалось отстоять?
— Главное,
не удалось обеспечить реальное право выбора для льготных
категорий — натуральные льготы или денежные компенсации.
Просто оповестили, что теперь будут получать 1000—2000
рублей.
— Но
от социального пакета можно будет потом отказаться и взять
деньгами либо сохранить льготы. Сторонники закона называют
это правом выбора.
— Социальный
пакет означает, что фактически человек не имеет ни натуральных
льгот, ни денег. Из суммы выплаты удерживается 450 рублей.
Но надо быть большим оптимистом, чтобы всерьез рассчитывать,
что, например, те, кто ждал путевку в санаторий пять лет,
ее получат (а в пакет входит санаторно-курортное лечение).
Деньги изымут, но путевку будут получать в том же режиме.
Второе, что
не удалось отстоять, — это закрепить за федеральным бюджетом
основные льготные категории. Труженики тыла, ветераны
труда, жертвы политической репрессии остаются за регионами.
Есть большая опасность, что в регионах не будет на их
обеспечение денег.
— За
регионами устанавливается право определять размер выплат
льготникам. Есть ли какие-то гарантии, что это будут не
копейки?
— Закон
содержит норму, по которой регион не может установить
размер выплаты меньше, чем в предыдущем году. Но это декларация.
Больше трети регионов не имеют достаточного финансового
обеспечения. В каждом регионе будет та сумма, которую
он способен потянуть, что приведет к большой дифференциации.
— Федеральный
центр поможет?
— Да,
но сейчас главный вопрос — какой размер финансовой помощи
для регионов будет заложен в федеральном бюджете. Пока
сумма, которую называет Минфин, — 15 миллиардов рублей.
При этом само правительство признает, что необходимо 65—70
миллиардов рублей.
Кроме того,
к сожалению, не удалось обеспечить и реальную индексацию
денежной компенсации. Мы предлагали индексировать в размере
индекса платных услуг (транспортных, медицинских), которые
замещаются денежной компенсацией. Но индексировать эти
выплаты решено так же, как и базовую пенсию, — только
в том случае, если инфляция превысила 6%, и только постфактум.
Реальное удорожание услуг вдвое превышает индекс потребительских
цен.
— Кто
остался наименее защищенным?
— Наиболее
существенные потери понесут инвалиды в крупных городах,
которые активно передвигались и которым нужен большой
объем лекарств. Для них не будет финансироваться спецтранспорт.
Они потеряли право ежегодного бесплатного проезда к месту
санаторно-курортного лечения. Отменилась квота, согласно
которой предприятия обязаны были брать к себе на работу
инвалидов.
— А
кто сохранил за собой весь объем льгот?
— Герои
Советского Союза и госслужащие.
— Больные
вопросы по льготам ЖКХ и бесплатному медицинскому обслуживанию
в законе не затронуты. Они лишь откладываются?
— Да,
пересмотр льгот по ЖКХ будет в 2006 году.
Министерство
здравоохранения и социального развития сейчас ведет подготовку
нового закона об обязательном медицинском страховании,
о здравоохранении. Это тоже вопрос 2006 года. Однако это
не означает, что не будет бесплатного здравоохранения.
Просто в страховой полис войдет законченный перечень лекарств
и базовых медицинских процедур.
Беседовала
Яна СЕРОВА