В жестком кресле главного по правам человека в России
Владимир Петрович Лукин хорошо
сидит. Такую оценку заочно дали многие тысячи сограждан,
которые удвоили почту государственного правозащитного
аппарата после его утверждения в должности. Личные знания
большой дипломатии, опыт политика, прямой доступ к высшей
власти - багаж состоявшейся карьеры Лукина дал его нынешним
подопечным надежду на реальную помощь. Может, защиту от
произвола наши люди будут искать не в Страсбурге, а в
Москве, на Мясницкой, 47. Каким образом? Это стало понятно
по первому же ответу на первый вопрос.
- Владимир Петрович, вот письмо в редакцию, адресованное
вам лично. Пишет ветеран войны из Подмосковья. Ему 78
лет. Судится за свой земельный пай, но денег на адвоката
нет. Адвокатская коллегия в бесплатной помощи ему отказала.
А без этого нет шансов выиграть дело. Можно ли помочь
человеку?
- Постараемся помочь, давайте адрес. Наши юристы выступят
в роли консультантов.
Но вмешиваться в судебные разбирательства мы по закону
не можем. Суд - независимая инстанция. Это свято. Мы предлагаем
ввести институт общественных защитников в судебных заседаниях.
Многие люди в нашей стране просто не в состоянии оплатить
услуги адвоката. Но есть правозащитники с хорошей репутацией,
высокой квалификацией, которые готовы защищать граждан
совершенно бесплатно. Только этим защитникам требуется
законный статус. Этот законопроект сейчас находится в
Государственной Думе. И по нему идет дискуссия.
Кроме того, мы считаем необходимым восстановить институт
заседателей. Там, где нет присяжных, обязательно должны
быть два заседателя, соответствующим образом избранные.
Это поумерит самоуправство одного человека в мантии, которое
существует в судах.
- Мы призываем граждан все проблемы решать в правовом
поле. Люди идут в суд, а там их встречают бесправие, хамство,
коррупция. Как с этим бороться?
- Очень трудная проблема. Про судей уже анекдоты ходят.
Один из них жалуется другому: "Истец дал мне 50 тысяч,
а потом ответчик принес 70 тысяч. Теперь уж и не знаю,
как поступить!" - "А ты возьми с истца еще 20
тысяч и суди по совести!"
Я всегда был сторонником суда присяжных и продолжаю им
оставаться. Но когда этот суд вдруг принял пару решений,
от которых у некоторых просвещенных людей волосы встали
дыбом, возникла дискуссия. Не пора ли, мол, его как-то
ограничить? Мы сейчас готовим по этому вопросу специальный
доклад. Очень важны сама процедура формирования жюри,
четкие критерии этого отбора. Допустим, приходят 50 кандидатов
в присяжные. Кто их будет отбирать, по какому принципу?
Я считаю, что председатель суда не должен подбирать жюри
по своему произволу.
Судебная система, безусловно, независима. И никто, в
том числе и уполномоченный, не вправе вмешиваться в процесс
отправления правосудия. Но в соответствии с федеральным
конституционным законом уполномоченный вправе обращаться
в надзорные инстанции с ходатайствами о проверке того
или иного решения суда.
Но тут возникла интересная ситуация. Если в прежних кодексах
были нормы, которые обеспечивали уполномоченному реализацию
определенных прав, то в новых редакциях УПК и ГПК они
отсутствуют. Но реально-то судьи смотрят именно в кодексы,
а не в конституционный закон об уполномоченном. Поэтому
мы сейчас подготовили ряд законопроектов, которые обеспечили
бы внесение соответствующих изменений.
- Перейдем к главному вопросу читателей "РГ":
на кого и как уполномоченный по правам человека может
реально повлиять?
- У меня есть горькая шутка, которую я люблю повторять:
если у вас появились проблемы с правами человека, то обращайтесь
ко мне - я вам посочувствую. А если серьезно, то институт
уполномоченного по правам человека ограничен законом,
причем, на мой взгляд, довольно существенно. Мы - внесудебный
орган. Уполномоченный принимает жалобы граждан и реагирует
на них. Он может дать жалобам ход, то есть высказать свое
суждение по их сути. Встречаются ведь жалобы необоснованные
и в правовом, и в человеческом отношении.
Хотел бы особо подчеркнуть, что подход уполномоченного
к человеческим проблемам связан не с одними лишь правовыми
делами. Уполномоченный в парламенте присягает руководствоваться
не только Конституцией и законами, но своим собственным
пониманием справедливости и совести. Гуманный аспект проблемы
часто теряется за юридическими составляющими. Право -
оно ведь не всегда гуманно. Кстати, в статье 7 нашей Конституции
сказано, что государство у нас не только правовое, но
и социальное. Помимо законов существуют чисто человеческие
подходы к делу в тех ситуациях, когда право не дает ответа
на вопрос. Об этом стоит помнить.
- Вы работаете только по конкретным жалобам граждан?
- Нет, не только. И самостоятельно тоже. Недавно мы создали
специальную экспресс-группу, которая в оперативном порядке
отслеживает события, вызывающие бурную общественную реакцию.
- Что же, по вашей информации, сегодня больше всего
волнует российских граждан?
- Перевод льгот в денежные компенсации. К нам сейчас
поступают многочисленные обращения и жалобы от общественных
организаций ветеранов, инвалидов, чернобыльцев, которых
пугает эта замена. Мы послали по этому поводу обращения
к председателю нашего правительства Фрадкову и председателю
Государственной Думы Грызлову. Мы предложили провести
широкие слушания в Госдуме. Но слушания не формальные
с привлечением "удобных" лиц, которые говорили
бы только то, что приятно, а реальных, серьезных общественных
организаций. И ветеранов, и инвалидов. Речь идет не о
голой критике, а о выдвижении конкретных предложений.
Могу только приветствовать заявление президента и обещание
министра Зурабова о том, что ни один человек в итоге от
этой реформы не потеряет. Вот и надо добиваться того,
чтобы это обещание было выполнено. Ведь за общей формулой
много жизненно важных цифр, которые нужно обсудить досконально,
прежде чем принимать закон во втором чтении.
- И какова была реакция на ваши обращения?
- Мой коллега Андрей Исаев, председатель Комитета Госдумы
по труду и социальной политике, сообщил, что такие слушания
готовятся и что я буду туда приглашен. Мы будем отстаивать
сторону президента и сторону Зурабова в том смысле, что
ни один человек от реформы не пострадает.
А вообще я думаю, что это урок. И урок простой. Если
у нас в обществе не будет реальной дискуссии относительно
важнейших решений, законопроектов, то в краткосрочном
плане, возможно, кто-то и выгадает. А в долгосрочном может
случиться так, как однажды уже с нами было: " Просыпаюсь
- здрасте, нет советской власти!" В СССР, как вы
помните, официально проблем не было. Не было и настоящих
дискуссий. Но потом и самого Союза не стало...
- В феврале утверждение уполномоченного в Госдуме
прошло "на ура". А как складываются отношения
с ними сейчас?
- В принципе отношения строятся нормально. Парламентарии
ко мне приходят. Есть контакты с председателями комитетов.
Но в целом у меня складывается впечатление, что творческая
активность депутатов сильно понизилась по сравнению с
тем, к чему я привык за 12 лет работы в Думе.
- Заметно, что, потрудившись в новом качестве, вы
на многое взглянули по-иному. Какие еще изменения вы бы
внесли в те законы, которые сами принимали, будучи депутатом?
- Сейчас я скажу смелую вещь. Некоторые изменения следовало
бы внести в Конституцию. Я же когда-то был членом Конституционной
комиссии Верховного Совета и членом Конституционного собрания,
которое принимало ее в 1993 году, вносил туда поправки,
и некоторые из них были приняты. Так вот, на основе этого
опыта я бы внес ряд изменений. Но пока Конституцию трогать
не надо. В этом смысле я с точкой зрения президента согласен.
Боюсь, что в нынешней общественно-политической обстановке
баланс поправок может оказаться совсем не в пользу прав
граждан.
- Вы - дипломат с солидным стажем, были послом в США.
Да и в новом качестве часто ездите за рубеж. Заметны ли
существенные различия в системах защиты прав человека?
Мы в этом по-прежнему отстаем?
- По написанному мы мало чем отличаемся от европейских
стандартов. А вот по реализованному - есть проблемы. Но
при всех сложностях, при всех колебаниях и зигзагах за
последние 15 лет Россия стала гораздо ближе к Европе.
- Чем условия вашей новой работы отличаются от тех,
в которых действуют зарубежные коллеги?
- Приведу два примера. У нас аппарат уполномоченного
- это 170 человек. На первый взгляд довольно существенно.
Но в Праге, например, в штате омбудсмена работают 70 сотрудников
при населении страны всего 10 миллионов. Да и какие у
них там проблемы в сравнении с нашими!
Теперь о полномочиях. От своего португальского коллеги
я недавно узнал, что у них существуют три категории запроса.
Первая - это предложение. Оно такое мягкое, почти неформальное.
Если на него не реагируют, следует рекомендация омбудсмена
- форма более жесткая, официальная. О ней общественность
обязательно извещает пресса. Если и это не помогает, следует
третья форма - вызов должностного лица. Игнорировать его
невозможно, поскольку в уголовном кодексе Португалии есть
такое понятие, как "преступление неповиновения".
Наступает ответственность должностного лица.
- А как обстоит дело у нас?
- А у нас уважают, конечно, вежливо кивают. Но при этом
порой говорят "нет" или "надо подумать".
Но вообще по закону любая инстанция обязана ответить в
15-дневный срок.
- И что, оперативно чиновники вам отвечают?
- Как правило, да. Но бывают исключения. Мне ведь, оказывается,
в Кремль пройти проще, чем в какое-нибудь ООО или ЗАО.
Есть, к примеру, такая очень солидная организация под
названием "Газпром". Она, в частности, сотрудничает
по газовым вопросам с Туркменистаном. А там сейчас творятся
разного рода нарушения в отношении российских граждан.
В тяжелейшем положении оказалась одна русская школа, носящая
имя Пушкина. И мы обратились к руководству "Газпрома"
с просьбой помочь школе. А оттуда ни письма, ни звонка
- ничего. Так что мы вместе с учениками этой школы пока
находимся в состоянии ожидания.
Но это - пример нетипичный. А вспомнил я о нем лишь потому,
чтобы показать, что поправки в закон действительно нужны.
Они указали бы, что представитель государства, занимающийся
правами человека, заслуживает внимания. И если оно не
оказывается, будут определенные санкции. И не только наказательного
свойства. Тут нужна пресса. Потому что омбудсмен без прессы
- пустое место.
- Страна у нас огромная. Даже со штатом помощников
повсюду не поспеть. У вас есть представители в регионах?
- По закону уполномоченные по правам человека должны
быть в каждом субъекте РФ. Но пока работают только 27.
Как ни парадоксально, их нет даже в обеих столицах. Что
касается Питера, то там они оказались жертвами демократии
первой волны. Выдвигают, обсуждают, голосуют, но никак
не утвердят. Я им даже письмо послал с напоминанием о
том, что Питер - это ведь еще и колыбель демократии, а
не только трех революций. Надеюсь, они все-таки решат
это дело. А в Москве - просто не хотят. Вице-мэр Валерий
Шанцев в ответ на мое письмо мэру сообщил, что "Москва
- это Москва", в ней и так столько федеральных органов,
что никакой дополнительной защиты прав человека не требуется.
Тогда я решил для себя, что раз не требуется, то сам буду
по совместительству московским омбудсменом. Все-таки,
по большому счету, я тоже москвич.
- И все же непонятно, почему уполномоченных по правам
человека до сих пор нет и в большинстве регионов страны?
- В Конституции России сказано, что проблема защиты прав
человека находится в совместном ведении региона и федеральной
власти. И я сторонник того, чтобы региональный омбудсмен
утверждался местным законодательным собранием. Но для
того, чтобы его деятельность была по-настоящему полезной,
а не показушной, нужен двойной ключ. То есть должен быть
и федеральный фактор в лице общероссийского уполномоченного.
Это не моя попытка выстроить какую-то вертикаль, а просто
рациональное стремление добиться эффективной работы.
В целом ряде регионов ситуация непростая, многое зависит
от политических интриг. Там, где законодательное собрание
враждует с губернатором, картина рисуется одна, там, где
дружит, - другая. Но обе они часто далеки от идеальной.
Должны быть приняты нормальные региональные законы по
региональным омбудсменам.
Кстати, со многими из них у нас хорошие рабочие отношения.
Я им звоню, обмениваемся информацией. Недавно я был в
Нижнем Новгороде. Там по инициативе Сергея Кириенко проведено
очень полезное собрание. Был решен вопрос по выборам регионального
омбудсмена.
- Раз уж вы добровольно взяли на себя обязанности
уполномоченного по правам человека в Москве, ответьте
на вопрос жителей столицы. Многие москвичи страдают от
того, что их выселяют из центра на окраины. Так называемая
"точечная застройка", вырубка зеленых насаждений
- это нарушение прав или нет?
- Будем рассуждать так. Не надо умолять власти быть святыми
и гуманными. Думать, что власть состоит из одних Иоаннов
Кронштадтских и Серафимов Саровских, было бы преувеличением.
Поэтому давайте действовать: объединяться, формулировать
вопросы и требования, оформлять их документально. Когда
все это будет сделано, организуем встречу со столичным
руководством, публично обсудим возникшие проблемы. И я
готов оказать в этом содействие.
- Многие читатели хотят узнать адрес уполномоченного.
Как попасть к вам на прием?
- У нас есть приемная по адресу: Москва, улица Мясницкая,
47. Только прошу учесть, что это всего лишь "общежитие".
В здании находится еще с десяток разных организаций, недавно
обнаружил даже какую-то поликлинику. Мы там постояльцы,
а не хозяева. Охрана у входа, и та не наша. Еще при моем
предшественнике выделили дом, но только на бумаге. По
сути его надо строить заново. Сильно сомневаюсь, что строительство
входит в мои прямые обязанности. Разумеется, государственное
учреждение под государственным флагом должно стоять. Кстати,
в таких не самых процветающих странах, как Грузия и Украина,
для моих коллег сумели найти отдельные здания.
- Известно, что один из заместителей начальника ГУИН
недавно обвинил правозащитников в связях с криминалом.
В чем суть конфликта с тюремным ведомством?
- В феврале, когда в тюрьмах Ленинградской области начались
беспорядки, мы послали туда с проверкой наших специалистов.
Однако руководство местного УИН заняло странную позицию:
вот этих ваших сотрудников пустим, а этих - нет. Серьезных
нарушений было выявлено много. Потом быстро сработала
Генпрокуратура. И поскольку они опытнее, то нашли даже
больше, чем мы. С руководством ГУИН мы встречались несколько
раз. Приглашали общественных правозащитников.
В целом контакт налажен. Но когда дело доходит до каких-либо
конкретных нарушений, начинаются обиды. Прозвучало даже
обвинение, что общественные правозащитники живут на деньги
криминальных структур.
Я ответил, что, во-первых, это надо проверить, во-вторых,
доказать.
Теоретически ничего исключать нельзя. Люди всякие бывают.
О сотрудничестве некоторых сотрудников правоохранительных
органов с криминальными структурами тоже вот идут разговоры.
А нужны факты и доказательства. Поэтому не будем заниматься
перепихиванием с больной головы на здоровую. Есть конкретные
примеры, будем их проверять. А если нет, давайте работать,
"в своей роте" порядок наводить. К их чести,
они потом принесли извинения за свои неосторожные высказывания.
Ну и ладно. Будем считать, что эта страница перевернута.
- Сообщалось о ваших встречах с Генеральным прокурором
и руководителями МВД. О чем, если не секрет, там шла речь?
- Я был у Нургалиева, мы несколько раз встречались с
Чекалиным.
Жалобы на действия сотрудников милиции - это больше трети
всей нашей работы. Руководство МВД сознает остроту ситуации
и к совместным действиям относится конструктивно. Мы подготовили
протокол по сотрудничеству. Например, происходят назначения
руководителей в системе МВД в регионах. Почему бы не запросить
мнение правозащитников об этих людях? И таких форм сотрудничества
существует много.
У Генерального прокурора некоторые вопросы удалось решить
прямо в кабинете. К примеру, разобрались с недоразумением,
когда ответственный сотрудник прокуратуры поставил под
сомнение презумпцию невиновности. Непубличные беседы тоже
порой приводят к полезным итогам. Думаю, что дипломатия
противоречит принципу лягушки-путешественницы, которая
в полете закричала: "Это я придумала!" Главное,
чтобы результат был.
-100 дней в новой должности уже миновали еще в мае.
Есть ли проблема, которую уполномоченный по правам человека
может назвать уже решенной?
- Пожалуй, да. Правда, история эта началась еще в прошлом
году, когда к моему предшественнику Олегу Орестовичу Миронову
обратились активисты ветеранской организации "Надежда"
из Липецка. Речь шла о том, чтобы распространить действие
статьи 14 закона "О ветеранах" на людей, которые,
будучи еще детьми во время Великой Отечественной войны,
стали инвалидами вследствие контузий, ранений или увечий.
Мы обратились к депутатам, но поддержки не получили. И
тогда пошли другим путем. Обратились в 27 субъектов РФ,
заручились поддержкой губернаторов и вышли на председателя
организационного комитета "Победа", которым
является президент России. Законопроект был подготовлен
в кратчайший срок, сразу в трех чтениях принят, и 9 Мая
президент его подписал. В результате 25 тысяч инвалидов
получили право на получение второй пенсии и льгот.
- "Права человека", "уважение к закону",
"толерантность" - для большинства людей это
понятия абстрактные. А для вас они с чем-то конкретным
связаны?
- Я часто вспоминаю один случай. Когда был послом в Америке,
меня повезли на рыбалку. Индеец, хозяин шхуны, ловил рыбу,
а я только делал вид, что ловлю, поскольку вообще этого
не умею. Он вытаскивает из воды хорошую рыбу и показывает
мне - у-у, какая! Потом снимает ее с крючка и бросает
в океан. Я говорю: "Что ты делаешь?" А он объясняет,
что она на два сантиметра меньше, чем нужно по закону,
и значит, должна плавать.
Кругом океан... Ни полиции, ни рыбинспекторов, ни вертолетов!
Вот я и подумал, что, когда хотя бы четверть населения
у нас будет вот с такими правовыми инстинктами, мы станем
гораздо богаче, чем Америка.