Руководитель
Федеральной антимонопольной службы ( ФАС ) Игорь
Артемьев - фигура в правительстве уникальная. Хотя бы
потому, что он рекрутирован в исполнительную власть из оппозиционной
партии "Яблоко" . При этом он не только не вышел
из партии, но и сохранил в ней пост одного из замов Григория
Явлинского . О том, как себя чувствует и чем занимается
оппозиционер во власти, Игорь АРТЕМЬЕВ рассказал "МН".
"Яблоко" докатилось... до министерства
- Как может работать в правительстве один из руководителей
оппозиционной партии? Ведь "Яблоко" всегда говорило,
что пойдет работать туда только командой...
- Если ставить вопрос так, что мы будем только предлагать
наши идеи, но никуда не пойдем, пока нам не отдадут все
руководящие посты, - это может привести к потере доверия
к "Яблоку" со стороны граждан. А если люди увидят,
что мы сделали конкретную работу - и сделали ее хорошо
и профессионально, - то они, я считаю, будут лучше относиться
к партии.
- Вас не удивило, что после неудачных для партии парламентских
выборов и после того, как "Яблоко" не поддержало
Владимира Путина на президентских выборах, вас все же
пригласили на одну из ключевых должностей в исполнительной
власти?
- Сейчас в правительстве есть желание проводить антимонопольную
политику, а в нашей программе она всегда занимала одно
из первых мест. У меня же есть опыт работы в исполнительной
власти и было желание в ней работать. Кстати, диалог со
мной начался не перед президентскими выборами, а почти
сразу после парламентских. Речь шла о том, чтобы я занял
пост заместителя министра экономического развития и торговли,
отвечающего в том числе за реформу естественных монополий.
Я посоветовался с коллегами - Григорием Явлинским и другими
моими товарищами, - они поддержали мое решение. Но тут
началась реорганизация правительства , и мне предложили
возглавить ФАС .
- От вас не требовали перейти в " Единую Россию
"?
- Я сразу сказал, что остаюсь в "Яблоке" .
В ФАС вместе со мной пришли те, кого я много лет знаю
по совместной работе, и не все из них состоят в нашей
партии. Мы хотим использовать наш потенциал для того,
чтобы решить важные для нашей страны проблемы. Попытка
на конкретном, очень важном для страны участке добиться
позитивного результата стоит того, чтобы попробовать...
Против "денежных мешков"
- Какое наследство вам досталось: существовала ли
в стране последовательная антимонопольная политика?
- Только сейчас начали дозревать до понимания того, что
антимонопольная политика должна быть сильной. Государственная
власть долгое время была очень слабой. Те процессы, которые
происходили в нашей экономике в начале и середине 90-х
годов, привели к тому, что ряд людей получил возможность
скупить большинство предприятий, действовавших в какой-то
одной отрасли. Это привело к монополизации, ведь "денежные
мешки" получили большие возможности влиять на то,
чтобы никакой антимонопольной политики в стране не проводилось.
- Доказательство этого - рост тарифов на коммунальные
услуги:
- Это один из наиболее негативных факторов, который касается,
по сути, всего бизнеса. Ведь когда мы говорим о 100-процентной
оплате коммунальных услуг, то понятно, что речь идет не
об оплате реальной стоимости этих услуг, а о той цене,
которая во многих случаях необоснована и назначена "с
подачи" монополиста, стремящегося получить сверхприбыль.
Известно, что рентабельность естественных монополий даже
без учета инвестиционных программ составляла сотни процентов.
В результате доходы людей обесценивались из-за роста тарифов
и инфляции.
- В свое время правительство считалось главным лоббистом
естественных монополий. Изменилась ли ситуация?
- Надо признать, что прежнее правительство было инициатором
крупных реформ естественных монополий, например, реформы
железнодорожного транспорта и реформы РАО "ЕЭС"
. Правда, старт реформы РАО "ЕЭС" был крайне
неудачным, и только затем, после вмешательства президента,
ситуация изменилась. Что касается реформы железнодорожного
транспорта, то она при всех ее недостатках движется в
правильном направлении. Однако, несмотря на это, лоббисты
имели огромные возможности обеспечить движение реформ
таким образом, что они могли пойти в любую сторону. Но
сейчас, похоже, есть понимание, что решить задачи удвоения
ВВП и серьезного роста доходов населения без проведения
антимонопольной политики невозможно.
- На протяжении двух лет в Госдуме не было более последовательных
критиков реформы электроэнергетики, чем " яблочники
". Именно вы возглавляли эту работу во фракции, а
теперь вы поставлены контролировать эту реформу. Кажется,
ваше отношение к ней стало менее критическим...
- Руководители государства, предлагая мне эту должность,
прекрасно знали мою критическую позицию. Но я должен заметить,
что наша работа в Думе над этой проблемой на самом деле
закончилась не провалом, а успехом. В закон были внесены
поправки, которые поставили важные "ограничители".
Скажем, поправка о том, что в "энергозамкнутых"
регионах ни одна компания не может иметь в собственности
более 35 процентов генерирующих мощностей. Иначе тут же
возникнут "монополии в квадрате": частные компании,
которые моментально поднимут цены и уничтожат своих конкурентов
во всех отраслях. Конечно, этим проблема не исчерпывается,
но шаг в нужном направлении был сделан. Думаю, есть возможность
сделать нормальную реформу электроэнергетики, связанную
с разрушением естественных монополий, с дезинтеграцией
"вертикальных" компаний.
Сверхдорогие метры
- Едва ли не первые ваши публичные заявления в нынешней
должности касались строительного рынка. То, что происходит
с ростом цен на жилье, особенно в крупных городах, трудно
описать приличными словами. Что может ФАС ?
- Здесь есть системные вопросы, которые не может решить
одна ФАС . Скажем, слияние бизнеса и власти. Но есть и
то, на что мы можем влиять: подготовка торгов. Сегодня
во многих городах власть раздает за взятки земельные участки
приближенным к ней фирмам. Естественно, без всяких торгов
или так организовывая торги, что их может выиграть лишь
заранее определенный победитель. После чего указанные
фирмы, получая монополию на строительство, могут диктовать
цены на жилье.
- Иначе говоря, все то, что мы переплачиваем за жилье,
уходит в карман монополисту, который частью прибыли поделился
с чиновником?
- Высокие цены - следствие не только монополизма на застройку,
но и монополизма на рынке строительных материалов. Наконец,
есть еще один фактор: люди стремятся вкладывать деньги
в недвижимость. Одни - потому, что не верят доллару, другие
- потому, что хотят заработать на этом спекулятивном рынке.
- Что же делать?
- Мы предлагаем лимитировать количество земельных участков,
отдаваемых под застройку одной компании в одном регионе,
в пределах 35 процентов. Я не раз говорил, что Россия
- страна ценовых сговоров и картелей, и опасность этого
еще не в полной мере осознается. Между тем невозможность
для среднего класса купить жилье - это страшная социальная
проблема. Если в стране врач или учитель не может купить
себе квартиру - значит, все очень неблагополучно...
Право на суд
- Еще в 1991 году был принят закон "О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности на товарных
рынках". Он работал?
- Не очень эффективно и по многим причинам. Одна из них
- малый размер штрафов. Европейская практика определения
штрафов по "антимонопольным" делам связывает
их размер с оборотом компании. Там можно получить штраф
в размере до 10 процентов от оборота: 200 - 300 миллионов
евро. В результате применения такого штрафа можно даже
обанкротиться.
- А у нас?
- У нас все штрафы исчисляются от минимального размера
оплаты труда, максимальный штраф - примерно 15 - 20 тысяч
долларов. Столько монополист зарабатывает за день или
за пять минут в зависимости от своих размеров. Мы предлагаем
установить штраф до 3 процентов от годового оборота предприятия.
- Однако до сих пор все тарифы монополистов меняются
только в одну сторону - роста.
- Некоторая защита против этого поставлена - правительство
решило, что представитель антимонопольной службы входит
в правление Федеральной тарифной службы. Но я возлагаю
надежды не на чиновников, а на граждан. Сильные лоббисты
повышения цен в наших условиях будут всегда, и противостоять
им могут только гражданские организации и сами граждане.
- Как этого добиться?
- ФАС предлагает предоставить некоммерческим организациям
и гражданам право обращаться в суд по вопросам антимонопольной
политики, с исками о пресечении монополистической деятельности
и недобросовестной конкуренции. Обращаться непосредственно,
минуя чиновничьи структуры, в том числе и ФАС . Сейчас
у граждан такого права нет, а чиновник, к которому они
обращаются, может заблокировать возбуждение дела. И не
всегда при этом он поступает бескорыстно, поэтому здесь
имеется большое поле для коррупции, учитывая размер доходов
монополий... Если наше предложение будет принято, то ни
одно повышение тарифов никогда не останется скрытым. Благодаря
судебным процессам, благодаря СМИ все тайное станет явным.
ДОСЬЕ
Игорь Артемьев родился в Ленинграде в 1961 году. Имеет
два высших образования, в том числе юридическое. Кандидат
наук.
В политике - с 1989 года.
В 1990 - 1993 гг. - депутат Ленсовета, председатель
комиссии по экологии, член президиума горсовета.
В 1994 - 1998 гг. - депутат Законодательного собрания.
В 1996 - 1999 гг. - первый вице-губернатор Санкт-Петербурга,
председатель комитета финансов администрации Санкт-Петербурга.
С 1999 года - руководитель фонда экономических и политических
исследований "ЭПИЦентр - Санкт-Петербург".
С декабря 1999 года - депутат Госдумы третьего созыва,
заместитель председателя Комитета по кредитным организациям
и финансовым рынкам, заместитель руководителя фракции
"Яблоко" .
С декабря 2001 года - заместитель председателя партии
"Яблоко" .
С марта 2004 года - руководитель Федеральной антимонопольной
службы .