[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Оксана Карпова, интервью с Игорем Артемьевым
Все секреты борьбы с монополиями
Деловой Петербург, 22.06.2004 11:33


Игорь Артемьев, директор Федеральной антимонопольной службы, рассказал корреспонденту «ДП», как именно он намерен бороться с монополиями на рынке России и Петербурга.

-Насколько для Вас было неожиданным предложение возглавить ФАС?

-После парламентских выборов некоторая неопределенность возникала, но, буквально, через несколько дней, представители правительства связались со мной и предложили работу в исполнительной власти. Диалог продолжался около месяца. Но внутренне я был готов к принятию решения, потому что, на самом деле, мне хотелось работать в исполнительной власти.

-Вы советовались с Григорием Явлинским?

-Конечно. Дело в том, что мы с Григорием Алексеевичем друзья и было бы странно, если я не поставил его в известность. Я в принципе и в правительстве сказал, что поговорю с друзьями и для меня важно их мнение. Никакого противовеса не было, напротив, только поддержка в принятии решения. И, как мне кажется, поддержка будет и в будущем. Я всегда могу посоветоваться с друзьями, «яблочники» хорошо разбираются в экономических вопросах. Можно даже сказать, что есть целая «экономическая школа Явлинского». И я к этой школе тоже принадлежу.

-В ФАС сейчас работает много питерцев?

-Наряду с бывшим МАП, конечно, несколько больше. Я пригласил в Москву некоторых своих коллег, с которыми, как говорится, мы идем по жизни. То есть тех, с кем я десять лет знаком по работе в Петербургском центре политико-экономических исследований, которым руководил. Причем далеко не все эти люди «яблочники», главное – у них есть знания и энергия работать.

-Когда Вам передали дела антимонопольного министерства, какие вопросы были первоочередными?

-Я не первый раз прихожу на административную работу, поэтому вопрос административной реформы, реорганизации ведомства был для меня не новым. Но один вопрос сразу «вырисовывался». За последние годы МАП оказалось в изоляции и лишилось поддержки правительственных структур, в чем собственно, и была большая беда министерства. Поэтому мне с самого начала было важно почувствовать, насколько проблемы антимонопольной политики созрели для того, чтобы они стали ключевыми в экономической реформе проводимой правительством. Ведь очевидно, что мне в одиночку, да и всему ФАС никогда не справиться с антимонопольными проблемами без поддержки МЭРТ, Минфина, администрации президента, председателя правительства и силовых структур. И я очень рад, что ФАС получил такую поддержку.

-Наверное, поэтому, вы уже уверенно завили о таких главных задачах ФАС, как урегулирование тарифов естественных монополий, проведение госзакупок и пр. Одним словом, о тех наболевших проблемах, с которыми пыталось разобраться «Яблоко» в Госдуме прошлого созыва…

-Есть некоторые предпосылки, почему антимонопольная политика может быть сильной. Во-первых, в последнее время само государство стало более сильным. Если в середине 90-х годов самые высокие кабинеты открывали одной ногой люди с большим состоянием, то сейчас это далеко не так. Если раньше те чиновники, которые принимали участие в процессах приватизации, оставались флагманами где угодно, то сейчас это тоже не так. Иными словами, сейчас появилась возможность реально развернуть серьезную программу демонополизации экономики. Люди в высшей иерархии исполнительной власти теперь более независимы, нежели в середине 90-х годов. А это - объективные предпосылки для сильной антимонопольной политики. Кроме того, те задачи, которые поставил президент на ближайшие годы, дают мне основания надеяться, что правительство и парламент будут действовать в нужном направлении. Поэтому, для ФАС важно сейчас понять, где надо осуществить прорыв для улучшения экономической ситуации в стране, и донести это до правительства. Не сомневаюсь, что в каких-то вопросах даже понадобится помощь силовиков.
Второй фактор – использование мирового антимонопольного опыта. Если результаты были достигнуты в других странах, неужели Россия глупее? Мы тоже это сделаем, вопрос лишь во времени.

-За счет чего можно сбалансировать цены на нефтепродукты?

-На первый взгляд, у нас много сильных и крупных нефтяных компаний и, казалось бы, они должны конкурировать между собой. Но если посмотреть в действительности, особенно «в территориальном разрезе», проявляются несколько монополистов. И там уже не разберешь, губернатор или руководитель филиала нефтяной компании – региональный командир. Это одна проблема.
Что касается роста цен, я уверен, что Россия - страна ценовых сговоров и тут, как говорится, еще конь не валялся. За последние десять лет (!) МАП только трижды доказало в суде (а суды – это еще одна проблема и отдельный разговор) сговор компаний по росту цен на бензин. Это говорит о том, что руководители нефтяных компании не только имеют грамотных юристов, но и хорошие возможности для оказания воздействия на прокуратуру. В этом смысле, МАП было трудно и небезопасно бороться с нефтяниками. Как, впрочем, и с представителями других секторов экономики. Что делать? Надо менять антимонопольное законодательство. В частности, искоренить ту практику, когда суду необходимо предъявить протокол о сговоре компаний (подписанный их руководителями) по повышению цены на тот или иной продукт, услугу. Таких протоколов никогда не будет, а, значит, суд согласно законодательству не вправе рассматривать дело. Во всем мире подобную проблему решают за счет такого понятия, как «сознательный параллелизм», то есть, если компании одновременно повысили цены, и этому нет никаких экономических обоснований, такое дело объявляется судом противоправным. Соответственно все виновники объявляются участниками «картельного соглашения». Которые, в дальнейшем обязаны компенсировать ущерб всем пострадавшим на рынке субъектам (как гражданам, так и компаниям). В общем, насколько цены подняли, настолько должны возместить потери.

Кроме того, пострадавшие имеют право претендовать на компенсацию морального ущерба и «упущенной выгоды». Это, как правило, удваивает штрафные санкции к нарушителям. Кроме того, например, в США с 1896 года, стыдно сказать, как это было давно, каждый такой нарушитель платит троекратную сумму всего возмещенного ущерба в бюджет страны.

- ФАС уже предпринял в этом направлении конкретные шаги?

Да, недавно мы согласовали с МЭРТ концепцию нового законопроекта о защите конкуренции. Но мне бы не хотелось все детали прописывать только в этом документе, поэтому ФАС попросило правительство не дожидаться принятия закона. В частности, руководитель аппарата правительства Дмитрий Козак уже подписал письма в адрес Высшего арбитражного суда, Верховного суда и Генпрокуратуры с просьбой обобщить практику правоприменения за последние годы статей Уголовного кодекса и, соответственно, статей антимонопольного законодательства по этому вопросу. (Может, тут еще что-то дописать, как –то недосказано..)

Но пока судьи будут вникать в суть дела, не исключено, что, например, компания Лукойл получит в Санкт- Петербурге 60 земельных участков под застройку автозаправок…

ФАС внимательно следит за этим делом. По действующему антимонопольному законодательству о конкурсах, соответствующая процедура (конкурс) должна быть проведена. И вовсе не обязательно, что Лукойл выиграет конкурс. ФАС провело переговоры с городской администрацией Санкт-Петербурга, и нас заверили, что конкурс состоится. А ФАС, в свою очередь, будет стремиться к тому, чтобы конкурс был открытым, справедливым и равным. Если конкурс не пройдет, мы вынуждены оспорить это решение в суде.

ФАС не против компании Лукойл, главное для нас, чтобы никакая компания вообще не имела доли на рынке более 35%. Это нарушение антимонопольного законодательства.

-Известно, что ФАС предлагает свой вариант снижения цен на жилье. В чем суть?

-Ситуация на строительном рынке идентична другим. Если посмотреть номинально, то в списке игроков значится 2,5 тыс строительных компаний. На самом деле, подрядчиков намного меньше - 100 компаний и их владельцами являются два-три лица. Только они не фигурируют ни в одном документе, поскольку все «сидят» в офшорах. Поэтому задача ФАС - исследовать рынок, попытаться выявить его реальную долю, то есть определить собственников компаний. Подобным делом антимонопольное ведомство ранее не занималось никогда. Если мы докажем, что некая компания имеет более 35 процентов на рынке, то на ее действия согласно закону, будут наложены серьезные ограничения. Конечно, это задача – непростая. Так, в середине 90-х годах правительство очень боялось оказать давление на собственников. В противном случае, результатом стал бы вывоз капитала из страны. А Россия итак теряла 15- 20 млрд. долларов в год. Да и вообще, выявление владельцев компаний, небезопасное занятие. Поэтому когда я говорю, что время пришло заниматься антимонопольными делами и есть предпосылки самого государства для этого, это разговор о том, что эту работу надо проводить. ФАС уже направил предложения правительству, что в пределах одного субъекта федерации ни одна группа лиц не должна владеть более 25 процентами участков земли под застройку.

-И как все это в итоге отразится на стоимости жилья?

-Пока существует спрос на жилье в Москве, Санкт—Петербурге, застройщики (одна-две компании) не прекратят задирать цены. А цены будут автоматически повышаться в других городах. Причем если, например, четыре компании будут иметь долю на рынке 25 процентов, есть другая опасность - опасность сговора. Здесь нам опять важна ликвидация «сознательного параллелизма». И вот когда удастся предотвратить сговор, тогда заработают нормальные рыночные условия. Благодаря конкуренции, цены на жилье, недвижимость должны сбиваться. Кроме того, государство может регулировать другой вопрос - жестко выделять земельные участки и предотвратить земельный ажиотаж, который тоже влияет на рост цен.

-И насколько может снизиться цена квадратного метра?

-Если говорить о стоимости, то самый сильный фактор это не монополизация, а безудержный спрос и отсутствие предложения на рынке. Поэтому сейчас говорить о конкретных цифрах, на мой взгляд, преждевременно, все покажет время. А ФАС должно сделать все от нас зависящее - развить демонополизацию и способствовать развитию финансового рынка.

- А как бороться с монополией на рекламном рынке, особенно на телевиденье?

Если говорить о рекламе на ТВ, то конкуренция на этом рынке отсутствует напрочь. МАП ранее этого не замечало или делало вид, что не замечает. Нам еще предстоит разбираться с этими проблемами и очень скоро.

В отношении всего рекламного рынка, то надо резко менять закон "О рекламе". Мы уже направили наши предложения в правительство. Одна из идей – нельзя рекламировать разный товар под одним и тем же брендом. (Может здесь что-то уточнить, ведь в пятницу должна была пройти встреча с Фрадковым?)

-Вас не смущает, что каждый день на ТВ многократно идет реклама пива?

-Это - вопрос политический, до сих пор мы не имеем ответа на вопрос «является ли пиво алкогольным напитком или нет». Парламент не может принять это решение десять лет. Поэтому, какой здесь монополизм - мы просто-напросто не можем предъявлять никакие претензии в суде. Исполнительной власти разрешено только то, что прописано в законе.

-Как ФАС намерен поддерживать малый бизнес?

-На мой взгляд, не стоит забывать, что в сфере деятельности естественных монополий есть маленькие «островки» и надо в первую очередь защищать их с помощью законов. Второй аспект касается вертикально интегрированных компаний. Было бы разумным, если они продавали значительную часть своих подрядов в ходе конкурсов малым предприятиям, которые выступали в роли субподрядчиков. Это реальные доходы для малого бизнеса. А все остальные – законодательная работа и предотвращение административных барьеров.

-Как часто ФАС констатирует нарушения антимонопольного законодательства Северо-западного административного округа?

- Общая ситуация складывается по всем регионам, поэтому я бы не стал выделять Северо-Западный регион, и Санкт-Петербург в частности, как какой-то оазис. Ни в положительном, ни в отрицательном смысле. Единственное мое пожелание администрации Санкт-Петербурга– не забывать о возможности проведения конкурсов. Кто мешает проводить, например, торги в интернете, конкурсы для закупки бесплатных лекарств, или выставлять на тендер земельные участки под застройку. Хотелось бы, чтобы эти конкурсные процедуры проводились в первую очередь в Москве и Санкт- Петербурге, потому что в регионах мы увидим подобное намного позднее.

Деловой Петербург, 22.06.2004 11:33

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Игорь Артемьев



info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]