Права
человека. Знаем ли мы их и можем ли защитить? Об этом Юлий
Семенов беседует с уполномоченным по правам человека в Российской
Федерации Владимиром Лукиным.
- Владимир Петрович, я не поленился подсчитать, сколько
дней вы уже при исполнении. Получилось, что сегодня 110
дней, как вы назначены уполномоченным по правам человека
в Российской Федерации.
ЛУКИН: Наполеону этого с избытком хватило, чтобы
взять второй раз власть и ее потерять. 100 дней, как известно,
он царствовал. Но я пока еще при должности.
- И тем более вы в известной степени оппонент власти,
вы борец за то, чтобы власть уважала и соблюдала права человека.
Ваши первые впечатления за прошедшие три месяца: какова
ситуация с соблюдением прав человека в стране? Что вас беспокоит?
ЛУКИН: Вы правильно сказали, что у меня должность
такая, что я не могу не быть оппонентом власти, но хитрость
моей должности состоит в том, что я - избранный властью
оппонент этой власти. И это непростая и в какой-то мере
дипломатическая работа, потому что если я напрочь буду ссориться
с властью, то я не смогу быть эффективным адвокатом граждан.
А если я не буду с ней ссориться, то я тем более не смогу
быть эффективным адвокатом, потому что я буду вместо адвоката
прокурором, что не совсем одно и тоже. Поэтому мне приходится
довольно сложно, и вместе с тем, по-моему, за эти 110 дней
кое-что удалось сделать.
Я думаю, что состояние с правами человека в России двойственное:
с одной стороны, мы имеем Конституцию, в которой очень ясно,
хорошо, подробно, на мой взгляд, прописаны многие важные,
существенные права человека: политические права, личные
права, религиозные, права на образование и социальные права.
Ведь в главе 7 Конституции сказано, что мы являемся не только
правовым, но и социальным государством, то есть государством,
которое обязано заботиться о благосостоянии тех граждан,
которые сами не могут о своем благосостоянии позаботиться,
и это конституционная обязанность государства, не благо,
а именно обязанность. В этом плане мы действуем по очень
хорошему, одному из лучших в мире закону. А вот что происходит
на самом деле - это другой вопрос.
- Какие наиболее типичные, на ваш взгляд, нарушения прав
граждан? И насколько у нас люди осознали свои права, те
же самые положения Конституции?
ЛУКИН: Это очень важная проблема. Конечно, права
наших граждан реализуются на практике с очень большими трудностями,
очень неполно, и я не могу назвать удовлетворительной ситуацию
с правами человека, которая в нашей стране сейчас существует.
Работы в этом смысле очень много и не на одно поколение.
В какой-то мере можно судить о том, что больше всего беспокоит
граждан, по количеству жалоб, которые приходят в адрес института
уполномоченного. Это, может, не вполне точный социологический
анализ, пишут уж совсем люди отчаявшиеся, но это и указатель.
Жалоб очень много, только за первый полный месяц моей работы,
март, к нам поступило 3300 обращений - это существенно больше,
чем до этого. Частично это связано с тем, что была в прессе
проанонсирована смена уполномоченного, повысился интерес,
появился свежий человек. И потому что существуют проблемы
у граждан. Примерно треть жалоб приходится на социальные
проблемы, связанные с пособиями, пенсиями, с их недостатком,
с мизерной зарплатой, которая часто существенно ниже прожиточного
минимума, - вот по всем этим категориям приходят жалобы.
И вторая треть - это жалобы, связанные с самоуправством
правоохранительных органов, начиная от первого контакта
с ними до задержания и вплоть до выходя из тюрьмы и реабилитации.
Весь этот контакт гражданина с правоохранительными органами
вызывает очень серьезные жалобы, нарекания, иногда просто
отчаянные.
При этом должен заметить, что в последние месяцы социалка
со второго места вышла на первое, она превысила жалобы на
правоохранительные органы, что, видимо, связано с тем острым
моментом, который мы переживаем, связано с подготовкой и
проведением новых законопроектов и беспокойством части общества.
Это основные жалобы. Конечно, есть и другие поводы пожаловаться,
но главное - это. Мы в основном отвечаем на жалобы и инициируем
свои собственные разговоры с властями и обращения к властям,
когда сами видим вопиющую несправедливость, хотя жалоб и
не получаем.
Аппарат уполномоченного состоит из 170 человек. На первый
взгляд это, кажется, немало, но если мы посмотрим на количество
жалоб, то увидим, что люди загружены очень, и даже перегружены.
Конечно, можно формально отписаться, что, к сожалению, иногда
бывает, далеко не всегда, но иногда. Ведь надо же следить
за делом. Могу рассказать о двух-трех делах, которые приходят
к нам и которые мы принимаем.
- К нам на пейджер поступили первые вопросы, есть и поздравления.
ЛУКИН: Спасибо. Скорее соболезнования надо выразить.
- С другой стороны, есть острые вопросы, например: "Очень
знаменательно ваше выступление в день отмены льгот, то есть
замены льгот на их денежное выражение. Где же вы были раньше?
Чем даже в шутку упоминать имя Наполеона, лучше дела делайте
по защите прав человека!"
ЛУКИН: Раньше я был там же, где и вы, то есть в городе
Москве, Россия. Правда, я часто выезжаю в другие города
страны и занимался всеми теми актуальными вопросами, о которых
рассказывал: встречался с Генеральным прокурором по целому
ряду дел, встречался с министром внутренних дел, с руководством
Главного управления исполнения наказаний и так далее. Я
вам говорил, что у нас жалобы есть на правоохранительные
органы, у нас есть жалобы по социальным вопросам. Так что
я занимаюсь тем, другим, третьим... В Чечне существуют проблемы,
в Ингушетии существуют проблемы; у нас 89 субъектов Федерации,
и в каждом регионе существуют серьезные проблемы и конкретные
дела. Я хотел бы вам сказать, что вообще проблемами законодательства
и проблемами, связанными с тем, какие законы принимать,
какие не принимать, уполномоченный не занимается - это не
его обязанность. Уполномоченный - это человек, который рассматривает
конкретные вопросы, когда конкретным образом страдают интересы
конкретного лица по конкретному нарушению конкретного закона.
Вот этим мы и занимаемся, а принимать законы - это дело
Думы Государственной и Совета Федерации. В Думу и Совет
Федерации избираются депутаты, которых избираете вы, поэтому,
когда вы недовольны тем, как работают депутаты, обратитесь
прежде всего к себе и к своим друзьям - а кого вы выбирали,
кто ваш депутат конкретный, как он голосует, в соответствии
с вашими пожеланиями или нет? Так что я передаю этот вопрос
вам, а сам буду заниматься своим делом и стараться это делать
добросовестно.
- Автогражданке исполнился год. По мнению одного слушателя,
она грабительская. Является ли это нарушением прав граждан,
особенно пенсионеров?
ЛУКИН: Задача уполномоченного состоит, повторяю,
в том, чтобы выяснить, есть ли нарушение того закона, который
существует в нашей стране. Закон об автогражданке принимался
Государственной Думой, Государственная Дума долго думала
по поводу этого закона. Та версия, которая сейчас существует,
- это проблема законодательства. Уполномоченный не обладает
законодательной инициативой. Вот когда я был в Государственной
Думе, я обладал законодательной инициативой, и вы могли
бы ко мне обратиться и сказать: "Внесите другой законопроект,
который нам нравится, а иначе мы тебя не выберем!". Сейчас,
если тот закон, который реально существует, в чем-то нарушен,
вы можете обратиться ко мне, и я обязательно буду отстаивать,
чтобы с вами поступали по закону.
- Как к вам можно обратиться?
ЛУКИН: Адрес: Москва, Мясницкая, 47. Вы можете по
этому адресу посылать ваши обращения, петиции, просьбы,
наш аппарат, и в том числе сам уполномоченный, будет внимательнейшим
образом их рассматривать и делать все, что он может сделать
в рамках Федерального конституционного закона "Об уполномоченных..."
- Виктория спрашивает, считаете ли вы полезным еще раз
опубликовать широко в стране Декларацию прав человека?
ЛУКИН: Никогда не помешает как можно более широко
распространять и пропагандировать документы, которые являются
для нас документами прямого действия. А если речь идет о
Всеобщей декларации прав человека ООН, то это документ прямого
действия, потому что мы члены ООН, подписали ее Хартию,
и в этом смысле мы просто обязаны выполнять эту декларацию,
а для того чтобы ее выполнять, надо, чтобы люди ее знали.
То же самое относится к Декларации по правам человека Совета
Европы. Мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы
они были распространены. Если есть дефицит, то я принимаю
это на вооружение, мы подумаем, как сделать их еще более
доступными и более широко распространяемыми.
- Владимир Петрович, много обращений на пейджере, связанных
с оплатой труда. Много ли нарушений прав гражданина и человека
на достойную оплату труда, что провозглашено в Конституции?
ЛУКИН: Приходят жалобы на это, прежде всего на задержки
в выплатах, и это серьезное преступление, я считаю это уголовным
преступлением, если одна сторона отказывается делать то,
что по договору стороны договорились делать, а другая сторона
свое обязательство выполнила. Речь идет о невыполнении обязательств,
то есть о серьезном административном нарушении либо уголовном
нарушении. Оно должно быть предметом судебного разбирательства.
Это не значит, что мы уклоняемся от разговора. Как только
мы получаем такую жалобу, мы всегда направляем ее по назначению.
Либо требуем у работодателя немедленно решить эту проблему,
либо обращаемся в соответствующие прокурорские и судебные
органы. У нас есть достаточное количество примеров, когда
это помогало.
- Если на ваши обращения по этим или другим вопросам
вы не видите реакции, от них отмахиваются, какие инструменты
в ваших руках?
ЛУКИН: Я повторяю - прокурор. Мы сотрудничаем очень
неплохо с Генеральной прокуратурой, они довольно активно
исправно отвечают на наши обращения. Одно из первых дел,
которым мы занимались, - это проблема беспорядков, которые
возникли в Ленинградской области в местах заключения. Там
происходили разные непонятные моменты, в результате которых
заключенные выразили протест о нарушении их прав. Мы послали
туда немедленно группу, эта группа поработала там, они пришли
к выводу, что существуют очень серьезные нарушения законности
со стороны персонала, и мы отреагировали, направив письма
в Министерство юстиции, при котором ГУИН находится сейчас,
в сам ГУИН и в прокуратуру. Представители Генеральной прокуратуры
немедленно отправились туда, и, поскольку у них ресурсов
больше, они нашли там основания для возбуждения уголовного
дела.