[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Владимир Аверин, интервью с Галиной Хованской
Жилищный кодекс: быть бедным и больным не рекомендуется
Радио "Маяк", 29 июня 2004 года
Что появится и что исчезнет из нашей жизни с принятием нового Жилищного кодекса - так можно сформулировать тему разговора Владимира Аверина с Галиной Петровной Хованской, депутатом Государственной Думы, членом Комитета по законодательству.

- Галина Петровна, я думаю, что разговор у нас будет малооптимистичный и малоприятный. Тем не менее, что нового появится и что исчезнет, чего нам следует больше опасаться - того, что появится, или того, что исчезнет?

ХОВАНСКАЯ: Я бы все-таки осталась на позиции умеренных оптимистов. Потому что, несмотря на то что принят проект Жилищного кодекса, внесенный фракцией "Единая Россия", и к фракции присоединилось правительство Российской Федерации, документ этот, конечно, вызывает очень много замечаний, мягко говоря, возражений и даже протестов и у специалистов, и просто у граждан, которые ухитряются ознакомиться с этим документом, хотя он до сих пор не опубликован, как вообще-то следовало бы, учитывая важность и последствия принятия этого документа для всех россиян. И я все-таки надеюсь, что хотя бы какая-то часть предложений (мною 250 написаны), наиболее существенная, все-таки будет рассмотрена и учтена. Так что давайте на оптимистичной ноте начнем наш разговор.

Галина Хованская

- Основные пункты нового Жилищного кодекса?

ХОВАНСКАЯ: Вы знаете, надо говорить не только о Жилищном кодексе, а нужно говорить и о тех законах, которые в связи с принятием Жилищного кодекса уходят из нашей жизни. Уходят из нашей жизни старый Жилищный кодекс, Закон "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". И еще из существенных законов - Закон "Об основах федеральной жилищной политики". Вместе с уходом старого кодекса и этих двух законов уходит целый ряд норм, к которым мы привыкли, считали их как бы уже данностью и не замечали их существования. Вот сейчас их отсутствие и наличие других, не очень приятных, норм мы заметим все, если не удастся изменить ситуацию до сентября. В сентябре будет второе чтение проекта Жилищного кодекса.

- Давайте по пунктам. Вот закон о приватизации.

ХОВАНСКАЯ: Закон о приватизации. Отмена самой приватизации через какой-то определенный срок (сейчас господа разработчики колеблются, сколько назвать: год, два или три). Я не согласна в принципе с таким ограничением приватизации, потому что есть категории граждан, перед которыми государство взяло обязательства, еще когда не было закона о приватизации жилищного фонда, поставило их в очередь. А как мы знаем, очередь у нас идет 20 лет. Так вот представьте себе человека, который встал на очередь до приватизации, а приватизации нашей 10 лет, он стоит 15 лет, и сейчас ему скажут, что через два, ну пусть даже через три года приватизация завершится. Он получит жилье в конечном итоге, но уже приватизировать его не сможет. Что это, как не нарушение государством взятых перед этим человеком обязательств? Ведь его поставили по старым правилам учета, ему обещали предоставить и передать в собственность бесплатно это жилье. А если говорить о том, что этот человек может жить в общежитии, где он в принципе в силу закона не может сейчас приватизировать жилое помещение? Если этот человек живет в аварийном доме, а у нас в центре Москвы около сотни домов находятся в предаварийном или аварийном состоянии, и в них запрещают приватизацию? Так вот для таких людей, живущих в общежитиях, в аварийных домах, шанс перебраться, переползти через эту категорию малоимущих, выбраться из нее... Да, она не слишком престижная, эта категория. Бедность, конечно, не порок, но тем не менее все-таки приятнее быть богатым и здоровым тоже, чем бедным и больным. Вот бедным и больным после принятия Жилищного кодекса быть не рекомендуется, это я могу сказать твердо.

- Ну да, из того, что я читал, получается, что льготные категории, которые все-таки хоть какую-то заботу о себе чувствовали в этой части, теперь тоже оказываются за бортом.

ХОВАНСКАЯ: Вы правы. Первый пример я вам привела. Второй пример, тут тоже идет попытка отказа от взятых обязательств: в том же законе о приватизации, на сегодняшний день действующем, содержится норма о том, что за бывшим наймодателем, то есть государством, муниципалитетом, сохраняется обязанность производить капитальный ремонт вашего дома. Вы, наверное, помните, сколько у нас не ремонтируются дома - по 20, по 30, по 40 лет. Так вот вместе с отменой закона эта норма тоже уйдет, а вместе с ней - обязанность государства ремонтировать наши дома. Третья норма, которая сейчас есть в законе о приватизации, - это право неимущего человека, если бремя собственности стало ему не по плечу, деприватизировать квартиру и обязать государство заключить с ним на это жилое помещение договор социального найма. Эта норма тоже исчезает. Четвертая - равные для собственника приватизированной квартиры и социального нанимателя условия оплаты жилищных и коммунальных услуг. Эта норма тоже исчезает вместе с отменой закона о приватизации. Четыре позиции я вам назвала только по одному закону.

Если мы вспомним о том, что отменяется еще Закон "Об основах федеральной жилищной политики", то отменяется норма о том, что сегодня вы можете снизить долю расходов на оплату за жилищно-коммунальные услуги в соответствии с тем, какое соотношение прожиточного минимума и вашего дохода на каждого члена семьи. Практически выбрасывая эту норму, государство забывает о том, что оно сейчас, отменяя льготы, говорит о том, что мы переходим от льгот, которые не зависят от семейного дохода, к адресной эффективной помощи. Так вот отмена нормы вместе с Законом "Об основах федеральной жилищной политики" хоронит вот эту эффективность адресной помощи.

- Знаете, когда вы говорите, что отменяется Закон "Об основах федеральной жилищной политики", такое ощущение, что отменяются сами основы, тот принцип, который был заложен в основу жилищной политики российского государства. Теперь, судя по всему, принципиально другие основы, на других принципах, с другой идеологией будет создаваться вся жилищная политика.

ХОВАНСКАЯ: Да, совершенно верно. Хочу еще один пример привести - эта норма тоже исчезает вместе со старым Жилищным кодексом и вместе с Законом "Об основах федеральной жилищной политики". Вспомните, что жители коммунальных квартир, если у них комната по нормам или чуть меньше нормы, имеют право освободившуюся комнату, принадлежащую государству или муниципалитету, выкупить. Так вот эта возможность тоже исчезает. Это так мы "ликвидируем" квартиры коммунального заселения, боремся с возможностью все-таки оказаться человеку в отдельной квартире.

Если говорить непосредственно о Жилищном кодексе, да, действительно, главный критерий для получения бесплатного социального жилья - это малоимущие. Здесь сразу возникает ряд вопросов. Вообще это не новое понятие, оно есть в Конституции. Так вот кто такие малоимущие? Понятие теперь используется в проекте нового Жилищного кодекса. Совершенно понятно, что критерий, который сейчас существует в федеральном законодательстве, относит к малоимущим всех, у кого меньше прожиточного минимума на каждого члена семьи. И понятно, что это для целей оказания адресной помощи по оплате за жилье нормально. Но для целей приобретения жилья это никак не годится, никак это не вписывается в нормальную ситуацию. Так вот все-таки удалось вписать, что надо учитывать имущество, оно само в этом слове содержится - малоимущие. Какое имущество? Конечно, нужно учитывать имущество, которое подлежит учету и регистрации. Каков критерий, сколько должно быть этого имущества? Одного "запорожца" не хватит, например, чтобы играть в эту замечательную ипотечную игру, в наше светлое будущее, которой в основном посвящен был весь жилищный пакет (из 27 проектов - два кодекса и один закон о введении, а остальное все посвящено ипотеке). Но ипотека важна для 10 процентов. Я думаю, что выполнятся обещания о снижении инфляции до 3 процентов. Президент велел, чиновники сказали "есть", значит, должно быть 3 процента инфляции. Какие будут при этом цены на нефть, мы не знаем, но мы же умеренные оптимисты, будем надеяться на лучшее.

Возвращаясь к теме малоимущих. Мне кажется, что этого имущества за вычетом прожиточного минимума должно быть достаточно для первого взноса за вашу будущую квартиру. А есть еще одна возможность в Жилищном кодексе: говорится о том, что социальная норма не должна быть меньше 15 квадратных метров общей площади, и вводится понятие совершенно правильное, которое давно уже используется в городском жилищном законодательстве, - учетная норма. Но не ставится нижний предел учетной нормы, а это замечательный способ еще раз сократить количество очередников. Потому что норму учетную можно поставить 10 квадратных метров, а можно поставить 5, и тогда количество очередников, конечно, сократится.

А вот теперь давайте подумаем, что еще исчезает. Исчезает вообще институт права на первоочередное получение жилья, исчезают так называемые льготники, которых действительно безумно много наплодили. Иногда льготы вводились необоснованно, но вместо того, чтобы пересмотреть, оптимизировать, оставить самых-самых нуждающихся в помощи государства, берут и ликвидируют все льготные категории. Об этом говорится в пояснительной записке, потому что в самом Жилищном кодексе упоминания о первоочередниках уже просто нет. А я вам хочу напомнить, что среди первоочередников есть люди, которые страдают тяжелыми заболеваниями, инвалиды.

- Причем есть и те, которые получили все эти заболевания, защищая родину, выполняя какие-то обязательства перед государством.

ХОВАНСКАЯ: Да, совершенно верно. Семьи погибших те же. Вот все эти льготы, я считаю, это святая обязанность государства. И я просто не могу понять, каким образом, ликвидировав всех первоочередников и всех внеочередников (у нас есть категория, которая имеет право вне всякой очереди получить квартиру)... Оставили только одну категорию, кто имеет право получить жилье вне очереди, - это жители аварийных домов, это в случае стихийных бедствий потерявшие жилье. И все, один пункт. Я задаю вопрос: а дети-сироты? Кто родители? Государство - папа и мама. Это хорошие родители, если они отправляют своих детей, которые в возрасте 16-17 лет еще недееспособные выходят из детдома, куда - в подвал, на вокзал, на улицу, в колонию? Я этого не понимаю. Я не понимаю, как разработчики могут говорить: а мы им деньги дадим. Вы знаете, мы в Москве предоставляли им жилье по договору безвозмездного пользования, чтобы они не сумели с помощью плечистых адвокатов приватизировать жилье и остаться потом на улице, поменяв эту квартиру на магнитофон "Сони". Вот такая ситуация.

Радикальные изменения будут в отношении бывших членов семьи собственников, это прописано в проекте Жилищного кодекса. У меня двойственное отношение к этой норме. Дело в том, что, действительно, когда старики не могут избавиться от бывшей невестки, которая зарегистрирована в их квартире и терроризирует этих людей, будучи уже давно в разводе и имея другую семью, это одна ситуация. Сейчас по проекту Жилищного кодекса предполагается, что собственник может указать на дверь любому бывшему члену семьи, и только в случае каких-то особых обстоятельств, имущественных и других, суд может установить срок, но не более года, после которого - с вещами на выход.
Радио "Маяк", 29 июня 2004 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Галина Хованская

Реформа ЖКХ

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]