[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
С участием Сергея Митрохина
Кто пишет сценарий под названием кризис?
Экономическая обстановка в стране позволяет властям ни в чем себе не отказывать
ИА "МиК", 7 июля 2004 года

Новая дестабилизирующая общественное сознание информация, касающаяся ситуации в финансовой сфере и экономики в целом, появилась на этой неделе: Центробанк и финансовые эксперты зафиксировали резкий отток капиталов из России; выяснилось, что «черный список» проблемных банков на самом деле существует – 6 июля один из них, Гута-Банк, приостановил свои финансовые операции; генпрокурор Устинов намекнул, что ЮКОСу возможно будут предъявлены новые претензии, хотя уже имеющиеся не позволяют надеяться на то, при сохранении нынешней жесткой линии государства компании удастся избежать банкротства. Все три тенденции, по оценкам экспертов, безусловно, повлекут за собой общее ухудшение ситуации в российской экономике.

Согласно заявлениям представителей Центробанка, в первом полугодии 2004 г. чистый вывоз частного капитала из России вдвое превысил темпы прошлого года и составил $5,5 млрд. (за 2003 г. - $2,3 млрд., за 2002 год - $8,1 млрд.). Президент фонда экономических исследований Центр развития Сергей Алексашенко располагает другими данными. По его словам, только с середины февраля до апреля с.г. отток капитала из России превысил $12 млрд., итоговая же цифра составляет около $15 млрд. В эфире радиостанции "Эхо Москвы" С. Алексашенко назвал данный факт "экстраординарным событием", какого не было за всю историю России, отметив, что ЦБ располагает данными лишь о "чистом" вывозе капитала, в то время как надо оценивать "валовой", а это самая значительная сумма за последние 10 лет.

Главный редактор "Еженедельного журнала" Михаил Бергер назвал в качестве причины оттока капиталов "риски административного произвола и стабильное влияние власти на суды, невозможность защитить права собственников и акционеров". Заместитель председателя думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев указал на две причины - моральную и физическую: историю вокруг ЮКОСа и падение доллара относительно рубля, в результате чего люди были простимулированы к вложению денег за границей и переходу от рублевых вложений в долларовые. Глава комитета по бюджету Совета Федерации Евгений Бушмин считает, что "чрезвычайно высокий уровень оттока частного капитала из России - следствие нестабильной политической обстановки в России", в том числе, "политические проблемы с бизнесом", которые необходимо урегулировать. Научный руководитель института проблем глобализации Михаил Делягин напрямую связал отток капитала с ситуацией вокруг ЮКОСа, предсказывая дальнейшее ухудшение ситуации.

С прогнозом о возможной дестабилизации в банковской сфере выступили «Известия» - по сведениям газеты, расчистка банков, среди которых есть кредитные учреждения, уже месяц испытывающие проблемы с исполнением обязательств, начнется в начале будущей недели, хотя в Центробанке эту информацию категорически опровергают.

«Новые известия» опубликовали названия десяти банков из «черного списка», наличие которого чиновниками из ЦБ также опровергается. В него вошли «Содбизнесбанк», «Кредиттраст», Новочеркасский Городской Банк; Банк «Павелецкий», Коммерческий Банк Сбережений, «Промэксимбанк», Банк «Диалог-Оптим», «Гута-Банк», «Альфа-Банк», Банк «Авангард». С начала банковской зачистки рост объема вкладов в России упал в 42 раза, отмечает газета, и приводит данные экспертов, согласно которым около 10% всех частных вкладчиков с начала мая закрыли свои счета.

6 июля Гута-Банка попадание в список оправдал. Обслуживание клиентов было приостановлено по причине проблем с наличностью ввиду крупных трат в июне, при этом некоторые аналитики вспомнили, что банк приобретал в минувшем месяце крупный пакет акций ЮКОСа. Рейтинг Гута-Банка, занимающего 20 место среди российских банков по размеру активов и 24 по размерам собственного капитала, был приостановлен. При этом глава другого попавшего в «черный список» гиганта – Альфа-банка, Петр Авен был вынужден опровергать слухи о проблемах в его банке.

Был бы в 1998 году такой профицит и такой курс, так до сих пор Кириенко премьером был …

Непосредственным свидетелем дефолта 1998 года был член федерального совета СПС Борис Надеждин, входивший в правительство Сергея Кириенко. Имеют ли сегодня место кризисные тенденции в банковской сфере и как можно расценивать резко увеличившийся отток капитала из России за первое полугодие? - спросил у него МиК:

- Ну, я так скажу. Власти в стране могут позволить себе довольно сильно резвиться насчет бизнеса. Просто потому, что сейчас не 1998 год и запас прочности российского государства в финансовом смысле огромный. Можно вспомнить, что скоро золотовалютные запасы ЦБ будут $100 млрд., можно вспомнить профицит бюджета, который я думаю, по этому году будет не меньше чем 200 млрд. рублей. В этом смысле экономическая обстановка позволяет властям ни в чем себе не отказывать в смысле наездов.

То есть, суммы утечек капитала, которые сейчас фигурируют, они все-таки заметно меньше. А, кроме того, знаете, щелкнула пальцами Налоговая инспекция – бах, 3 млрд. долларов с ЮКОСа в бюджет отняла, потом еще раз щелкнула пальцами – вот и профинансировали замену льгот пособиями. Бросается в глаза удивительное совпадение цифр, не заметили?

Просто два раза отнять у ЮКОСа по 90 миллиардов, вот и 170 получается. Конечно, это все демонстративно происходит. Вывод из всего такой – с жиру бесятся! Если бы ситуация была такой критической, как в 1998 году, когда баррель нефти стоил не $30, а $10, тогда бы, конечно, осторожнее были бы.

В то же время нельзя недооценивать этих тенденций. Потому что завтра ситуация будет другая – сегодня бюджетный профицит и цены на нефть одни, а завтра будут другие, а маховик сразу не остановить, я имею в виду полицейский маховик, в виде наездов и т.д.

Поэтому резюмирую – сегодня каких-то рисков и угроз нет, запас прочности большой, но если идиотскую политику и дальше проводить, как она в последнее время проводится, то можно допрыгаться и до реальных проблем.

- А банки проблемные на самом деле существуют?

Это вообще ерунда полная. На самом деле я объясню, что происходит. Дело в том, что наш рынок банковских услуг не является особо выгодным делом. То есть, в стране пока еще не настолько все стабильно и долгосрочно, чтобы можно было давать длинные кредиты надежные и все такое. Поэтому банковская прибыль достигается на различном количестве операций – обмене валюты, коротких деньгах и т.д. Одна из любимых операций, которую достаточно часто многие средние и мелкие банки делали – это элементарное отмывание денег. Но отмывание не в смысле каких-то не дай бог преступных доходов, а просто налоговые схемы – кэш, и т.д.

Значит, соответственно, как все устроено? Терпение у правоохранительных органов переполняется при виде некоторых слишком уж наглых таких операций. Они и говорят - ребята, у вас банк с уставным капиталом, условно говоря, 5 млн. евро, практически предельно маленький, но чего-то вы какими-то сотнями миллионов кэш возите сюда - сюда. Как-то странно все это. Ну и просто, насколько я могу судить по списку банков, на которые сейчас как бы напали – они просто взяли некоторых, особо рьяных, и поставили на место. Но прямым последствием этого мероприятия явилось, например, то, что характерные ставки на обналичивание выросли в стране за последнее время. Ну, рынок он и есть рынок!

- То есть, спекуляция идет?

Ну да. Также не надо забывать и такие, к сожалению, традиционные для русского бизнеса методы конкурентной борьбы, как присыл налоговых полицейских и прокуроров. Это обстоятельство тоже могло иметь место.

- Можно ли сделать вывод, что серьезных реальных опасностей для финансовой сферы на самом деле нет?

Слушайте, я работал в правительстве в августе 1998 года. У меня есть, с чем сравнивать. Господи, был бы при нашем правительстве такой профицит и такой курс, так до сих пор Кириенко еще бы премьером был …

Бизнесу дается однозначный сигнал: «Спасайся, кто может!»

Заместитель председателя РДП «Яблоко» Сергей Митрохин также считает, что главным режиссером закручиваемого сценария является власть:

- Сейчас пока рано делать оценки. Но, судя по всему, власть берет курс на жесткий переход к государственному капитализму, в котором именно власть будет диктовать основные условия в виде законов и в виде прямого контроля над крупным бизнесом. И это не означает изменения олигархической системы, потому что сращивание власти с бизнесом от этого никак не изменится. Это просто такая разновидность олигархической системы, в которой будет доминирование государства. И ведение бизнеса будет осуществляться государством. По крайней мере, крупного бизнеса.

Но поскольку нет никакой системы сдержек и противовесов – она отсутствует, то власть и не стесняется в методах достижения целей. Это и дальше будет происходить таким, практически насильственным путем. И еще в этом ряду надо перечислить не только компании и банки, но и историю с КПРФ, по отношению к которой осуществляется примерно то же самое.

То есть, курс взят не только на подавление и подчинение независимого бизнеса, но и на подчинение гражданского общества и политических партий. И это очень опасная тенденция.

Что же касается утечки капиталов, то это прямое следствие происходящего, так как бизнесу дается однозначный сигнал: «Спасайся, кто может!» и поэтому отток капиталов будет продолжаться и дальше.

Но власть это не смущает. Так как она владеет основными финансовыми активами, и издержки в виде оттока какой-то части капиталов ее мало волнуют.

Решающее значение имеет другое – Запад отлично информирован

Заместитель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму, член ЦК КПРФ Валентин Романов, комментируя ситуацию, сказал МиК:

- Я думаю, что речь идет о неблагополучии в экономике России и в этой связи, конечно, и в финансовой сфере. Думаю, что бегство капиталов, которое носило широкомасштабный характер при Ельцине, в ближайшее время может активизироваться. На каком-то этапе, при начале правления нынешнего президента, утечка капиталов несколько снизилась, но не была остановлена. И государство, в том числе, и президент не проявляют достаточно политической воли, чтобы предпринять эффективные шаги в этой сфере. Я имею в виду экономические шаги, а не чисто административные. Я думаю, что западные инвесторы внимательно отслеживают ситуацию, связанную с ЮКОСом. Но эти события имеют некоторое значение, а решающее значение имеет другое – Запад отлично информирован. Он знает, что системный кризис в России не преодолен, не случайно за прошлый год поток прямых зарубежных инвестиций в Россию снизился, и если взять нашего великого соседа Китая, который занимает первое место в мире, если я не ошибаюсь, с показателем $53 млрд. прямых инвестиций, то Россия выглядит на этом фоне более чем бледно.

То есть, это тревожные объективные симптомы, на которые - так как у нас финансовый капитал играет решающую роль, а не промышленный, к сожалению - финансовые спекулянты, конечно же, работают. Поэтому утечка информации, ссылки, слухи – все это дополнительно дестабилизирует ситуацию. За последние десять дней почти по всех центральных газетах, и я не думаю, что это случайность, прошла серия публикаций о том, что надвигается дефолт. То есть, сплетаются факторы внутреннего кризиса, недоверия Запада к устойчивости ситуации в России, плюс усиливающаяся клановая борьба и все остальное. И это очень неблагоприятная тенденция.

ИА "МиК", 7 июля 2004 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Сергей Митрохин



info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]