"Система
призыва себя изжила, это наследие крепостного права», -
такое мнение о системе комплектования российских вооруженных
сил высказал Уполномоченный по правам человека в РФ (омбудсман)
Владимир Лукин на презентации
книги «Защита прав граждан, призываемых на военную и направляемых
на альтернативную гражданскую службу», которая состоялась
9 июля в Центральном Доме журналиста.
Одним из направлений деятельности Уполномоченного является
правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека,
форм и методов их защиты.
Предлагаемый читателю сборник подготовлен сотрудниками
аппарата Уполномоченного и направлен на ознакомление граждан
с положениями нормативных актов, регулирующих вопросы
призыва на военную службу и направления на альтернативную
гражданскую службу (АГС), а также обжалование действий
органов власти и должностных лиц в судебном и административном
порядке.
В сборник включены международные акты, международные
договоры и законодательные акты Российской Федерации,
Указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые
акты Правительства Российской Федерации, министерств и
ведомств.
«В немалой степени нарушению прав граждан призывного
возраста способствует низкий уровень их правовой грамотности,
что не позволяет им законными способами защитить свои
права, приводит к уклонению от прохождения военной службы
и другим правонарушениям», - сказал Владимир Лукин.
По словам Лукина, проблемы связанные с призывом граждан
на военную службу, находятся под пристальным наблюдением
аппарата Уполномоченного. Результаты анализа информации
о нарушении прав призывников, обобщения итогов рассмотрения
их жалоб находят свое отражение в официальных документах
Уполномоченного, которые включены в настоящий сборник.
Начальник Управления государственной защиты прав человека
Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ Вячеслав
Селивестров рассказал о работе специального отдела по
защите прав военнослужащих и членов их семей.
«Уполномоченному постоянно поступают жалобы родителей
и самих призывников на нарушения их прав. По ним принимаются
конкретные меры. Факты необоснованного призыва на военную
службу негодных по состоянию здоровья, нарушения прав
на отсрочку и освобождение от прохождения военной службы,
отказов в направлении на альтернативную гражданскую службу
не остаются без внимания и реагирования Уполномоченного»,
- сказал Селивестров.
По его словам, больше всего обращений граждан поступает
в связи с необоснованным призывом на военную службу, много
граждан жалуются на использование служащих по призыву
на работах, не связанных с военной службой, а такой болезненный
пункт, как неуставные отношения, в последнее время, видимо,
не так остро стоит в армии.
Приведенные Владимиром Лукиным статистические данные
свидетельствуют, что государство по-прежнему привлекает
к исполнению этого долга и направляет в казармы далеко
не самую подготовленную и достойную часть молодежи. Из
призванных на военную службу в 2003 г.:
- нигде не работали и не учились до призыва - 34,9%;
- не имели основного общего образования - 21,7%;
- имели ограничения по состоянию здоровья - 53,4%;
- воспитывались одним родителем -19,5%;
- состояли на учете в органах внутренних дел за антиобщественные
проступки - 6%;
- имели снятую или погашенную судимость - 5,1%.
Такое «качество» контингента призывников, по словам Лукина,
негативно влияет на климат в армейской среде.
В ходе презентации публике было рассказано о вкладе,
внесенном Уполномоченным в подготовку и принятие в 2002
г. Госдумой Федерального закона "Об альтернативной
гражданской службе". С целью формирования благоприятного
общественного мнения и обсуждения конкретных предложений
по законопроекту специалисты аппарата Уполномоченного
по его указанию приняли участие в мероприятиях региональных
правозащитных организаций по проблеме АГС.
Владимир Лукин провел ряд рабочих встреч с депутатами,
фракциями и депутатскими группами, неправительственными
правозащитными организациями, принял меры к обсуждению
проблемы в средствах массовой информации. Деятельность
Уполномоченного на данном направлении в определенной степени
способствовала тому, что к началу 2002 г. актуальность
введения альтернативной гражданской службы нашла поддержку
у подавляющего большинства российской общественности.
«Ни одна партия, ни одно общественное объединение, ни
одна из ветвей власти, как в центре, так и в регионах,
уже не выступали против этого института, что, в конечном
итоге, обусловило его окончательное законодательное закрепление»,
- сказал Владимир Лукин
«Действенность вышеуказанного закона, вступившего в силу
1 января 2004 г., покажет практика его применения. Мы
приложим все усилия по его совершенствованию», - добавил
он.