Бизнес по-русски - правительство дарит Индии и Китаю
около $1 млрд. на строительство АЭС, а зарабатывает на
превращении России в международную ядерную свалку.
Российский кабинет министров принял решение выделить
в 2004-2005 гг. из бюджета около $1 млрд. в качестве кредитов
на строительство иностранных АЭС. Наиболее крупные кредиты
будут предоставлены Китаю на строительство Тяньваньской
АЭС - $401 млн. в 2004 г., и $68 млн. в 2005 г. На сооружение
индийской АЭС Куданкулам будет выделено $437 млн. В следующем
году могут быть предоставлены аналогичные кредиты Болгарии
и Вьетнаму.
Кредитование происходит на фоне все более активных попыток
правительства России организовать коммерческий импорт
иностранных ядерных отходов. Официальным предлогом для
одобрения в 2001 году законов, допускающих ввоз ядерных
отходов из-за рубежа Минатом называл получение средств
для экологических программ по реабилитации радиоактивно-загрязненных
территорий.
«Правительство не имеет средств ни на борьбу с радиоактивным
загрязнением, ни на компенсации пострадавшим от ядерных
аварий. Чтобы заработать эти средства, было решено устроить
в России международный ядерный могильник. В то же время
денег для строительства АЭС в других странах предостаточно.
Выделяя кредиты для АЭС, а не на срочные экологические
программы, правительство России жертвует здоровьем своих
граждан в интересах крупного бизнеса, - заявил Владимир
Сливяк, сопредседатель группы «Экозащита!» и соавтор единственного
российского исследования о ядерных экспортных кредитах
России. – За компаниями, участвующими в строительстве
иностранных АЭС, стоят известные олигархи, способные лоббировать
такие проекты в правительстве. К сожалению, именно они,
а не россияне, вынужденные жить на радиоактивных территориях,
влияют сегодня на распределение бюджетных потоков».
Согласно единственному российскому исследованию о системе
ядерных экспортных кредитов, проведенному группой «Экозащита!»,
начиная с 1991 г., Россия выделила около $ 5 млрд. на
строительство атомных станций за рубежом. Средства выделялись
на проекты строительства АЭС в Индии, Китае, Болгарии,
Иране и на Кубе. В случае каждого кредита часть средств
уже никогда не вернется в валютной форме, а взамен, по
условиям договоров, Россия получит продовольствие или
товары ширпотреба.
До сих пор ни одна из 5 стран, в которые «демократическая»
Россия решила экспортировать ядерные технологии, не вернула
даже части тех средств, которые предоставлены в виде экспортных
кредитов. То есть, никакой реальной прибыли Россия от
таких сделок пока не получила. Сроки же возвращения кредитов
отодвинуты на 15-20 лет, а условия часто невыгодны для
российского бюджета.
Несмотря на то, что именно российский налогоплательщик
является на сегодня главным финансистом атомных станций
в Китае, Индии, Иране и других странах, какие-либо механизмы
для контроля и общественного участия в принятии решений
отсутствуют.
В России, в отличие от других индустриальных стран,
при оценке целесообразности выделения экспортных кредитов
не учитываются ни экологические критерии, ни стандарты
в области прав человека. По большому счету не учитываются
даже экономические критерии, так как ядерный экспорт России
носит исключительно политический характер.
В принятии решений главную и решающую роль играет исключительно
заинтересованный экс-Минатом (Федеральное Агентство по
Атомной Энергии). Участие же Минфина или Министерства
экономического развития существует в весьма условном виде,
говорится в исследовании.