За последнее десятилетие намерения российской власти
ни разу не вызывали такого общественного недовольства,
как в случае с печально известным «взрывпакетом законов».
Единым строем против «пакета», ущемляющего права едва
ли не всех категорий населения, выступают и оппозиционные
партии, и традиционно лояльные властям ректоры вузов,
и ветеранские организации, и профсоюзы, и правозащитники…
Зададим, однако, простой вопрос: почему Кремль с маниакальным
упорством «продавливает» столь непопулярные предложения?
И почему все это делается в «пожарном» порядке, так, как
будто власть смертельно боится опоздать?
Официальная гипотеза происходящего такова. Год назад,
под разговоры о том, что «государство будет брать на себя
только те обязательства перед гражданами, которые способно
реально выполнить», были приняты «законы Козака» — о принципах
разграничения полномочий властей разных уровней.
Теперь, перед внесением проекта федерального бюджета
на 2005 год, надо сделать второй шаг — установить, как,
собственно, эти полномочия будут разграничиваться, иначе
говоря — кто и за что будет отвечать. Вот, мол, правительство
и внесло «пакет», где все это расписано…
Однако «процедурная» гипотеза не видится убедительной.
Во-первых, «разграничение» в подавляющем большинстве
ситуаций сводится к тому, что Центр перекладывает на регионы
и муниципалитеты одни лишь полномочия — не давая им при
этом денег. Изменений Налогового и Бюджетного кодексов,
которые бы гарантировали «низам» неотчуждаемую финансовую
базу, в Госдуме так и не дождались. Хотя «законы Козака»
принимались под клятвенные обещания Дмитрия Николаевича,
что все это будет правительством внесено.
Во-вторых, немалая часть «пакета» не имеет никакого отношения
к разграничению полномочий. Начиная с отмены обязанностей
государства поддерживать стариков, беременных женщин и
грудных детей, разрешения приватизировать образовательные
учреждения и отмены студенческих льгот на проезд и питание.
И заканчивая отменой гарантий бесплатного оказания гражданам
скорой медицинской помощи, лечения от туберкулеза и СПИДа,
прекращением выдачи сельским учителям и библиотекарям
единовременного пособия на «хозяйственное обзаведение»
и отказом от предоставления жилья (или выдачи субсидий
на эти цели) военным, уволенным в запас…
И, в-третьих, эта гипотеза не объясняет главного.
Разграничивать полномочия можно по-разному — так почему
же выбран столь «драконовский» вариант? Что заставляет
правительство осуществлять, как выразился депутат Госдумы
Михаил Задорнов, «открытое насилие над обществом»?
Гипотеза первая, простейшая: «Не наворовались».
Цель масштабного сокращения бюджетных расходов — желание
ключевых фигур в Кремле и в Белом доме направить «сэкономленное»
или его часть на личные нужды, дабы не только «бороться
с олигархами», но и самим таковыми стать. Конечно, не
хотелось бы так плохо думать о руководстве собственной
страны, но полностью исключать эту гипотезу тоже не стоит…
Гипотеза вторая: «В предчувствии беды».
Правительство располагает совершенно точными данными
о том, что в ближайшее время возможна масштабная экономическая
катастрофа, связанная с обвальным падением цен на нефть.
Тогда для спасения рейтинга президента понадобятся очень
большие деньги, которые сейчас надо отложить на возможный
«черный день».
Гипотеза третья: «Либерализм в особо крупных размерах».
В экономическом блоке правительства и президентской администрации
тон задают, как известно, люди с ультралиберальными (точнее,
крайне правыми) взглядами: Алексей Кудрин, Герман Греф,
Виктор Христенко, Андрей Илларионов и другие. Все они
искренне считают, что чем меньше у государства обязанностей
перед гражданами — тем лучше.
Идеальный вариант — чтобы все граждане обеспечивали свои
потребности на свободном рынке, где, как известно, выживает
сильнейший, а слабейший, если что, сам виноват — не смог
приспособиться.
Гипотеза четвертая: «А пошли бы вы все…».
Российская власть традиционно воспринимает граждан как
обузу, о которой она скрепя сердце вынуждена заботиться.
Апрельское решение Конституционного суда фактически запретило
государству в одностороннем порядке отказываться от своих
обязательств. После чего появилась возможность предъявления
исков к государству с требованием выплачивать пособия
и пенсии, обеспечивать установленные законом права и льготы
и так далее.
Как быть? Конечно, иски вряд ли станут массовыми, но
лучше подстраховаться, чтобы граждане не докучали. Простейший
выход из положения — отменить большинство обязательств
государства. С глаз долой — из бюджета вон.
Между тем при этом «секвестировании» государственных
обязательств могут наступить катастрофические последствия.
И связаны они не только с отменой льгот.
Так, запланированный отказ от бесплатного лечения туберкулеза
и СПИДа и «сбрасывание» на регионы обязанностей по обеспечению
жильем больных туберкулезом могут вызвать эпидемии этих
заболеваний.
Отказ от большинства социальных гарантий военнослужащим
и увольняемым в запас (в том числе от льгот для семей
погибших военнослужащих) гарантированно ставит крест на
любых разговорах о профессиональной армии. Еще можно будет
заставить «оттрубить» год-два по призыву, но как заставить
остаться в такой армии или служить офицером?
Отмена тарифных соглашений по лекарственным средствам
сделает многие жизненно важные лекарства недоступными
для больных — среди которых множество малообеспеченных….
В общем, государство с нарастающей силой демонстрирует
нелюбовь к гражданам — и при этом все чаще и громче твердит
о патриотизме. Но о каком патриотизме можно говорить в
этой ситуации? Как можно ожидать от граждан, чтобы они
любили страну, которая их не любит?