Похоже,
мы опять возвращаемся к тому времени, когда лояльность по
отношению к власти и идеологии ценилась выше, чем реальные
дела
Уже больше десяти лет, как все аналитики единогласно констатируют:
Россия переживает невиданный структурный кризис, без преодоления
которого невозможно хоть как-то оптимизировать процесс управления
социально-экономической жизнью страны. Правда, с некоторых
пор предпринимаются попытки коренным образом изменить модель
управления. Хотя бы для того, чтобы государство не впадало
в транс при каждом чрезвычайном происшествии, не латало
наспех дыры и не тряслось от ужаса в ожидании новых катаклизмов,
а брало инициативу на себя, планомерно и четко реагируя
на внешние вызовы.
Шах или
ишак?
Однако
подобная модель требует совершенно иного подхода к работе
не только со стороны правительства, но и со стороны всех
государственных ведомств. Вот тут все и начинается.
В нашей экономике
есть отрасль, структурная неразбериха в которой грозит невиданной
катастрофой не только для нее самой, но и для всей страны.
Это, как нетрудно догадаться, ядерная энергетика. Любопытно,
что именно в этой отрасли был составлен самый прожектерский
50-летний (!) план развития, никакого отношения к реальной
действительности не имеющий. Его автором стал бывший руководитель
Минатома, а по совместительству, как позже выяснилось, видный
американский бизнесмен Евгений Адамов — главный идеолог
ввоза в страну зарубежных ядерных отходов. Совершенно очевидно,
что не только строить, но и реконструировать реакторы Адамов
не собирался. «Не верьте ни одному слову Адамова!» — в сердцах
воскликнул бывший руководитель Госатомнадзора Юрий Вишневский.
Он сравнил 50-летний план развития отрасли с решениями Политбюро
в советские времена, когда принимались, но никогда не выполнялись
грандиозные планы. «Адамов действует по принципу: за 50
лет или ишак помрет, или шах помрет», — добавил Вишневский.
Кстати, основатель
и многолетний руководитель Госатомнадзора Юрий Вишневский
неоднократно предупреждал правительство о том, что происходит
в ядерной энергетике. Именно он обнародовал заявление о
том, что в последние десять лет зафиксированы многочисленные
случаи утечки ядерных материалов с ядерных объектов. Именно
он был единственным из руководителей органов государственного
управления, кто открыто выступил против ввоза в Россию зарубежного
отработанного топлива. Он же активно противодействовал принятию
предложенных правительством законопроектов, которые существенно
снижали требования к безопасности ядерных объектов. Он же
два года назад обратился с письмом к тогдашнему вице-премьеру
Илье Клебанову, предупредив его о серьезных нарушениях ядерной
безопасности при транспортировке отработанного ядерного
топлива.
Все эти выступления,
как нетрудно догадаться, закончились для Вишневского печально.
Его уволили. А на его место назначили скромного государственного
чиновника Андрея Малышева — героя многочисленных публикаций
о коррупции, которые вызвали серьезную обеспокоенность у
депутатов Госдумы.
А тут еще 20 мая
нынешнего года подоспел Указ президента № 649, согласно
которому Федеральная служба по технологическому надзору
и Федеральная служба по атомному надзору (бывший Госатомнадзор)
были объединены и преобразованы в Федеральную службу по
экологическому, технологическому и атомному надзору. То
есть в одном органе были объединены функции контроля над
всеми упомянутыми в названии этой службы сферами. Если учесть,
что в марте Федеральной службе по технологическому надзору
были переданы функции по контролю и надзору за преобразуемым
Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному
комплексу и упраздняемым Министерством энергетики, то становится
ясно, что у нас опять создают монстра с неописуемым количеством
полномочий. Ладно, пусть так. Но в таком случае важно в
самом начале заложить верную структуру, определить цели
и задачи, иначе указанная служба рассыплется как карточный
домик. Но создается впечатление, что все для этого и задумано.
Потому что цели нет, задач нет, структуры нет. Руководителя
тоже нет. Зато есть заместитель руководителя. Малышев. Аппаратная
история таких чудес не знает. Создан нехороший прецедент.
Бегство
от надзора
В последние
годы мы привыкли к тому, что в нашей стране бизнес делается
на всем, кроме как на реальном производстве, — на здоровье
людей, пенсионерах, инвалидах, детях, самом будущем страны.
Такой бизнес приведет к тому, что всякий иной бизнес будет
уже невозможен.
Складывается впечатление,
что увольнение Вишневского — тоже чей-то бизнес. Или антибизнес.
Только не очень пока понятно — чей. Иначе как объяснить,
что многое из того, чего достигла организация при Вишневском,
предано забвению. А достигнуто, кстати, было немало. И именно
на том пути, который начертал, кстати, президент Путин.
Самое главное — в Гос-атомнадзоре постепенно сложилась действенная
структура, которая поставила под четкий контроль работу
атомных объектов, разработала систему безопасности объектов
использования атомной энергии и ядерного топливного цикла.
Она наладила контроль и учет ядерных материалов, сертификацию
оборудования и информационное обеспечение. В результате
Росгидромет констатировал, что уже в 2002 году не было зарегистрировано
ни одной аварии, связанной с поступлением радиоактивных
веществ в природную среду. А среднегодовая концентрация
суммарной бета-активности аэрозолей в приземной атмосфере
по территории России стала заметно меньшей по сравнению
с предыдущими годами. Зато за год правления Малышева количество
нарушений на наиболее опасных объектах возросло на 30 процентов,
а на предприятиях ядерного топливного цикла — почти в два
раза. Не говоря уж о том, что из Госатомнадзора наметилось
массовое бегство наиболее квалифицированных сотрудников.
Ну что это, как не «бизнес»? Так, может быть, реабилитировать
все же идеи Вишневского, раз уж они дают столь впечатляющие
результаты? Может быть, есть смысл использовать их для создания
структуры новой службы, пока она не умерла, так и не родившись?
Под руководством
Вишневского, кстати, Госатомнадзор начал создавать систему
строгого учета источников ионизирующего излучения и ядерных
материалов, что, на наш взгляд, и стало основной причиной
увольнения Юрия Георгиевича. Ведь если бы система была достроена
до конца, а все источники переписаны, их стало бы невозможно
украсть. Кроме того, в ближайшее время планировалось реализовать
наконец положения Федерального закона «О техническом регулировании
в Российской Федерации» — то есть предстояла разработка
общего технического регламента по ядерной и радиационной
безопасности, чтобы избежать злоупотреблений в этой области.
Ну а на закуску Вишневский начал работу по приведению руководящих
документов Госатомнадзора в соответствие с Кодексом РФ об
административных правонарушениях. Ну кто ж такое потерпит!
Тем более что некоторые предприятия, регулярно выбрасывающие
радиоактивные отходы в близлежащие водоемы, обладают гораздо
большим влиянием на правительство, чем сто Вишневских.
Страна-катастрофа
Вследствие
всех этих работ Вишневского и его команды в России наконец
проглянула на свет первая правительственная структура, которая
на первое место по значимости вынесла не экономические показатели
(чаще всего фиктивные), а безопасность и здоровье человека.
Ведь благодаря системе лицензирования ядерных и радиационно
опасных объектов отделы инспекций Госатомнадзора получили
право в случае грубых нарушений останавливать работу предприятий
Минатома, невзирая ни на какие экономические потери. В результате
Россия вошла в тройку лучших стран мира по показателям безопасности
АЭС.
Вот это и была
реальная работа по структурированию отрасли, по взятию под
контроль любой экстремальной ситуации, которая способна
возникнуть на ядерных объектах страны. Это вам не 50-летний
план неизвестно чего и зачем. Здесь все конкретно — от этапа
к этапу. Странно только, что те, кто следует этим требованиям
реально, а не на бумаге, лишаются своих постов.
На самом деле
после 1991 года, когда старые структуры стремительно прекращали
свое существование, а новые не были созданы, мы получили
не просто системный кризис — мы получили системную катастрофу,
из которой так и не вышли. В результате чего стали страной-катастрофой,
непредсказуемой и опасной для окружающих. То есть надо не
просто преодолевать кризис — надо все создавать заново.
А людей, мыслящих системно, и в советское-то время было
мало. А после того как главной идеологией государства стала
идеология обогащения без правил и морали, таковые вообще
повывелись. Ну зачем, скажем, крупным предпринимателям государственное
системное мышление, если их интересы направлены совсем в
другую сторону? Отвечать за живущих рядом никто пока не
научился. Вернее, таких людей — единицы. Их можно пересчитать
на пальцах двух рук. И они на учете у тех, кому они мешают
«делать бизнес» на здоровье и жизни людей. Их просто не
пускают во власть.
В этой связи не
очень понятно, с кем президент собирается модернизировать
Россию, удваивать ВВП, «догонять Португалию» и возвращать
стране статус мировой державы. Не с теми же, кто торгует
ядерной безопасностью, как апельсинами на базаре.
Андрей
РЯБОВ
19.07.2004