На начало
недели было запланировано два «отчетных» доклада вице-губернаторов:
Михаил Осеевский должен был рассказать об итогах работы
экономического блока городского правительства за первое
полугодие, Виктор Лобко - об административной реформе в
Петербурге. Состоялась, однако, только первая из пресс-конференций,
выступление Лобко отменили без объяснения причин. Видать,
дела с административной реформой идут совсем плохо...
К успехам «экономического блока» Михаил Осеевский отнес
тот факт, что за первый квартал промышленное производство
возросло на 16%, выработка на одного работающего - на
50%, а средняя зарплата в городе составила чуть более
7700 рублей - на 20% больше, чем год назад. Вице-губернатор,
правда, не уточнил, в результате каких именно решений
городского правительства произошел упомянутый рост. Те
меры, о которых он говорил - налоговое администрирование,
введение системы планирования государственного заказа
и сбор акцизов - не имеют к экономическому росту никакого
отношения.
В ближайшее время администрация будет считать приоритетной
работу с крупными инвесторами. Для этой цели в городе
должны создать специальное госучреждение - Агентство по
промышленным инвестициям. Его задачей, как заявил г-н
Осеевский, будет «сопровождение инвесторов и работа с
ними по принципу одного окна».
Приходится, однако, заметить, что этот чрезвычайно привлекательный
в теории принцип, на практике (по крайней мере, в Петербурге),
обернулся только тем, что все, кто хочет начать свой бизнес,
встали в одну большую очередь в это самое окно. Что же
касается работы с крупными инвесторами, то при наличии
указанного агентства непонятно, чем в администрации будет
заниматься созданный с приходом Валентины Матвиенко на
губернаторский пост Комитет по инвестициям и стратегическим
проектам. А ведь есть еще и Комитет по экономическому
развитию, промышленной политике и торговле...
Вице-губернатор говорил и о грустном: очередные бюджетно-налоговые
реформы федерального центра в очередной раз оставляют
Петербург без крупной суммы денег.
Так, в 2005 году нам предстоит потерять около 7 миллиардов
рублей. В свете чего дефицит городского бюджета увеличится
с 4 до 11 миллиардов рублей, и городу не удастся избавиться
от «хронической недофинансированности потребностей по
капитальному ремонту зданий и сооружений городской инфраструктуры».
Заметим, впрочем, что в «эпоху Яковлева» одним из главных
достижений питерской администрации считалось создание
бездефицитного бюджета. Теперь от этого, - видимо, в плане
борьбы с «яковлевщиной», - решили отказаться, решительно
и бесповоротно. Отбросить, так сказать, прошлое как прах
старого мира...
И еще о грустном: о строительстве Западного скоростного
диаметра. «За счет городского бюджета ЗСД строиться не
будет», - заявил Михаил Осеевский. По его словам, вся
надежда - на федеральный бюджет, который, видимо, и должен
будет выделить необходимые для этого проекта 2 миллиарда
долларов. Но надежды эти невелики: недаром сперва Михаил
Фрадков, а потом Герман Греф ничем не обнадежили Валентину
Матвиенко. В федеральном бюджете-2005 денег на ЗСД не
заложено. И вообще, похоже, что период большой финансовой
любви между Кремлем и Смольным закончился: федеральное
правительство не собирается финансировать масштабные питерские
проекты. Или питерские власти верят, что деньги, которые
«центр» сейчас намерен - в рамках печально известного
проекта «компенсации вместо льгот» - сэкономить на «льготниках»,
он будет тратить на ЗСД?
Правда, другой «проект века» - паромно-пассажирский комплекс
- строить, по словам вице-губернатора, будут все равно,
«даже если федеральные власти окажут нам меньшую поддержку,
чем мы ожидаем». Паромный комплекс, говорит Осеевский,
является частным проектом, так что думать о том, где взять
деньги, будут инвесторы.
Что же, хотелось бы верить, что это действительно будут
инвесторы, а не кредиторы (два указанных понятия питерская
администрация традиционно путает). И что впоследствии
за строительство комплекса не придется платить из бюджета,
возвращая кредиты, которые под городские поручительства
возьмут строители - как это было уже не раз. Например,
с Ледовым дворцом...
Ну, а Виктору Лобко, скорее всего, похвастаться и вовсе
нечем.
Непонятно даже, о какой административной реформе вообще
идет речь: питерская администрация за последние полгода
ни в коей мере не реформировалась. Разве что, бывшие «территориальные
управления» переименовали обратно в «районные администрации».
Ситуация с местным самоуправлением печальна: почти все
выборы муниципальных советов, которые проводились после
14 марта, провалились. А тут еще Уставный суд недавно
принял решение, по которому, теоретически, любой житель
муниципалитета, где выборы сорвались из-за неявки граждан
или голосования «против всех», может потребовать в судебном
порядке прекратить работу муниципального совета, поскольку
избиратели не оказали ему доверия...