Новый правительственный законопроект, возмутивший научное
сообщество, все-таки принят Госдумой РФ. Принят пока,
правда, в первом чтении, что дает общественности еще какое-то
время для политических маневров. Потому что позволить
принять документ окончательно и именно в его сегодняшнем
варианте означает «позволить свершиться перевороту в образовании,
последствия которого могут быть просто катастрофичными
для страны в целом». Так сегодня говорят многие и в Комитете
по образованию и науке ГД РФ, и в Союзе ректоров России,
и в Российской академии наук, и в учительском профсоюзе.
Не слышен пока голос Министерства образования и науки...
Первыми подняли шум ректоры. Ректор Санкт-Петербургского
университета Виктор Романов, проректор Санкт-Петербургского
государственного университета Владимир Троян, ректор Уральского
государственного университета Владимир Третьяков, руководитель
Федерального департамента службы занятости населения по
Санкт-Петербургу Дмитрий Чернейко и другие представители
ректорского корпуса откомментировали на сайте Информцентра
образования попавший им в руки документ с готовящимися
поправками в законопроект об образовании. Ректоров возмутили
предложения, которые фактически запрещают государственным
вузам самостоятельно зарабатывать и тратить свои деньги.
Введение поправок, заявили ректоры, «лишает нас права
зарабатывать и на сдаче в аренду, и на платном обучении».
Новые поправки, по мнению ученых, непременно позовут за
собой запрет вузовских валютных счетов (разумеется, что
вся эта драма разворачивается на фоне всеобщих призывов
развивать контакты с зарубежными вузами)... Не менее страшной
(по последствиям) видится ректорам реорганизация государственных
вузов в автономные некоммерческие учебные организации,
«что фактически означает создание (пока завуалированных)
условий к приватизации вузов в будущем...»
Член профильного комитета ГД РФ Иван Мельников возмущен
не менее ректоров. «В 90-е годы удалось блокировать возможность
распродажи образовательных учреждений, когда правительствами
Гайдара, Черномырдина и Кириенко предлагалась их массовая
приватизация, – сказал Иван Мельников в своем комментарии
«НГ», – Тогда же удалось отстоять государственные гарантии
равнодоступности, бесплатности и высокого качества образования.
Что мы видим сегодня? Продолжая «технически» приводить
законодательство «в соответствие» с Бюджетным и Налоговым
кодексом, а также с административной реформой, правительство
предлагает Думе пакет «изменений и дополнений», с помощью
которого государство отказывается от всех своих обязательств
в области образования... Обратите внимание, из Закона
«Об образовании» предлагается вычеркнуть важнейшую норму,
обеспечивающую бесплатные места в вузах для «не менее
170 студентов на каждые 10 тысяч человек». Больше не хотят
гарантировать выплаты государственных пособий по уходу
за ребенком, пособия на детей малообеспеченным семьям,
многодетным и одиноким матерям, инвалидам детства, пособия
на детей военнослужащих срочной службы. Ликвидируются
и все налоговые льготы, которые были у образования на
протяжении многих лет... Полностью лишаются права на бесплатный
проезд иногородние студенты очной формы обучения и аспиранты
государственных и муниципальных вузов. Таким образом,
правительство уверенно предлагает студентам и аспирантам
платить самим или выбирать себе вуз только по месту жительства.
А как же в таком случае «явные преимущества ЕГЭ»? Новая
редакция статьи 50 Закона «Об образовании» исключает для
обучающихся действующие нормативы стипендий, льготное
и бесплатное питание и проезд на транспорте. Исчезают
обязательства по финансированию студенческих практик,
под большим вопросом оказываются оплачиваемые отпуска
для сдачи сессий, госэкзаменов и защиты дипломов, а также
оплата проезда один раз в год для заочников...»
«Цели принятия, безусловно, являются актуальными, – говорит
бывший глава профильного комитета в ГД РФ Александр
Шишлов. – Безусловно, действующее законодательство,
в том числе и в сфере образования, нуждается в изменениях.
Только в случае принятия этих изменений законодательные
основы государственной политики в сфере образования кардинальным
образом изменятся... Такой подход подрывает материальную
основу для реализации федерального государственного стандарта
общего образования и неизбежно приведет к росту неравенства
возможностей получения образования для жителей различных
регионов России. Негосударственные образовательные учреждения
фактически выводятся за рамки действия законодательства
об образовании... К сожалению, приходится констатировать,
что в рассматриваемом законопроекте в части образования
доминирует формально-бухгалтерский подход к ревизии законодательства,
основанный на экономии средств федерального бюджета, без
учета неизбежных негативных последствий для развития системы
образования и страны в целом».
Принятие Думой законопроекта в первом чтении произошло
как раз в тот момент, когда шло заседание Президиума Союза
ректоров России. На нем, кстати, обсуждали и сложившуюся
ситуацию. «Наступлением законопроекта на автономию вузов»
кратко обозначил суть нового документа ректор Московского
госуниверситета Виктор Садовничий. «Столь антинародного
законопроекта не было еще за всю историю пяти российских
парламентов», – заявил первый заместитель Комитета по
образованию и науке ГД РФ Олег Смолин... А тем временем
Дума голосовала «за».
Так будет ли учтено мнение значительной части научного
и образовательного сообщества при следующем голосовании
проправительственной Думы?